МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Кузбасса Муниципальное Казенное учреждение "Управление образованием Мысковского городского округа" МАОУ «СОШ № 1» Мысковского ГО УТВЕРЖДЕНО директор Тимофеев К.П. Приказ №170 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2080289) учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» для обучающихся 4 класса Составитель Сергомасова О.В. Мысковский городской округ 2024 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена на основе: 1. Требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального общего образования; 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). 3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения). 4. Методических рекомендаций по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях ЯмалоНенецкого автономного округа. 5. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебновоспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Данный курс вводится с первой четверти в 4 классах в соответствии с требованиями Стандарта. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур» - является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Цель учебного курса ОРКСЭ Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ 1. знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Общая характеристика учебного предмета. Рабочая программа ориентирована на использование учебно–методического комплекта: - А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева «Основы мировых религиозных культур» 4-5 класс М.: Просвещение, 2011 г Цель изучения учебного курса ОРКСЭ Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений Основная педагогическая цель Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи учебного курса ОРКСЭ -знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; -развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; -обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; -развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; • формирование нравственного смысла учения; • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности. В области формирования социальной культуры: • формирование основ российской гражданской идентичности; • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; • формирование патриотизма и гражданской солидарности; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; • укрепление доверия к другим людям; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: • формирование отношения к семье как основе российского общества; • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Воснову реализации программы положены ценностные ориентиры по следующим направлениям: • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. • Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности:нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности:уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности:здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социальнопсихологическое. • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности:родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. •Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности:красота; гармония; духовный мир развитие, самовыражение в творчестве и искусств человека; эстетическое Принципы духовно-нравственного развития: В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы: Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образноэмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатия, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовнонравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовнонравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: • общеобразовательных дисциплин; • произведений искусства; • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; • духовной культуры и фольклора народов России; • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей. Место комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур» в программе обучения На изучение учебного курса «Основы мировых религиозных культур» отводится 1 час в неделю в 4 классе. Программа рассчитана на 34 часа. Курс, раскрывающий основы мировых религиозных культур, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. В основе организации занятий курса, учащихся смогут выполнить ряд проектных работ, предусмотренных в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети смогут заниматься групповой исследовательской деятельностью, научатся отбирать необходимый материал, составлять презентации. Это позволит повысить интерес к детей не только к исследовательской деятельности, при выполнении практических работ, но и к предмету в целом. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»): Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч.социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; Осознание ценности человеческой жизни. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В частности: * формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; * формирование как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к культуре всех народов; * развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; * развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; * воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам разных людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; * развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В частности: * овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления; * формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; * определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; * понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. * овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; * адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникационных и познавательных задач; В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. * готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; * излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; * определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; * адекватно оценивать собственное поведение окружающих; Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (13 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Формы контроля и оценки планируемых результатов Достижение учащимися планируемых результатов выявляются в процессе: - текущего и систематического собеседования по основным разделам программы; - составления банка работ, выполненных в учебном процессе; - защиты собственных исследовательских и творческих проектных работ; - выставки работ учащихся. При оценке предметных результатов освоение программы используются виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения: - стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; - прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения; - пооперационный контроль, т.е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов; - рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников. Важно оценивать деятельность учащихся в конце каждого занятия, раздела. При этом можно выделить ряд критериев: - понимание изучаемого материала; - степень самостоятельности в подборе необходимого материала; - самостоятельность суждений; - умение поддержать и выстроить диалог; Итоговый контроль осуществляется в 4-х классах качественной оценкой усвоил/не усвоил, или зачёт/не зачёт. Итоговая оценка выставляется в конце изучения курса. В основу оценки метапредметных результатов положены следующие методики: «Самоопределение и смыслообразование», «Рефлексивная самооценка». Материально-технического обеспечение для преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») 1. Учебные пособия «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовленные для учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4 класса основной школы. 2. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя 3. Учебные видеоматериалы к урокам 4. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета 5. Уроки ОРКСЭ проводятся в кабинетах, оборудованных интерактивной доской, экранно-звуковым оборудованием, телевизором. Список обязательной и рекомендуемой литературы, включая Интернет-ресурсы Основная литература: 1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010. 2. Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010. 3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – М.: Просвещение, 2010. 4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. – М.: Просвещение, 2010. 5. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ В.Л. Чимитдоржиев. – М.: Просвещение, 2010. 6. Членов М.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ М.А. Членов, Г.А. Миндрина, А.В. Глоцер. – М.: Просвещение, 2010. 7. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985. 8. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995. 9. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997. 10.Алов А.А. и др. Мировые религии. – М., 1998. 11.Основы религиоведения /Ред. И.Н. Яблоков. – М., 2000. Дополнительная литература 1. Азбука нравственности: Учебное пособие по курсу основ морали (УМК: учебное пособие для учащихся, книга для чтения, методическое пособие для учителей. 1-4 классы)/ Составитель Э. П. Козлов, руководитель работы и др. Предисловие С. В. Михалкова. — М., 2007. 2. Аш-Шахрастани Мухаммед ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях. – М., 1984 3. Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII-XVII вв. – М., 1988 . 4. Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия. – М., 2004. 5. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007. 6. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. Учебное пособие для учащихся среднего возраста. — М., 1992. 7. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. и др. (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой). Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1. – М., 2009. 8. Детский сад, или Духовные уроки для детей: Книга для чтения детям. – М., 2008. 9. Ильин И.А. Философия права (Нравственная философия). Религиозный смысл философии. Путь духовного обновления// Ильин И.А. Сочинения: В 2-х т. – М., 1993. 10.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред.А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. 11.Каламов С. Х. Христианство и религии мира. Учебно-методическое пособие. — М., 2001. 12.Коваль Т.Е. Тяжкое благо. Христианская этика труда: православие, католицизм, протестантизм: Опыт сравнительного анализа. – М., 1994. 13.Козлов Э. П. Этика: учебное пособие-практикум по основам морали для учащихся 10-11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий и средних специальных учебных заведений. – М., 2007. 14.Коротких Сергий Священник. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть 1. — М., 2003. 15.Коротких Сергий Священник. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть 2. — М., 2003. 16.Кошмина И. В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие. — М., 2002. 17.Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000. 18.Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. Мир как органическое цело. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991. 19.Метлик И. В. Православная культура в современной школе: методические рекомендации // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Сост. и редакция: д-р социолог. н. М. Н. Белогубова, канд. пед. н. И. В. Метлик, канд. философ. н. А. В. Ситников. — М., 2003. 20.Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы (с использованием рабочих тетрадей «Победители стихий» и «Символика класса»). - Самара, 2008. 21.Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Победители стихий: Рабочая тетрадь с компетентностно - ориентированными заданиями для учащихся 4 классов – 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. 22.Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Символика класса: Рабочая тетрадь с компетентностно -ориентированными заданиями для учащихся 4 классов – 2-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. 23.Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. 24.Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XI— XVII вв. — М., 1999. 25.Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII— XIX вв. — М., 1998. 26.Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской и советской культуры. XX в.— М., 2002. 27.Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Оправдание добра (Нравственная философия) // Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. Т.2. – М., 1989. 28.Соловьев В.С. Смысл любви. Общий смысл искусства. Идея сверхчеловека. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Россия и Вселенская церковь // Соловьев В.С. Сочинения: Библиотека «Вехи». – М., 2004. 29.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах). У водоразделов мысли. Иконостас// Флоренский П.А. Сочинения: В 2-х т., 3-х кн. – М., 1990. 30.Харисова Л. А. Религия веры, надежды, любви: школьникам о православной культуре: Учебное пособие. — Казань, 2004. 31.Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я – гражданин России». 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. 32.Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками: хрестоматия по этике для школьников 5-6 классов // Этическое воспитание № 1, 2007. 33.История религии: В 2-х т. /В.В. Винокуров и др. М – М., 2002. 34.Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2-х т. – М., 1991. 35.Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М., 2006. 36.Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов/ Под ред. Э. П. Козлова. — М., 2007. 37.Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками 5-6 классы. Методическое пособие для учителя 1 часть — 5 класс, 2 часть — 6 класс. М.: Школа-Пресс, 2002. 38.Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002. 39.Рябцев Ю. С. История русской культуры. Книга для чтения. — М., 2003. 40.Куклачев Ю. Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. — М., 2003. 41.Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985. 42.Введение христианства на Руси. – М., 1987. 43.Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988. 44.Русское православие: вехи истории. – М., 1989. 45.Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. – М., 1990. 46.Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М., 1994. 47.Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. – М., 1997. 48.Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М., 1998. 49.Великие духовные пастыри России. – М., 1999. 50.Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М – М., 1999. 51.Бердяев Н.А. Собрание сочинений: Библиотека «Вехи» – М., 2001. 52.Бенедиктов Н. А. Русские святыни. — М., 2003. 53.Крупин В. Н. Русские Святые. — М., 2003. 54.Половинкин А. И. Православная духовная культура. — М., 2003. 55.Кузьмин А.Г. Крещение Руси. – М., 2004. 56.Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. – М., 2004. 57.Шестун Георгий игумен. Православная семья. — М., 2005. 58.Не хлебом единым. Притчи и христианские легенды. – М., 2008. Энциклопедии и справочная литература 1. Религии мира: история, культура, вероучения / Под ред. А. О. Чубарьяна и Г. М. Бонгард-Левина. — М., 2006. 2. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. — Воронеж, 2007. 3. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т. /Под ред. С.С. Аверинцева. – М., 1995. 4. Религиозные традиции мира: В 2-х т. – М., 1996. 5. Православная энциклопедия: В 25-ти т. – М., 2000. 6. Религиоведение: Хрестоматия /Ред. А.Н. Красников. – М., 2000. 7. Христиане и мусульмане: Хрестоматия. – М., 2000. 8. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира/М.: Аванта+, 1996 Список литературы для занятия по истории имени: 1. Веселовский С.Б.Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. 2. День ангела: Справочная книга по именам и именинам. СПб., 1992. 3. Л.Е. Лавренова. Детские праздники в школе и дома. - СПб., 2000. 4. Лосева И.Н. и др. Библейские имена: люди, мифы, история: Ростов-наДону, 1997. 5. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1991. 6. Успенский Л. Ты и твое имя. Интернет-ресурсы 1. Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm) 2. Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/) 3. Буддизм (http://www.dharmanet.org/) 4. Исламская цивилизация (http://www/islamcivil.ru) 5. Коран (http://wwwhti.umich.edu/relig/koran) 6. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru) 7.Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видеоиллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson) 8. Министерство образования и науки РФ (http://mon.gov.ru) 9. Мир религий (http://www.religio.ru/) 10. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура.Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments) 11. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/) 12. Он-лайн кинотеатр (http://www.cinema.mosfilm.ru) киноконцерна «Мосфильм» 13. Основы буддийской культуры. Поурочное планирование курса «Основы буддийской культуры» (http://www.openckass.ru) 14. Официальный сайт телеканала «Культура» (http://www.tvkultura.ru) 15. Портал проекта «Русский (http://www.virtualrm.spb.ru) музей: виртуальный филиал» 16. Православие в России (http://ww.or.ru/) 17.Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru) 18. Православный медиа-портал (http://www.tvspas.ru) 19. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru) 20. Сайт диакона kuraev.livejournal.com) Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak- 21. Сайт об исламской культуре (www.muslimheritage.com) 22. Сайт центра исламских исследований (www.islamica.ru) 23. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985) 24. Электронная библиотека (http://www.gumer.info/bogoslov) 25. Электронная библиотека (http://ihtik.lib.ru/) 26. Электронная библиотека (http://www.lib.ru) 27. Электронная библиотека (http://ethicscenter.ru) 28. Электронная библиотека (http://www.filosof.historic.ru 29. Энциклопедические и словарные статьи (http://www. slovari.yandex.ru) 30.Электронные образовательные https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ ресурсы. https://2035school.ru/ Календарно - тематическое планирование уроков по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» 34.часа, 1 час в неделю, (модуль «Основы мировых религиозных культур») Дата № проведен ия п/п По плану По факту Наименование Всего изучаемой темы часов Тип урока Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности ( на уровне учебных действий) Требования к (предметным и метапредметным результатам) Элементы содержания Учащийся научится Тема урока Блок №1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 Россия - наша 1 Вводный Познакомить с новым Работать с учебником; Родина урок. учебником «основы Организовывать свои действия (ставить мировых религиозных цель, планировать работу, действовать по культур» плану, оценивать результат); Научить оценивать свою Работать с информацией (самостоятельно деятельность на уроках находить, осмысливать и использовать ее); Общаться с разными людьми, понимать «основы мировых друг друга, договариваться, сотрудничать религиозных культур» друг с другом; Развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие поступки; Высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы о России - нашей Родине; добавлять и приводить необходимые доказательства по теме. Блок №2 Основы мировых религиозных культур и светской этики - часть 1 (16 часов) 2-3 Культура и 2 Урок Различать отдельные религия изучения конкретные и более нового широкие абстрактные материал понятия. а; Помочь разобраться в проверк различиипонятий «культура ии и религия» коррекц Научить оценивать с ии важность культуры знаний. взаимоотношений с окружающим миром и правильного их понимания. 4 Возникновение 1 Урок Причины возникновения религий изучения религий. Воспитание нового ценностного отношения к материал национальным религиям и Учащийся сможет научиться Понимать главные ценности нашей Родины; Пользоваться учебником; организовывать свои действия на уроке; развивать качества личности, оценивать свои и чужие поступки; Работать в паре, группе; Решать проблемы используя проблемный диалог; https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ Понимать и объяснять значение важных слов, на которых основаны общечеловеческие правила поведения культуры народов России. Определять своё отношение к религии, отделяя ее от сект, общин, «духовных центров». На доступных примерах научатся различать понятия: духовность и культура, ценности и идеалы, что такое религия. Находить необходимую информацию по теме для решения жизненных задач; Использовать различные справочные издания; Работать с планом по теме; Выделять опорные слова в тексте для высказывания, общения. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели 1 а Урок введения новых знаний. Практик ум. их культуре Формирование осознанного и уважительного отношения к религиям мира и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; укрепление доверия к другим людям Понимать религиозное, культурное многообразие и историческое, национально-государственное, духовное единство жизни. Понимать смысл слов: Пантеон Многобожие Завет; Составлять примерный план выступления, используя необходимые иллюстрации. 67 8 Священные книги религий мира Хранители предания в религиях мира 2 1 Урок изучения нового материал а; проверк ии коррекц ии знаний. Урок изучения нового материал а Познакомить со священными книгами религий мира; укрепление доверия к другим вероисповеданиям Дать понятие о значении религии в жизни человека и общества. Для чего хранят предания. Узнавать значение новых слов, имеющих ценную составляющую: основатели, хранители, религия, священные писания, предания. Работать со словарём. Владеть информацией о местах возникновения мировых религий, определять в каком веке возникла каждая из мировых религий, называть основателей мировых религий. Объяснять новые слова с помощью контекста и составлять словосочетания с данным словом; Работать с толковым словарём с целью определения однозначности или многозначности слова, определение одного из значений с помощью контекста и т.д. Выборочному пересказу по заданию учителя, применяя слова христианство, православие, культура, религия; Объяснять членам семьи и друзьям суть понятий культура и религия https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ Работать со словами-символами, повествующими о своеобразии символики религиозной культуры, описанных в священных книгах религий мира https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ На примерах поступков героев из сказок народов мира формулировать необходимость сохранения народных преданий. Понимать мудрость сказок. Отличать: основные термины и понятия: Жрец Раввин, Апостол, Епископ, Священник, Диакон, Иерархия, Умма, Имам, Хафиз, Сангха, Лама, испольцуя иллюстрированный материал. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 910 11 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния Человек в религиозных традициях мира 2 1 Урок изучения нового материал а; проверк ии коррекц ии знаний. Дать представления о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма Урок изучения нового материал а Принятие детьми национальных и этнических духовных традиций мира Понимать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения по отношению к людям; Понимать отличие: добро и зло. Различать границы между добром и злом. Понимать смысл слов: добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, справедливость и милосердие, счастье и смысл жизни; Объяснять выбор своих поступков, свое отношение к ним, используя вышеназванные слова. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ Приниматьобраз мира как единое и целостное при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов мира Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатаhttps://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 12 13 14 15 Священные сооружения Искусство в религиозной культуре 2 2 Урок изучения нового материал а; проверк ии коррекц ии знаний. Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным ценностям, сооружениям Урок изучения нового материал а; проверк ии коррекц ии Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств по отношению к искусству религий Различать религиозные архитектурные сооружения: храмы, соборы, мечети, синагога, церковь, алтарь, икона, фреска. как явление общественной жизни народов мира Отличать изображения священных сооружений ислама и буддизма на иллюстрациях. Распознавать разновидности храмов; Подбирать синонимы к слову «храм»: «собор, церковь, часовня»; «кафедральные храмы» - главные храмы городов Различать: где творение Божие, а что сделано человекомhttps://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ Различать христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) от религиозного искусства других народов; Понимать: почему верующим необходимы предметы искусства; Понимать религиозную тематику в искусстве народов мира; Творение художников и поэтов, принадлежащих к разным культурам и эпохам, чьи произведения посвящены вечным темам: «Бог, Любовь, Жертвенность, Сострадание» Комментировать чтение статьи из знаний. пособия с учащимися (той части, в которой говорится о религиозной культуре христианства и ислама). https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 1617 Творческие работы учащихся 2 Практик ум. Проверка усвоения школьниками ключевых идей курса Творческая самостоятельная учащихся на выбранную тему работа Дома: редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ Блок №3 Основы мировых религиозных культур и светской этики - часть 2 (12 часов) 18История 2 Урок Пробуждение веры в 19 религий в изучения Россию, чувства личной России нового ответственности за материал Отечество. а; Знакомство с историей проверк Российских религий. ии коррекц ии знаний. 20Религиозные 2 Урок Принятие обучающимся 21 ритуалы. изучения базовых национальных Обычаи и нового ценностей, национальных и обряды материал этнических духовных а; традиций, обычаев и проверк обрядов ии коррекц ии знаний. Осознавать историческое многообразие религий; Различать понятия: религия и миф Понимать всеобщность религии в человечестве, как факт всемирной истории; Религию в системе познания окружающего мираhttps://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ Пониматьценности многонационального мирового общества; Основные религиозные истины; Рассказывать о религиозных ритуалах и обрядах; Познакомится с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, просмотра фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам); Сравнивать значение религиозных праздников с государственными. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 22 Паломничества и святыни 1 Урок изучения нового материал а Понятие о духовных традициях многонационального народа России. Смысл паломничества. Понимать основные термины и понятия:паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба Различать изображения основных святынь различных религий. Предполагать, к каким религиям относятся эти святыни; По каким признакам это определить. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 2324 Праздники и календари 2 Урок введения новых знаний. Практик ум. Духовные традиции многонационального народа России Принимать важнейшие события в истории многонациональной страны, содержание и значение главных религиозных праздников Первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми -представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национальнокультурных праздников); https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ Урок Понятия «религия и мораль» изучения Формирование нового толерантности и основ материал культуры межэтнического а; общения, уважения к проверк культурным, религиозным ии ценностям, нравственным коррекц заповедям ии знаний. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа) 27 Милосердие, 2 Урок Укрепление 28 забота о слабых, введения у обучающихся позитивной взаимопомощь новых нравственной самооценки, знаний. заботливого отношения Практик к старшим ум. и младшим; Понятие «милосердие» 2526 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира 2 Понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества народов мира Научиться понимать и соотносить понятия религии и морали в ходе выполнения специальных заданий Понимать и поддерживать такиенравственные устои семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; Оказывать безвозмездно посильную помощь нуждающимся; Сопереживать ближнему; Воздействовать словом и примером в процессе общения с людьми разных вероисповеданий, нуждающимися в заботе; Устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 29 30 Семья 2 Урок закрепле ния Формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним. Уважать семейные нравственные и духовные ценности в человеческой жизни Осознавать такие понятия как: любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 31 32 Долг, свобода, ответственность, труд 2 Урок закрепле ния Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата Понимать необходимость трудиться, работа на результат; бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Узнают и научатся понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/ 33 34 Любовь и уважение к Отечеству 2 Урок закрепле ния. Практик ум Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.) Понимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России Быть духовно развитой личностью, любить свою страну, развивать потребности творить и совершенствоваться - это есть важнейшее условие успешного развития России. Узнавать известных героев России. https://2035school.ru/ https://uchi.ru/ https://cdn.infourok.ru/