Коррекция вычислительных навыков

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза
Михаила Михайловича Куюкова»
УТВЕРЖДАЮ:
директор К.П. Тимофеев
_____________________
(ФИО, подпись)

Рабочая программа внеурочной деятельности
КОРРЕКЦИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
1-4 КЛАССЫ

Мысковский городской округ, 2024

1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Коррекция
вычислительных навыков» для обучающихся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) – это
программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Коррекция
вычислительных навыков» разработана на основе требований к результатам освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР Вариант
5.1.) МАОУ СОШ № 1, программы формирования универсальных учебных действий.
Дети с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) – это преимущественно дети с сохранённым
интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в
овладении школьными навыками (чтения, письма, счета) в виду недоразвития
психических процессов: внимания, памяти, мышления, речевого недоразвития.
Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому,
что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно
выполнять задания.
Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются
причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе
желаемых результатов.
Обучающемуся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.)
необходим хорошо
структурированный материал. Для таких детей важно обучение без принуждения,
основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы
школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха,
которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение
определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов
умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности
в обучении: произвольной деятельности, внимания, навыков анализа и синтеза,
сравнения и обобщения, зрительного восприятия и узнавания, графических и
чертежных умений, пространственной ориентации. Поэтому отличительной
особенностью данного коррекционного курса является его практическая
направленность, расходование значительной части времени на формирование
различных деятельностных компетенций, что нашло своё отражение в содержании
предмета, использование упражнений по развитию памяти, внимания, мышления.

Программа курса внеурочной деятельности предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Коррекция вычислительных навыков»

В обучении детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами,
поставленными перед образовательной организацией, а также постоянно иметь в виду
специфические задачи:
коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные и коррекционновоспитательные:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность
мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы
алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, понимание, значимости математики для научнотехнического прогресса.
Формы работы для детей с ОВЗ:
- индивидуальная;
- групповая; - по
образцу;
- по алгоритму
Организуя обучение, целесообразно использовать дифференцированный
подход к обучающимся с ОВЗ.
Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их
посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Работа над изучением курса строится концентрически. В программе курса
намечена система постепенного расширения области рассматриваемых курсом
вопросов.
Основной формой организации является урок, на котором указанные
специфические
особенности
учебного
процесса
позволяют
обеспечить
индивидуализацию обучения в соответствии с возможностями познавательной
деятельности и состоянием здоровья детей.
Курс расширяет математический кругозор и эрудицию обучающихся с ОВЗ
(ТНР Вариант 5.1.) способствующий формированию познавательных универсальных
учебных действий.
Актуальность курса «Коррекция вычислительных навыков» определена тем,
что она предназначена для развития математических способностей обучающихся с
ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.), для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением

6

коллективных форм организации занятий и использованием современных средств
обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в
своих силах.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа обучающимся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) возможностей
применения тех знаний и умений, которыми они овладевают.

7

3. Описание места курса внеурочной деятельности
«Коррекция вычислительных навыков» в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Коррекция вычислительных навыков» входит
в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана.
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 1 курс изучается с 1 по 4
класс по 1 часу в неделю.
В 1 классе на курс «Коррекция вычислительных навыков» отводится по 33 часа
в год; во 2 - 4 классах – по 34 часа в год.
Общий объѐм учебного времени составляет 135 часов.

8

4. Описание ценностных ориентиров содержания
курса внеурочной деятельности
«Коррекция вычислительных навыков»
Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным
требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
служение Отечеству);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический
мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира,
равенство и независимость народов и государств мира, международное
сотрудничество);
личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя
гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и
человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);
честь;
достоинство;
свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение
и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и
национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки
собственным интересам);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное,
близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина
мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

9

5. Личностные, метапредметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
«Коррекция вычислительных навыков»
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;

10

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно - популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами

11

6. Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Коррекции вычислительных навыков»

Ах, эти числа и цифры.
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и
составление ребусов, содержащих числа. Как можно сделать числа больше ли
меньше? Знаки – помощники.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в
ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление
примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
1000 – это много или мало?
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с
математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Ах, это Время! Большой или маленький, короткий или длинный. Загадки
математических измерений.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными
некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность
шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи - загадки.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково
символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи,
решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ
и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство,
например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.
Обоснование выполняемых и выполненных
действий. Секреты решения задачи.
От простого к сложному

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓,
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту

12

(алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны,
уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких
возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному
замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение
задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте.
Составление вычерчивание орнамента с использованием циркуля (по образцу,
по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору
учащихся).

13

7. Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся
№

Наименование

п/п

тем

1.

Ах, эти числа и
цифры.

2.

Мир
занимательных
задач

Класс,
количество
часов
1
2 3 4
14 12 13 10

6

10

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

- сравнивать разные приёмы действий,
выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного
обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда;
- использовать его в ходе самостоятельной
работы;
- применять изученные способы учебной
работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
- анализировать
правила
игры,
действовать в соответствии с заданными
правилами;
- участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение
и аргументировать его;
- аргументировать свою позицию в
коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования
своего суждения;
сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
- контролировать свою деятельность:
обнаруживать и исправлять ошибки.
13 18 -анализировать
текст
задачи:
ориентироваться
в тексте,
выделять
условие и
вопрос, данные и искомые
числа (величины);
-искать и выбирать необходимую
информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для
ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в
тексте
задачи,
использовать
соответствующие знаково-символические
средства для моделирования ситуации;
-конструировать
последовательность
шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые
и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
-сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат с

14

заданным условием;
- анализировать предложенные варианты
решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ
решения задачи;
-оценивать
предъявленное
готовое
решение задачи (верно, неверно);
-участвовать
в
учебном
диалоге,
оценивать процесс поиска и результат
решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
3.

От простого к
сложному

13 12

Итого: 33

8

6

34 34 34

- ориентироваться в понятиях «влево»,
-ориентироваться на точку начала
движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту
(алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на
сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей
(танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;
- составлять фигуры из частей, определять
место заданной детали в конструкции;
-выявлять
закономерности
в
расположении деталей; составлять детали
в соответствии с заданным контуром
конструкции;
-сопоставлять
полученный
(промежуточный, итоговый) результат с
заданным условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей
или способа действия при заданном
условии;
-анализировать предложенные возможные
варианты верного решения;
- моделировать объёмные фигуры из
различных
материалов
(проволока,
пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые
действия
контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.

15

8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Список литературы:
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. СПб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. Волгоград: Учитель, 2008.
5. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. СПб: Кристалл;
М.: ОНИКС, 2000.
6. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. СПб: Кристалл, 2001.
7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов:
«Лицей», 2002
8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002
9. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
10. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. СПб:
Союз, 2001.
11. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. М:
АСТ, 2006.
12.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе:
пособие для учителей. М: Просвещение, 1975.
13. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами
и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
14. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2004
15. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе.
М.: «Панорама», 2006
Технические средства обучения:
- компьютер;
- принтер;
- компакт-диски с записью из детских мультфильмов
- экспозиционный экран;
Цифровые образовательные ресурсы:
1. портал «Вне урока»: Математика. Математический мир [электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.vneuroka.ru/mathematics.php (дата обращения:
19.05.2020);
2. российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»
[электронный ресурс] - Режим доступа: http://konkurs-kenguru.ru (дата обращения:
19.05.2020);

16

3. клуб учителей начальной школы. 4 ступени. [электронный ресурс] –
Режим
доступа: http://4stupeni.ru/stady (дата обращения: 19.05.2020);
4. Сократ — развивающие игры и конкурсы [электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.develop-kinder.com (дата обращения: 19.05.2020);
5. головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы [электронный
ресурс] - Режим доступа: http://puzzle-ru.blogspot.com (дата обращения:
19.05.2019);
6. игры, презентации в начальной школе [электронный ресурс] Режим
доступа: http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1(дата обращения: 19.05.2020);
7.энциклопедия [электронный ресурс] - Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/w/index (дата обращения: 19.05.2020);
Учебно-практическое оборудование
1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
2. Комплекты карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
2) 10, 20, 30, 40, … , 90;
3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
3. «Математический веер» с цифрами и знаками.
4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для
закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной
стороне — задание, на другой — ответ.
7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
8. Набор «Геометрические тела».
9. Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100»,
«Умножение», «Деление» и др.
10. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре
по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и
деление» и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».