ОРКСЭ 4 класс составитель Сергомасова О.В.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Кузбасса
Муниципальное Казенное учреждение "Управление образованием
Мысковского городского округа"
МАОУ «СОШ № 1» Мысковского ГО

УТВЕРЖДЕНО
директор
Тимофеев К.П.
Приказ №170 от «30» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2080289)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»
для обучающихся 4 класса
Составитель Сергомасова О.В.

Мысковский городской округ 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
составлена на основе:
1. Требований Федерального государственного стандарта начального общего
образования, программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию
обучающихся на ступени начального общего образования;
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного
учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М.
Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Методических рекомендаций по изучению курса «Основы религиозных
культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях ЯмалоНенецкого автономного округа.
5. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской
этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской
академии образования, Федерального института развития образования,
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования, представители религиозных конфессий]
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по
педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения
учебного содержания, достижение которых обучающимися должен
обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в
системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей
учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и
основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и
направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о
нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их
значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к
ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской
этики призвано сыграть важную роль не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе
формирования
порядочного,
честного,
достойного
гражданина,
соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего
ее
культурные
традиции,
готового
к
межкультурному
и
межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Данный курс вводится с первой четверти в 4 классах в соответствии с
требованиями Стандарта. Примерная программа духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего
образования.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный
процесс комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных
культур» - является Поручение Президента Российской Федерации от 2
августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя
Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных
и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у
них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической
и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во
имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно–методического
комплекта:
- А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева «Основы мировых религиозных
культур»
4-5 класс М.: Просвещение, 2011 г

Цель изучения
учебного курса
ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному
на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также
к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений

Основная
педагогическая
цель

Воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного,
ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России.

Задачи учебного
курса ОРКСЭ

-знакомство обучающихся с основами православной,
мусульманской, буддийской, иудейской культур,
основами мировых религиозных культур и светской
этики;
-развитие представлений младшего подростка о
значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
-обобщение знаний, понятий и представлений о
духовной
культуре
и
морали,
полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у
них ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной

истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
-развитие способностей младших школьников к
общению в полиэтнической и многоконфессиональной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач
духовно-нравственного развития и воспитания, а также с учётом
«Требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования», установленных Стандартом, определяются
общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок
и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и
универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности школьника
поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —
способности
младшего
школьника
формулировать
собственные
нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку
своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование
основ
морали
—
осознанной
обучающимся
необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в
обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом,
укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие
обучающимся
базовых
национальных
ценностей,
национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою
нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным
намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за
их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование
умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного
здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за
Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и
культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
• формирование
осознанного
и
уважительного
отношения
к
традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и
религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического
общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и
образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, гендерных
семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими
традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более
полного достижения национального воспитательного идеала с учётом
национальных и региональных условий и особенностей организации

образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей
(законных представителей).

Воснову реализации программы положены ценностные ориентиры по
следующим направлениям:
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение
Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;
справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей;
уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство
долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и
младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление
о вере, духовной культуре и светской этике.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Ценности:уважение к труду; творчество и созидание; стремление к
познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость,
трудолюбие.
• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни.
Ценности:здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни,
здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социальнопсихологическое.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Ценности:родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое
сознание.

•Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
Ценности:красота; гармония; духовный мир
развитие, самовыражение в творчестве и искусств

человека;

эстетическое

Принципы духовно-нравственного развития:
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в
соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на
определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений,
деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития
личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни,
обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов
воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение
национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание
духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего
школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей
(общечеловеческих,
религиозных,
этнических,
общественных,
корпоративных) происходит на основе национального воспитательного
идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру —
ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель
выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой,
образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание
учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть
наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для
духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —
устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть
похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образноэмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы

подражания, эмпатия, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие,
эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений,
живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той
ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы
являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных
отношений большую роль играет диалогическое общение младшего
школьника со сверстниками, родителями (законными представителями),
учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в
воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права
воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность,
которую он полагает как истинную.
Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть
совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях
процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный,
многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в
различные виды
социальной, информационной, коммуникативной
активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко
противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной
жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовнонравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного
учреждения должна быть по возможности согласована.
Принцип
системно-деятельностной
организации
воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся
и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию
учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной,
деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных
видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовнонравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых
национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически
определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть
Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ
на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения
ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных

задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами
культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач,
отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края,
своей семьи; жизненного опыта своих родителей (законных представителей)
и прародителей.

Место комплексного учебного курса «Основы мировых
религиозных культур» в программе обучения

На изучение учебного курса «Основы мировых религиозных культур»
отводится 1 час в неделю в 4 классе. Программа рассчитана на 34 часа.
Курс, раскрывающий основы мировых религиозных культур,
предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени
общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию
он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного
образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс
ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий
мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны,
этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета
«История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и
ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит
в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
В основе организации занятий курса, учащихся смогут выполнить ряд
проектных работ, предусмотренных в конце разделов, в основу которых
положен системно – деятельностный подход. Дети смогут заниматься
групповой
исследовательской деятельностью, научатся отбирать
необходимый материал, составлять презентации. Это позволит повысить
интерес к детей не только к исследовательской деятельности, при
выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»):

Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; Формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре
других народов;

Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности,
применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства,
особенности объектов, процессов и явлений действительности (в
т.ч.социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать
суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств,
конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений
действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том
числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;


Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека
и общества;

Формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности;

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут
сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации. В частности:
* формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
* формирование как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре всех
народов;
* развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
* развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
* воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам разных людей; развитие
начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
* развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники
овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию
своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в
том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В частности:
* овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства ее осуществления;
* формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
* определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с
учетом характера ошибок;
* понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
В сфере познавательных универсальных учебных действий
выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и
важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические
средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким
спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения
задач.
* овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
* адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникационных
и познавательных задач;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра),
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию,
отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях,
важнейшими компонентами которых являются тексты.

* готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную;
* излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
* определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности;
* адекватно оценивать собственное поведение окружающих;

Содержание учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (13 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога
как фактора
общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего
класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных
завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих
проектов учащихся.
Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает
подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного
материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки
проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный
материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,
деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса
получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6
модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих

одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в
целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Формы контроля и оценки планируемых результатов
Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе:
- текущего и систематического собеседования по основным разделам
программы;
- составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
- защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ;
- выставки работ учащихся.
При оценке предметных результатов освоение программы используются
виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения:
- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень
развития учащихся;
- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного
действия в уме до начала его реального выполнения;
- пооперационный контроль, т.е. контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
- контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов;
- рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную
основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения;
- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень
сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной
деятельности школьников.
Важно оценивать деятельность учащихся в конце каждого занятия, раздела.
При этом можно выделить ряд критериев:
- понимание изучаемого материала;

- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;
- самостоятельность суждений;
- умение поддержать и выстроить диалог;
Итоговый контроль осуществляется в 4-х классах качественной оценкой
усвоил/не усвоил, или зачёт/не зачёт. Итоговая оценка выставляется в конце
изучения курса.
В основу оценки метапредметных результатов положены следующие
методики: «Самоопределение и смыслообразование», «Рефлексивная
самооценка».

Материально-технического обеспечение для преподавания учебного
предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

1. Учебные пособия «Основы мировых религиозных культур» и «Основы
светской этики» подготовленные для учебного курса «Основы религиозной
культуры и светской этики» для 4 класса основной школы.
2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя
3. Учебные видеоматериалы к урокам
4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета
5. Уроки ОРКСЭ проводятся в кабинетах, оборудованных интерактивной
доской,
экранно-звуковым оборудованием, телевизором.

Список обязательной и рекомендуемой литературы,
включая Интернет-ресурсы

Основная литература:
1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение,
2010.
2. Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
исламской
культуры.
4-5
классы:
Учебное
пособие
для
общеобразовательных учреждений/ Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. –
М.: Просвещение, 2010.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых
религиозных культур: Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов.
– М.: Просвещение, 2010.
4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.
4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/
Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010.
5. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики.
Основы исламской культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений/ В.Л. Чимитдоржиев. – М.:
Просвещение, 2010.
6. Членов М.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
иудейской
культуры.
4-5
классы:
Учебное
пособие
для
общеобразовательных учреждений/ М.А. Членов, Г.А. Миндрина, А.В.
Глоцер. – М.: Просвещение, 2010.
7. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.
8. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
9. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997.
10.Алов А.А. и др. Мировые религии. – М., 1998.
11.Основы религиоведения /Ред. И.Н. Яблоков. – М., 2000.
Дополнительная литература
1. Азбука нравственности: Учебное пособие по курсу основ морали (УМК:
учебное пособие для учащихся, книга для чтения, методическое
пособие для учителей. 1-4 классы)/ Составитель Э. П. Козлов,
руководитель работы и др. Предисловие С. В. Михалкова. — М., 2007.
2. Аш-Шахрастани Мухаммед ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях. – М.,
1984
3. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. –
М., 1988 .
4. Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального
взаимодействия. – М., 2004.

5. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся
общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ
морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред.
Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.
6. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное
пособие для учащихся среднего возраста. — М., 1992.
7. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. (под ред.
Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой). Оценка достижений планируемых
результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1. – М., 2009.
8. Детский сад, или Духовные уроки для детей: Книга для чтения детям. –
М., 2008.
9. Ильин И.А. Философия права (Нравственная философия). Религиозный
смысл философии. Путь духовного обновления// Ильин И.А.
Сочинения: В 2-х т. – М., 1993.
10.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г.Асмолов,
Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред.А.Г. Асмолова. - М.:
Просвещение, 2008.
11.Каламов С. Х. Христианство и религии мира. Учебно-методическое
пособие. — М., 2001.
12.Коваль Т.Е. Тяжкое благо. Христианская этика труда: православие,
католицизм, протестантизм: Опыт сравнительного анализа. – М., 1994.
13.Козлов Э. П. Этика: учебное пособие-практикум по основам морали для
учащихся 10-11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев,
гимназий и средних специальных учебных заведений. – М., 2007.
14.Коротких Сергий Священник. Мир Божий: Основы православной
культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть
1. — М., 2003.
15.Коротких Сергий Священник. Мир Божий: Основы православной
культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть
2. — М., 2003.
16.Кошмина И. В. Основы русской православной культуры. Учебное
пособие. — М., 2002.
17.Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской
Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000.
18.Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. Мир как органическое цело.
Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991.
19.Метлик И. В. Православная культура в современной школе:
методические рекомендации // Религия и школа в современной России:
документы, материалы, выступления / Сост. и редакция: д-р социолог.
н. М. Н. Белогубова, канд. пед. н. И. В. Метлик, канд. философ. н.
А. В. Ситников. — М., 2003.
20.Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по
формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы

(с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и
«Символика класса»). - Самара, 2008.
21.Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Победители стихий: Рабочая тетрадь с
компетентностно - ориентированными заданиями для учащихся 4
классов – 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2008.
22.Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Символика класса: Рабочая тетрадь с
компетентностно -ориентированными заданиями для учащихся 4
классов – 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Фёдоров», 2008.
23.Планируемые
результаты
начального
общего
образования
(Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой,
О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
24.Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XI—
XVII вв. — М., 1999.
25.Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII—
XIX вв. — М., 1998.
26.Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской и советской культуры.
XX в.— М., 2002.
27.Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Оправдание добра
(Нравственная философия) // Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. Т.2. –
М., 1989.
28.Соловьев В.С. Смысл любви. Общий смысл искусства. Идея
сверхчеловека. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Россия и
Вселенская церковь // Соловьев В.С. Сочинения: Библиотека «Вехи». –
М., 2004.
29.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (Опыт православной
теодицеи в двенадцати письмах). У водоразделов мысли. Иконостас//
Флоренский П.А. Сочинения: В 2-х т., 3-х кн. – М., 1990.
30.Харисова Л. А. Религия веры, надежды, любви: школьникам о
православной культуре: Учебное пособие. — Казань, 2004.
31.Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я –
гражданин России». 4 класс. - Самара:
Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
32.Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками: хрестоматия по
этике для школьников 5-6 классов // Этическое воспитание № 1, 2007.
33.История религии: В 2-х т. /В.В. Винокуров и др. М – М., 2002.
34.Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2-х т. – М., 1991.
35.Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов.
Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных
руководителей начальной школы. — М., 2006.
36.Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11
классов/ Под ред. Э. П. Козлова. — М., 2007.

37.Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками 5-6 классы.
Методическое пособие для учителя 1 часть — 5 класс, 2 часть — 6
класс. М.: Школа-Пресс, 2002.
38.Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.,
2002.
39.Рябцев Ю. С. История русской культуры. Книга для чтения. — М., 2003.
40.Куклачев Ю. Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. — М., 2003.
41.Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.
42.Введение христианства на Руси. – М., 1987.
43.Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.
44.Русское православие: вехи истории. – М., 1989.
45.Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. – М., 1990.
46.Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1994.
47.Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997.
48.Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М., 1998.
49.Великие духовные пастыри России. – М., 1999.
50.Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М – М., 1999.
51.Бердяев Н.А. Собрание сочинений: Библиотека «Вехи» – М., 2001.
52.Бенедиктов Н. А. Русские святыни. — М., 2003.
53.Крупин В. Н. Русские Святые. — М., 2003.
54.Половинкин А. И. Православная духовная культура. — М., 2003.
55.Кузьмин А.Г. Крещение Руси. – М., 2004.
56.Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. – М., 2004.
57.Шестун Георгий игумен. Православная семья. — М., 2005.
58.Не хлебом единым. Притчи и христианские легенды. – М., 2008.
Энциклопедии и справочная литература
1. Религии мира: история, культура, вероучения / Под ред.
А. О. Чубарьяна и Г. М. Бонгард-Левина. — М., 2006.
2. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для учителей
начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /
Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. —
Воронеж, 2007.
3. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т. /Под ред. С.С.
Аверинцева. – М., 1995.
4. Религиозные традиции мира: В 2-х т. – М., 1996.
5. Православная энциклопедия: В 25-ти т. – М., 2000.
6. Религиоведение: Хрестоматия /Ред. А.Н. Красников. – М., 2000.
7. Христиане и мусульмане: Хрестоматия. – М., 2000.
8. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира/М.: Аванта+, 1996
Список литературы для занятия по истории имени:

1. Веселовский С.Б.Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и
фамилии. М., 1974.
2. День ангела: Справочная книга по именам и именинам. СПб., 1992.
3. Л.Е. Лавренова. Детские праздники в школе и дома. - СПб., 2000.
4. Лосева И.Н. и др. Библейские имена: люди, мифы, история: Ростов-наДону, 1997.
5. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1991.
6. Успенский Л. Ты и твое имя.
Интернет-ресурсы
1. Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)
2. Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)
3. Буддизм (http://www.dharmanet.org/)
4. Исламская цивилизация (http://www/islamcivil.ru)
5. Коран (http://wwwhti.umich.edu/relig/koran)
6. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)
7.Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету
«Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видеоиллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)
8. Министерство образования и науки РФ (http://mon.gov.ru)
9. Мир религий (http://www.religio.ru/)
10. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы
религиозных культур и светской этики». Примерная программа и
структура.Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)
(http://www.orkсe.ru/official-dokuments)
11. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)
12.
Он-лайн
кинотеатр
(http://www.cinema.mosfilm.ru)

киноконцерна

«Мосфильм»

13. Основы буддийской культуры. Поурочное планирование курса «Основы
буддийской культуры» (http://www.openckass.ru)
14. Официальный сайт телеканала «Культура» (http://www.tvkultura.ru)

15.
Портал
проекта
«Русский
(http://www.virtualrm.spb.ru)

музей:

виртуальный

филиал»

16. Православие в России (http://ww.or.ru/)
17.Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете
(http://www.hristianstyo.ru)
18. Православный медиа-портал (http://www.tvspas.ru)
19. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)
20. Сайт диакона
kuraev.livejournal.com)

Андрея

Кураева

(www.kuraev.ru);

(www.diak-

21. Сайт об исламской культуре (www.muslimheritage.com)
22. Сайт центра исламских исследований (www.islamica.ru)
23. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного
воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М.
Кондаков,
В.А.
Тишков.
–
М.:
Просвещение,
2009.
(http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)
24. Электронная библиотека (http://www.gumer.info/bogoslov)
25. Электронная библиотека (http://ihtik.lib.ru/)
26. Электронная библиотека (http://www.lib.ru)
27. Электронная библиотека (http://ethicscenter.ru)
28. Электронная библиотека (http://www.filosof.historic.ru
29. Энциклопедические и словарные статьи (http://www. slovari.yandex.ru)
30.Электронные образовательные
https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/

ресурсы.

https://2035school.ru/

Календарно - тематическое планирование уроков по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
34.часа, 1 час в неделю, (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Дата
№ проведен
ия
п/п
По
плану

По
факту

Наименование
Всего
изучаемой темы
часов

Тип
урока

Основное содержание
по теме

Характеристика основных видов деятельности
( на уровне учебных действий)
Требования к (предметным и метапредметным результатам)

Элементы содержания
Учащийся научится
Тема урока
Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
Россия - наша
1
Вводный Познакомить с новым
Работать с учебником;
Родина
урок.
учебником «основы
Организовывать свои действия (ставить
мировых религиозных
цель, планировать работу, действовать по
культур»
плану, оценивать результат);
Научить оценивать свою
Работать с информацией (самостоятельно
деятельность на уроках
находить, осмысливать и использовать ее);
Общаться с разными людьми, понимать
«основы мировых
друг друга, договариваться, сотрудничать
религиозных культур»
друг с другом;
Развивать качества своей личности,
оценивать свои и чужие поступки;
Высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы о России
- нашей Родине; добавлять и приводить
необходимые доказательства по теме.
Блок №2 Основы мировых религиозных культур и светской этики - часть 1 (16 часов)
2-3
Культура и
2
Урок
Различать отдельные
религия
изучения конкретные и более
нового
широкие абстрактные
материал понятия.
а;
Помочь разобраться в
проверк
различиипонятий «культура
ии
и религия»
коррекц
Научить оценивать с
ии
важность культуры
знаний.
взаимоотношений с
окружающим миром и
правильного их понимания.
4
Возникновение
1
Урок
Причины возникновения
религий
изучения религий. Воспитание
нового
ценностного отношения к
материал национальным религиям и

Учащийся сможет научиться
Понимать главные ценности нашей
Родины;
Пользоваться учебником;
организовывать свои действия на
уроке; развивать качества личности,
оценивать свои и чужие поступки;
Работать в паре, группе;
Решать проблемы используя
проблемный диалог;

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/

Понимать и объяснять значение важных
слов, на которых основаны
общечеловеческие правила поведения
культуры народов России.
Определять своё отношение к религии,
отделяя ее от сект, общин, «духовных
центров».

На доступных примерах научатся
различать понятия: духовность и
культура, ценности и идеалы, что
такое религия.

Находить необходимую информацию по
теме для решения жизненных задач;
Использовать
различные
справочные
издания;

Работать с планом по теме;
Выделять опорные слова в тексте
для высказывания, общения.

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/

5

Возникновение
религий.
Религии мира и
их основатели

1

а
Урок
введения
новых
знаний.
Практик
ум.

их культуре
Формирование осознанного
и уважительного отношения
к религиям мира и
религиозным организациям,
к вере и религиозным
убеждениям;
укрепление доверия к
другим людям

Понимать
религиозное,
культурное
многообразие
и
историческое,
национально-государственное, духовное
единство жизни.

Понимать смысл слов: Пантеон
Многобожие Завет;
Составлять примерный план выступления,
используя необходимые иллюстрации.

67

8

Священные
книги религий
мира

Хранители
предания в
религиях мира

2

1

Урок
изучения
нового
материал
а;
проверк
ии
коррекц
ии
знаний.
Урок
изучения
нового
материал
а

Познакомить со
священными книгами
религий мира; укрепление
доверия к другим
вероисповеданиям

Дать понятие о значении
религии в жизни человека и
общества. Для чего хранят
предания.

Узнавать значение новых слов,
имеющих
ценную
составляющую:
основатели,
хранители,
религия,
священные писания, предания.
Работать со словарём.
Владеть информацией о местах
возникновения мировых религий,
определять в каком веке возникла каждая
из мировых религий, называть основателей
мировых религий.

Объяснять новые слова с помощью
контекста и составлять
словосочетания с данным словом;
Работать с толковым словарём с
целью определения однозначности
или многозначности
слова, определение одного из
значений с помощью контекста и
т.д.
Выборочному пересказу по
заданию учителя, применяя слова
христианство, православие,
культура, религия;
Объяснять членам семьи и друзьям
суть понятий культура и религия

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
Работать
со словами-символами,
повествующими о своеобразии
символики религиозной культуры,
описанных в священных книгах
религий мира

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
На примерах поступков героев из
сказок народов мира формулировать
необходимость сохранения
народных преданий. Понимать
мудрость сказок.
Отличать: основные термины и
понятия: Жрец Раввин, Апостол,
Епископ, Священник, Диакон,
Иерархия, Умма, Имам, Хафиз,
Сангха, Лама, испольцуя
иллюстрированный материал.

https://2035school.ru/

https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
910

11

Добро и зло.
Понятие греха,
раскаяния и
воздаяния

Человек в
религиозных
традициях мира

2

1

Урок
изучения
нового
материал
а;
проверк
ии
коррекц
ии
знаний.

Дать представления о добре
и зле, должном и
недопустимом, укрепление у
обучающегося позитивной
нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного
оптимизма

Урок
изучения
нового
материал
а

Принятие детьми
национальных и этнических
духовных традиций мира

Понимать ответственность за свои
поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе; развитие
этических чувств как регуляторов
морального поведения по отношению к
людям; Понимать отличие: добро и зло.

Различать границы между добром и
злом.
Понимать смысл слов: добро и зло,
долг и совесть, честь и достоинство,
справедливость и милосердие,
счастье и смысл жизни;
Объяснять выбор своих поступков,
свое отношение к ним, используя
вышеназванные слова.

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
Приниматьобраз мира как единое и
целостное при разнообразии культур,
национальностей, религий, отказ от
деления на «своих» и «чужих», развитие
доверия и уважения к истории и культуре
всех народов мира

Планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные
способы достижения
результатаhttps://2035school.ru/

https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
12
13

14
15

Священные
сооружения

Искусство в
религиозной
культуре

2

2

Урок
изучения
нового
материал
а;
проверк
ии
коррекц
ии
знаний.

Формирование
толерантности и основ
культуры межэтнического
общения, уважения к
культурным, религиозным
ценностям, сооружениям

Урок
изучения
нового
материал
а;
проверк
ии
коррекц
ии

Формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств по отношению к
искусству религий

Различать религиозные архитектурные
сооружения: храмы, соборы, мечети,
синагога, церковь, алтарь, икона, фреска.
как явление общественной жизни народов
мира
Отличать изображения священных
сооружений ислама и буддизма на
иллюстрациях.

Распознавать разновидности
храмов;
Подбирать синонимы к слову
«храм»: «собор, церковь, часовня»;
«кафедральные храмы» - главные
храмы городов
Различать: где творение Божие, а
что сделано
человекомhttps://2035school.ru/

https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
Различать христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное
искусство) от религиозного искусства
других народов;
Понимать: почему верующим необходимы
предметы искусства;

Понимать религиозную тематику в
искусстве народов мира;
Творение художников и поэтов,
принадлежащих к разным
культурам и эпохам, чьи
произведения посвящены вечным
темам: «Бог, Любовь,
Жертвенность, Сострадание»
Комментировать чтение статьи из

знаний.

пособия с учащимися (той части, в
которой говорится о религиозной
культуре христианства и ислама).

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
1617

Творческие
работы
учащихся

2

Практик
ум.

Проверка усвоения
школьниками ключевых
идей курса

Творческая
самостоятельная
учащихся на выбранную тему

работа

Дома: редактирование, обсуждение
с родителями, подбор
иллюстративного материала.

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
Блок №3 Основы мировых религиозных культур и светской этики - часть 2 (12 часов)
18История
2
Урок
Пробуждение веры в
19
религий в
изучения Россию, чувства личной
России
нового
ответственности за
материал Отечество.
а;
Знакомство с историей
проверк
Российских религий.
ии
коррекц
ии
знаний.
20Религиозные
2
Урок
Принятие обучающимся
21
ритуалы.
изучения базовых национальных
Обычаи и
нового
ценностей, национальных и
обряды
материал этнических духовных
а;
традиций, обычаев и
проверк
обрядов
ии
коррекц
ии
знаний.

Осознавать историческое многообразие
религий; Различать понятия: религия и миф

Понимать всеобщность религии в
человечестве, как факт всемирной
истории;
Религию в системе познания
окружающего
мираhttps://2035school.ru/

https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
Пониматьценности многонационального
мирового общества;
Основные религиозные истины;
Рассказывать о религиозных ритуалах и
обрядах;

Познакомится с важнейшими
событиями в истории нашей страны,
содержанием и значением
государственных праздников (в
процессе бесед, просмотра фильмов,
участия в подготовке и проведении
мероприятий, посвящённых
государственным праздникам);
Сравнивать значение религиозных
праздников с государственными.

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
22

Паломничества
и святыни

1

Урок
изучения
нового
материал
а

Понятие о духовных
традициях
многонационального народа
России. Смысл
паломничества.

Понимать основные термины и
понятия:паломничество, реликвия, мощи,
хадж, Кааба

Различать изображения основных
святынь различных религий.
Предполагать, к каким религиям
относятся эти святыни;
По каким признакам это
определить. https://2035school.ru/

https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
2324

Праздники и
календари

2

Урок
введения
новых
знаний.
Практик
ум.

Духовные традиции
многонационального народа
России

Принимать важнейшие события в истории
многонациональной страны, содержание и
значение главных религиозных праздников

Первоначальный опыт
межкультурной коммуникации с
детьми и взрослыми -представителями разных народов
России, знакомство с особенностями
их культур и
образа жизни (в процессе бесед,
народных игр, организации и
проведения национальнокультурных праздников);

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
Урок
Понятия «религия и мораль»
изучения Формирование
нового
толерантности и основ
материал культуры межэтнического
а;
общения, уважения к
проверк
культурным, религиозным
ии
ценностям, нравственным
коррекц
заповедям
ии
знаний.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)
27
Милосердие,
2
Урок
Укрепление
28
забота о слабых,
введения у обучающихся позитивной
взаимопомощь
новых
нравственной самооценки,
знаний.
заботливого отношения
Практик к старшим
ум.
и младшим;
Понятие «милосердие»
2526

Религия и
мораль.
Нравственные
заповеди в
религиях мира

2

Понимать значение
нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности,
семьи, общества народов мира

Научиться понимать и соотносить
понятия религии и морали в ходе
выполнения специальных заданий

Понимать и поддерживать
такиенравственные устои семьи, как
любовь, взаимопомощь, уважение к
родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека;
Оказывать безвозмездно посильную
помощь нуждающимся;

Сопереживать ближнему;
Воздействовать словом и примером
в процессе общения с людьми
разных вероисповеданий,
нуждающимися в заботе;
Устанавливать дружеские
взаимоотношения в коллективе,
основанные на взаимопомощи и
взаимной поддержке.

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
29
30

Семья

2

Урок
закрепле
ния

Формирование
представления о семейных
ценностях, семейных ролях
и уважения к ним.

Уважать семейные нравственные и
духовные ценности в человеческой жизни

Осознавать такие понятия как:
любовь и верность, здоровье,
достаток, уважение к родителям,
забота о старших и младших, забота

о продолжении рода.

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
31
32

Долг, свобода,
ответственность,
труд

2

Урок
закрепле
ния

Развитие трудолюбия,
способности к преодолению
трудностей,
целеустремлённости и
настойчивости в
достижении результата

Понимать необходимость трудиться,
работа на результат; бережному
отношению к материальным и духовным
ценностям;

Узнают и научатся понимать и
принимать ценности: Отечество,
нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального
народа https://2035school.ru/

https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/
33
34

Любовь и
уважение к
Отечеству

2

Урок
закрепле
ния.
Практик
ум

Вклад моей семьи в
благополучие и процветание
Отечества (труд, ратный
подвиг, творчество и т.п.)

Понимать ценности: Отечество,
нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, и их понимание
как основы традиционной культуры
многонационального народа России

Быть духовно развитой личностью,
любить свою страну, развивать
потребности творить и
совершенствоваться - это есть
важнейшее условие успешного
развития России.
Узнавать известных героев России.

https://2035school.ru/
https://uchi.ru/
https://cdn.infourok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».