Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Михаила Михайловича Куюкова» УТВЕРЖДАЮ: директор К.П. Тимофеев _____________________ (ФИО, подпись) Рабочая программа внеурочной деятельности КОРРЕКЦИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ 1-4 КЛАССЫ Мысковский городской округ, 2024 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекция вычислительных навыков» для обучающихся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) – это программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекция вычислительных навыков» разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР Вариант 5.1.) МАОУ СОШ № 1, программы формирования универсальных учебных действий. Дети с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) – это преимущественно дети с сохранённым интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета) в виду недоразвития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речевого недоразвития. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Обучающемуся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) необходим хорошо структурированный материал. Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в обучении: произвольной деятельности, внимания, навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, зрительного восприятия и узнавания, графических и чертежных умений, пространственной ориентации. Поэтому отличительной особенностью данного коррекционного курса является его практическая направленность, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций, что нашло своё отражение в содержании предмета, использование упражнений по развитию памяти, внимания, мышления. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. 2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Коррекция вычислительных навыков» В обучении детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед образовательной организацией, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные и коррекционновоспитательные: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание, значимости математики для научнотехнического прогресса. Формы работы для детей с ОВЗ: - индивидуальная; - групповая; - по образцу; - по алгоритму Организуя обучение, целесообразно использовать дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Работа над изучением курса строится концентрически. В программе курса намечена система постепенного расширения области рассматриваемых курсом вопросов. Основной формой организации является урок, на котором указанные специфические особенности учебного процесса позволяют обеспечить индивидуализацию обучения в соответствии с возможностями познавательной деятельности и состоянием здоровья детей. Курс расширяет математический кругозор и эрудицию обучающихся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Актуальность курса «Коррекция вычислительных навыков» определена тем, что она предназначена для развития математических способностей обучающихся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.), для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением 6 коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают. 7 3. Описание места курса внеурочной деятельности «Коррекция вычислительных навыков» в учебном плане Курс внеурочной деятельности «Коррекция вычислительных навыков» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 1 курс изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. В 1 классе на курс «Коррекция вычислительных навыков» отводится по 33 часа в год; во 2 - 4 классах – по 34 часа в год. Общий объѐм учебного времени составляет 135 часов. 8 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «Коррекция вычислительных навыков» Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество); личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору); честь; достоинство; свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная); доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам); дружба; здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни); труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля). 9 5. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Коррекция вычислительных навыков» Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 10 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно - популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами 11 6. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Коррекции вычислительных навыков» Ах, эти числа и цифры. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Как можно сделать числа больше ли меньше? Знаки – помощники. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). 1000 – это много или мало? Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Ах, это Время! Большой или маленький, короткий или длинный. Загадки математических измерений. Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи - загадки. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Секреты решения задачи. От простого к сложному Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту 12 (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). 13 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № Наименование п/п тем 1. Ах, эти числа и цифры. 2. Мир занимательных задач Класс, количество часов 1 2 3 4 14 12 13 10 6 10 Основные виды учебной деятельности обучающихся - сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; - моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; - использовать его в ходе самостоятельной работы; - применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; - анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; - аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. 13 18 -анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); -искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; - моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; -конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; - объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; - воспроизводить способ решения задачи; -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с 14 заданным условием; - анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; -оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); -участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; - конструировать несложные задачи. 3. От простого к сложному 13 12 Итого: 33 8 6 34 34 34 - ориентироваться в понятиях «влево», -ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; -проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); - выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; -анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; - составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; -выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; -сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; - объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; -анализировать предложенные возможные варианты верного решения; - моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; -осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. 15 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Список литературы: 1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. СПб,1996 3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. Волгоград: Учитель, 2008. 5. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000. 6. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. СПб: Кристалл, 2001. 7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 9. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 10. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. СПб: Союз, 2001. 11. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. М: АСТ, 2006. 12.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. М: Просвещение, 1975. 13. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 14. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 15. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 Технические средства обучения: - компьютер; - принтер; - компакт-диски с записью из детских мультфильмов - экспозиционный экран; Цифровые образовательные ресурсы: 1. портал «Вне урока»: Математика. Математический мир [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vneuroka.ru/mathematics.php (дата обращения: 19.05.2020); 2. российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» [электронный ресурс] - Режим доступа: http://konkurs-kenguru.ru (дата обращения: 19.05.2020); 16 3. клуб учителей начальной школы. 4 ступени. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://4stupeni.ru/stady (дата обращения: 19.05.2020); 4. Сократ — развивающие игры и конкурсы [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.develop-kinder.com (дата обращения: 19.05.2020); 5. головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы [электронный ресурс] - Режим доступа: http://puzzle-ru.blogspot.com (дата обращения: 19.05.2019); 6. игры, презентации в начальной школе [электронный ресурс] Режим доступа: http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1(дата обращения: 19.05.2020); 7.энциклопедия [электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index (дата обращения: 19.05.2020); Учебно-практическое оборудование 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 7. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 8. Набор «Геометрические тела». 9. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 10. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.