РП Информатика 4 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Михаила
Михайловича Куюкова»
УТВЕРЖДАЮ:
директор К.П. Тимофеев
_____________________
(ФИО, подпись)

Рабочая программа внеурочной деятельности
ИНФОРМАТИКА
1-4 КЛАССЫ

Мысковский городской округ, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Информатика» для 4
классов начальной общеобразовательной школы составлена на основе авторской
программы «Программа курса информатики для 4 классов начальной
общеобразовательной школы» Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой,
Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта второго поколения.
Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии
с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение
реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
Изучение курса внеурочной деятельности «Информатика» в начальной
школе направлено на достижение следующих целей:
формирование у младших школьников первоначальных представлений о
свойствах информации;
знакомство с компьютером;
развитие способностей строить модели решаемых задач;
освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим
устройствам.
Цели изучения курса «Информатика» в начальной школе
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для
последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной
деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и
развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в
начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования
целостного и системного представления о мире информации, об общности
информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения
на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые
первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект
пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения,
обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с
помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных
технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной
школы к продолжению образования, к активному использованию учебных
информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих
программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах,
при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В
соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и
практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование
первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации
общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о

нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым
аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка —
формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка
школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и
коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе
является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям
информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и
коммуникационной компетентности (ИКТ - компетентности).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Информатика» в начальной школе
С момента экспериментального введения информатики в начальную школу
накопился значительный опыт обучения информатике младших школьников. Обучение
информатике в начальной школе нацелено на формирование у младших школьников
первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в
частности с использованием компьютера. Следует отметить, что курс информатики в
начальной школе вносит значимый вклад в формирование и развитие
информационного компонента УУД, формирование которых является одним из
приоритетов начального общего образования. Более того, информатика как учебный
предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с
информацией, может быть одним из ведущих предметов в формировании УУД
(универсальные учебные действия).
Важной проблемой реализации непрерывного курса информатики является
преемственность его преподавания на разных образовательных уровнях. Любой
учебный курс должен обладать внутренним единством, которое проявляется в
содержании и методах обучения на всех ступенях обучения. Структура курса, его
основные содержательные линии должны обеспечивать эту целостность.
Поэтому предполагается, что содержательные линии обучения информатике в
начальной школе соответствуют содержательным линиям изучения предмета в
основной школе, но реализуются на пропедевтическом уровне. По окончании обучения
учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с
информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и
обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе,
технике. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения
классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи,
сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть
окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы
научного мировоззрения.
Данный пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие
принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с
доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В
части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД —
формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи.
Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании
навыков планирования в ходе решения различных задач.

В первом классе дети получают первичные знания о компьютере и современных
информационных и коммуникационных технологиях, расширяют кругозор, развивают
память, внимание, творческое воображение, образное мышление.
Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки
зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников
постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал
связи, данные и пр.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с
электронными документами.
В третьем классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки
зрения информационного подхода: изучают представление и кодирование информации,
ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и
действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Школьники изучают
устройство компьютера, осваивают информационные технологии: технологию
создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи,
поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными
инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга,
фотоаппарат, компьютер и др.), параллельно учатся использовать их в своей учебной
деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог
рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает,
различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
В четвертом классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей»,
формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями,
также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной.
Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи
алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми,
техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя
с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и
средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на
ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и
ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и
компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно
выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей
действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из
своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не
только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что
управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть
отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному
взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной
школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с
логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также
являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с
помощью соответствующих заданий и упражнений.

Описание места курса внеурочной деятельности «Информатика»
в учебном плане
Учебный курс «Информатика» включен в учебный план и расписание
внеурочной деятельности начальной школы. Рабочая программа курса «Информатика»
начального общего образования рассчитана на 34 часа (1 год обучения по 1 часу в
неделю, 34 часа для 4 классов). Итоговый контроль знаний и умений учащихся
проводится в форме защиты учебных проектов, а так же на итоговых уроках, где в
игровой форме происходит обобщение и повторение пройденного материала по
изученному разделу.
При проведении учебных занятий по курсу «Информатика» осуществляется
делением класса на две группы. Для достижения прочных навыков работы на
компьютере учащиеся согласно календарно-тематическому планированию выполняют
практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований
СанПин, а также закрепляют полученные знания и умения с помощью проектной
деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
внеурочного курса «Информатика»
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план
конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной
образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и
особых отношений «учитель — ученик»:
— готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию;
— ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции;
— социальные компетенции;
— личностные качества
Метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при
решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов
во внеурочное время — это освоение УУД:
— познавательных;
— регулятивных;
— коммуникативных;
— овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и
др.)
Предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при
решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и
проектов во внеурочное время.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика»:
 овладение простейшими способами представления и статистических данных;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о
различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие
умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,
описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих
статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств
окружающих явлений при принятии решений;
 развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения
задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и
прикидкой при практических расчётах;
 развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм
для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами–линейной, условной
и циклической;
 формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей –
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
 формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее
ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
— наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения,
происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по
результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
— соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения
опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной
цели?»;
— устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е.
создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью
компьютера с использованием текстового или графического редактора;
— понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и
графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в
интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание
информационной модели текста, рисунка и др.);
— выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в
процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать
результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»);
объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как...,
такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может

сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе
познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная
деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических
моделей;
— решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа
информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
— самостоятельно
составлять
план
действий
(замысел),
проявлять
оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать
творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты
и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...»,
«если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного
суждения;
— овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных
компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой)
необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном
каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами
представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации
по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
— получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам,
самостоятельное установление последовательности действий при выполнении
интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой
последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
— получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов
контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен
результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения
упражнения и их исправлении;
— приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных
проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы,
оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
— учетом
индивидуальных
интеллектуальных
различий
учащихся
в
образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных
форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
— оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного
(визуально-пространственного) и формального (символического) способов
изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности
представления учебной темы;
— учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение
необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной
деятельности.

Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через
развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя
задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности,
осуществляется формирование и развитие умений:
— наблюдать и описывать объекты;
— анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
— выделять свойства объектов;
— обобщать необходимые данные;
— формулировать проблему;
— выдвигать и проверять гипотезу;
— синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных
моделей;
— самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих
практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД,
которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Планируемые результаты изучения
курса внеурочной деятельности «Информатика»
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее
ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
— наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения,
происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по
результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
— соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения
опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?
»;
— устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е.
создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью
компьютера с использованием текстового или графического редактора;
— понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и
графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в
интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание
информационной модели текста, рисунка и др.);
— выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в
процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать
результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»);
объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как...,
такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может
сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе
познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная
деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических
моделей;
— решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа
информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
— самостоятельно
составлять
план
действий
(замысел),
проявлять
оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать

творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы),
разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты
и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...»,
«если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного
суждения;
— овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных
компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой)
необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном
каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами
представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации
по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
— получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально
разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие
выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам,
самостоятельное установление последовательности действий при выполнении
интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой
последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
— получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс
упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов
контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен
результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения
упражнения и их исправлении;
— приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных
проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы,
оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно измерительными материалами в курсе «Информатика» являются
учебные проекты как один из методов современного школьного образования: два
проекта в первом классе и четыре во втором. Проекты позволяют осуществлять
межпредметную и внутрипредметную интеграцию знаний, умений и навыков младших
школьников, формировать и развивать у них способность к осознанной практической
деятельности, т.е. способность определять цель деятельности, планировать путь ее
достижения, анализировать свою деятельность и оценивать её результаты.
Также в первом классе производится текущий контроль полученных знаний в
практической части урока. По средствам “зачёта ” проверяется наличие выполненных
“контрольных” заданий.
В конце изучения раздела или главы проводится итоговый урок, на котором во
фронтальном режиме обобщается пройденный ранее материал.
Содержание курса внеурочной деятельности в начальной школе
В первом классе дети получают первичные знания о компьютере и современных
информационных и коммуникационных технологиях. Знакомятся с устройством
компьютера и его основными функциями. Осваивают создание электронного рисунка
по средствам работы в графическом редакторе Paint, а так же приобретают первый опыт
работы в текстовом редакторе.

Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки
зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников
постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал
связи, данные и пр.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с
электронными документами.
Изучение курса информатики в третьем классе начинается с темы «Информация,
человек и компьютер», при изучении которой внимание ребенка обращается на
феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются
виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и
приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент,
помогающий человеку работать с информацией.
Содержание второй главы естественно вытекает как «связка» между
информацией и компьютером. Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники
через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия
информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в третьем
классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте, как предмете
нашего внимания, т.е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства
предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход
позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как
«алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные
абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику
рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах «исполнителя алгоритма», свойствах
процесса управления и так далее, что составляет содержание курса в четвертом классе.
Уже в третьем классе начинается серьезный разговор о компьютере, как системе,
об информационных системах.
В четвертом классе рассматривается «Мир понятий» и действий с ними.
Изучается «Мир моделей», вводится понятие информационной модели, в том числе
компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий; формы
записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления: собой, другими людьми,
техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя
с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и
средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на
ожидаемый результат и что часто результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и
компьютером, школьники осваивают термины управления. Тема управления является
важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе
необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и
собой.
Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности,
описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее
отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление
– это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения –
значит учиться «видеть» системы. А это, в свою очередь, способствует развитию у
учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной
жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое

мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в
четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Основные виды учебной деятельности обучающихся представлены в двух
вариантах: в виде аналитической и практической деятельности.
Аналитическая деятельность обучающихся начальной школы на уроках
информатики:
— выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в
терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель
информации, управляющий объект, объект управления, средство управления,
управляющий сигнал, цель управления и др.);
— называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного
состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма,
исполнителя алгоритма и других объектов информатики;
— выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или
иной его модели;
— сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов
информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее
передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления,
управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных
программ между собой и др.);
— формулирование суждения и умозаключения.
Практическая деятельность обучающихся начальной школы на уроках
информатики:
— преобразование одной формы представления информации в другую (текста в
схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. Д.);
описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства,
действия, функции, отношения;
— создание текстовой, математической и графической модели объекта
окружающего мира;
создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на
электронном носителе;
— сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например,
сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи
и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта
управления и др.);
— обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
— осуществление коммуникативного процесса по скайпу;
— поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов,
поиск нужной информации в них.
Виды деятельности на уроке:

чтение текста;

выполнение заданий и упражнений (информационных задач) в рабочей тетради;

наблюдение за объектом изучения (компьютером);

компьютерный практикум (работа с электронным пособием);

работа со словарем;

контрольный опрос;

эвристическая беседа;

разбор домашнего задания;

физкультурные минутки и «компьютерные» эстафеты.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса информатики в начальной школе по классам приведено ниже в
таблицах. Основные виды учебной деятельности обучающихся представлены в двух
вариантах: в виде аналитической и практической деятельности.


4 класс
№ Наименование
п/п темы
1
Повторение

Всего
часов
7

9

3

Суждение,
умозаключение,
понятие
Мир моделей

4

Управление

10

ВСЕГО

34

2

8

Основное содержание
Человек в мире информации.
Действия с
данными. Объект и его свойства. Отношения
между объектами. Компьютер как система.
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение
понятий. Отношения между понятиями. Понятия
«истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Модель объекта.
Текстовая и графическая
модели. Алгоритм как модель действий. Формы
записи
алгоритмов.
Виды
алгоритмов.
Исполнитель алгоритма.
Компьютер как
исполнитель.
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект
и объект управления.
Цель управления.
Управляющее
воздействие.
Средство
управления.
Результат
управления.
Современные средства коммуникации.

Поурочное планирование
4 класс
тема урока

1.

Человек в
мире
информации

элемент
содержани
я
источник
информации,
объект,
информация;

умения и виды
деятельности
специальные

общеучебные
адекватно
воспринимать устную
речь;
владеть навыками
осознанного беглого
чтения текстов
различных
жанров и стилей;

•
•
•
•
•

иметь представление об информации на бытовом
уровне;
знать способы восприятия информации человеком и
формы ее представления;
понимать, что в каждый момент времени человек
воспринимает информацию всеми органами чувств
одновременно, а осмысливает — последовательно;
знать основные источники получения информации
человеком и особенности восприятия ее человеком;
уметь приводить примеры носителей информации.

Средства мультимедиа

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Человек и информация».

2.

Действия с
данными
.

получение,
представлени
е, хранение,
передача,
преобразова
ние,
обработка,
действия;

владеть
монологической и
диалогической речью,
пересказывать
прочитанный текст,
составление плана
текста, передавать
прочитанное в сжатом
или развернутом виде

•
•

иметь представление о информационных процессах;
понимать, в чем заключается отличие преобразования информации от ее обработки;
• понимать, что представление и долговременное хранение информации связано с носителем;
• уметь выделять составные части в процессе
передачи
информации;
• уметь преобразовывать информацию из текстовой
формы в графическую и наоборот.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Действия с
информацией».

3.

Объект и его
свойства.

имя и
свойства

передавать
содержание

•

уметь приводить примеры различных объектов, в
том числе, используя;

Компьютерный
практикум, программно –

4.

5.

Отношения
между
объектами.

Компьютер
как система.

объекта,
существенны
еи
несущественные
свойства,
общие
свойства и
свойства;

прослушанного
текста в сжатом или
развернутом
виде;

отношения
(между
объектами):
пространстве
нные,
временные,
порядковые,
причинно-следствен
ные,
семейные,
социальные
и пр;
компьютер,
память,
процессор,
программы,
системные,
прикладные,
инструмента
льные;

владеть
монологической и
диалогической речью,
соблюдая принятые
нормы общения;

•
•

уметь выделять существенные и несущественные
свойства объектов на простых примерах;
уметь работать с информацией, применять исследовательские навыки.

методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Объект и его свойства».

•
•
•
•

управление
вниманием,
наблюдением, работа
с компьютером

•
•
•
•
•

иметь представление о разных отношениях: пространственных,
временных,
порядковых,
причинно-следственных, семейных, социальных;
понимать, что объекты могут быть связаны между
собой разными отношениями;
уметь применять навыки графического представления информации;
уметь преобразовывать информацию из текстового
вида в графический, а также понимать смысл информации, представленной в графическом виде.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

иметь представление о функциональных частях
компьютера;
знать основные устройства ввода и вывода, входящие в состав компьютерной системы;
иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных;
иметь представление о назначении разных классов
программ;
понимать, что обработка данных возможна благодаря различным программам.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Компьютер.
».

6.

Повторение,
работа со
словарем.

владение различными
формами устных и
публичных
выступлений;
оценка разных точек
зрения;

7.

«Человек в
мире
информации».

умение планировать
деятельность: ставить
цель, отбирать
средства для
выполнения задания,
определять
последовательность
действий

8.

Мир понятий.

реальный
мир,
виртуальный
мир;

•

знать виды информации по форме представления и
способу восприятия;
• уметь приводить примеры действий с информацией;
• понимать, что каждое действие осуществляется с
определенной целью;
• уметь раскрывать смысл понятия «объект» на основе
анализа примеров и приводить примеры свойств
объекта; а знать основные виды отношений между
объектами;
• уметь приводить примеры основных отношений
между объектами;
• иметь представление о возможностях компьютера и
назначении его основных функциональных частей;
• знать названия групп программных средств, понимать их назначение;
• уметь приводить примеры прикладных программ.
• уметь распознавать виды информации по способу
восприятия и форме представления;
• знать основные действия с информацией и уметь
приводить примеры;
• понимать, что каждый объект обладает свойствами,
имеет имя;
• понимать, что объекты связаны между собой отношениями;
• знать основные части компьютера, их назначение,
уметь приводить примеры устройств ввода и вывода;
• понимать, что разные программы предназначены для
обработки различных информационных объектов;
• знать классы программ, уметь приводить примеры
прикладных программ.

владеть приемами ра- •
ционального
запоминания, работа •
с источниками
•
информации (чтение,

знать о возможности обработки информации
человеком посредством понятийного мышления;
знать отличие понятий от образов и представлений;
знать, что такое содержание понятия, его определение;

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,

конспектирование,
составление тезисов,
библиографический
поиск, работа со
справочником),

9.

10.

Деление и
обобщение
понятий.

Отношения
между
понятиями.

•
•
•

мысленные
действия с
понятиями,
деление
понятий,
обобщение
понятий,
видовое
понятие,
родовое
понятие,
виды;

создавать письменные
высказывания,
адекватно передавая
содержание
прослушанного или
прочитанного текста с
заданной степенью
конкретизации

•

отношения
понятий,
виды отношений
понятий
(симметричн
ые,
несимметрич
ные,
отношения
одного
уровня,
родо-видовы
е,
видо-видовы

осознание учебной
•
задачи, постановка
целей, построение
алгоритма
•
деятельности,
планирование
деятельности на уроке

•
•
•
•
•

знать, какие понятия обозначаются терминами;
уметь выделять и формулировать словами существенные свойства хорошо знакомых понятий в их
определении;
уметь использовать компьютерные технологии для
представления содержания понятия в текстовой и
графической формах.

Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

знать правила использования в речи слов, обозначающих понятия;
знать содержание, структуру и правила осуществления действия деления понятий;
знать содержание, структуру и правила осуществления действия обобщения понятий;
владеть категориями «видовое понятие» и «родовое
понятие»;
уметь делить и обобщать хорошо знакомые понятия,
отражающие предметы и явления окружающего
мира, изученные понятия курса информатики;
уметь
представлять
содержание
действий
обобщения и деления понятий в форме схемы,
использовать для этого компьютерные технологии.
знать виды отношений понятий (симметричные, несимметричные, отношения между понятиями одного
уровня);
знать структуру и значение элементов схем, которые
служат для отражения отношений между понятиями.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

Презентация по теме:
«Понятие».

Презентация по теме:
«Деление и обобщение
понятий».
Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Отношения между
понятиями».

11.

12.

е
отношения);
Совместимые отношения
и
понятий,
несовместимы виды отное понятия.
шений
понятий
(равнозначно
сть,
пересечение,
подчинение,
противополо
жность,
противоречи
е), совместимые
понятия,
несовместим
ые понятия;
Понятия
высказывани
«истина» и
е, истина,
«ложь».
ложь;

представлять
информацию в
различных видах
(вербальном,
табличном,
графическом,
схематическом,
аналитическом),
преобразовывать из
одного вида в другой

•
•

проводить
•
наблюдения, тезисы,
создавать письменные •
высказывания
•

знать виды отношений понятий (равнозначности,
пересечения, подчинения, противоположности,
противоречия);
знать структуру и значение элементов схем, которые
служат для отражения отношений между понятиями.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Совместимые и
несовместимые понятия».

знать, что такое высказывание, формы его представления;
знать, что такое истинные и ложные высказывания;
уметь определять истинные и ложные высказывания.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Понятия «истина» и
«ложь»».

13.

Суждение.

суждение,
истина,
ложь,
истинные и
ложные
суждения,
простые и
сложные
суждения;

устанавливать
функциональные
связи и отношения,
логически
обосновывать и
аргументировать
суждения,
доказывать и
опровергать, ставить
и решать проблемы






знать, что такое суждение;
знать, что такое истинные и ложные суждения;
знать, что такое простые и сложные суждения;
уметь оценивать суждения как истинные или ложные.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Суждение».

14.

Умозаключен
ие.

умозаключен
ие,
заключение,
посылка;

осознание учебной
задачи, постановка
целей, выдвигать
гипотезы, находить
альтернативные пути
решения проблемной
ситуации






Знать что такое посылка
Знать на основании чего делается заключение;
Знать что такое умозаключение;
Приводить примеры посылок и сделать на их основе
заключение
 Приводить примеры умозаключений.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Умозаключение».

15.

Повторение,
работа со
словарем.

осознание учебной
задачи, постановка
целей, построение
алгоритма
деятельности,
планирование
деятельности на уроке

•
•
•
•
•
•

знать, что такое содержание понятия, его определение;
знать, какие понятия обозначаются терминами;
знать содержание, структуру и правила осуществления действия обобщения понятий;
владеть категориями «видовое понятие» и «родовое
понятие»;
знать виды отношений понятий (симметричные, несимметричные, отношения между понятиями одного
уровня);
знать виды отношений понятий (равнозначности,

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

16.

«Понятие,
суждение,
умозаключени
е».

17.

Модель
объекта.

18.

Текстовая и
графическая
модели.

умение планировать
деятельность: ставить
цель, отбирать
средства для
выполнения задания,
определять
последовательность
действий
модель,
информацио
нная модель,
материальна
я модель,
виртуальная
модель
текстовая
модель
отношений,
графическая
модель
отношений;
текстовая
модель
отношений,
графическая
модель
отношений;

представлять
информацию в
различных видах
(вербальном,
табличном,
графическом,
схематическом,
аналитическом),
преобразовывать из
одного вида в другой

пересечения, подчинения, противоположности,
противоречия);
• знать, что такое истинные и ложные суждения;
• Знать что такое умозаключение;
• уметь выделять и формулировать словами существенные свойства хорошо знакомых понятий в их
определении
• уметь делить и обобщать хорошо знакомые понятия,
отражающие предметы и явления окружающего
мира, изученные понятия курса информатики;
• уметь определять истинные и ложные высказывания.
• уметь оценивать суждения как истинные или ложные.
Приводить примеры умозаключений.
 Знать определение и цели создания модели;
 Понимать какие свойства отражаются в модели;
 Различать модель и объект оригинал;
 Приводить примеры моделей;
 Различать виды моделей.

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Модель объекта».

описывать рисунки,
модели, схемы
составлять рассказ по
карте, схеме, модели,
задавать и отвечать на
прямые вопросы.

 Уметь создавать графические и текстовые модели
 знать структуру и значение элементов схем, которые
служат для отражения отношений между понятиями
 уметь строить круги Эйлера

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

Презентация по теме:
«Модель отношений
между понятиями».
19.

Алгоритм как
модель
действия.

алгоритм,
шаги
алгоритма;

слушать,
запоминать, выделять
главную мысль,
абстрагировать,
формулировать
выводы

 Знать определение алгоритма;
 Приводить примеры алгоритмов

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Алгоритм».

20.

Формы записи
алгоритмов.
Виды
алгоритмов.

линейный
алгоритм,
графический
алгоритм,
блок схема;

устанавливать
причинно-следственн
ые связи, выявлять
закономерности,
строить
умозаключения

 Знать способы записи алгоритмов;
 Знать типы алгоритмов;
 Уметь создать блок-схемы алгоритмов

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Какие бывают
алгоритмы».

21.

Исполнитель
алгоритма.

исполнитель,
система
команд
исполнителя;

проводить
 Знать определение исполнителя алгоритма, систему
наблюдения создавать
команд исполнителя,
письменные
 Понимать, что человек создает алгоритмы, а
высказывания,
компьютер выполняет алгоритмы;
анализировать текст
 Приводить примеры исполнителей алгоритмов

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,

Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Исполнитель алгоритма».
22.

Компьютер
как
исполнитель.

программа,
алгоритм,
языки
программиро
вания;

владеть компьютерной •
грамотностью на
уровне пользователя
основных
компьютерных
программ при
решении учебных и
практических задач;

Знать определение компьютерной программы, что Компьютерный
такое язык программирования;
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Алгоритм и
компьютерная
программа».

23.

Повторение,
работа со
словарем.

взаимоконтроля,
самооценки,
соотнесение
результатов своей
деятельности,
логически
обосновывать и
аргументировать
суждения

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Знать определение и цели создания модели;
Понимать какие свойства отражаются в модели;
Различать модель и объект оригинал;
Приводить примеры моделей; знать структуру и
значение элементов схем, которые служат для
отражения отношений между понятиями
уметь строить круги Эйлера
Знать определение алгоритма;
Приводить примеры алгоритмов
Знать определение исполнителя алгоритма, систему
команд исполнителя,
Понимать, что человек создает алгоритмы, а
компьютер выполняет алгоритмы;
Приводить примеры исполнителей алгоритмов
Знать определение компьютерной программы, что

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.

24.

25.

Повторение,
работа со
словарем.

Кто, кем и
зачем
управляет.

умение планировать
деятельность: ставить
цель, отбирать
средства для
выполнения задания,
определять
последовательность
действий, владение
способами
самоконтроля
управление,
мировоззрен
ие;

•
•
•
•
•
•
•
•
•

владеть
монологической и
диалогической речью, •
пересказывать
•
прочитанный текст,
составление плана
текста

такое язык программирования;
Понимать какие свойства отражаются в модели;
Различать модель и объект оригинал;
Приводить примеры моделей; знать структуру и
значение элементов схем, которые служат для
отражения отношений между понятиями
уметь строить круги Эйлера
Знать определение алгоритма;
Приводить примеры алгоритмов
Знать определение исполнителя алгоритма, систему
команд исполнителя,
Приводить примеры исполнителей алгоритмов
Знать цели управления, что такое информационное
управление, мировоззрение,
Приводить примеры выбора,
Приводить примеры цели управления

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Цели и основа
управления».

26.

Управляющий
объект и
объект
управления.

наследствен
ная
информация,
мышление,
характер;

работа с источниками
информации (чтение,
конспектирование,
составление тезисов,
библиографический
поиск, работа со
справочником)

•
•
•

Знать для чего люди управляют собой;
Знать от чего зависит управление
Приводить примеры

27.

Цель
управления.

управлять,
цикл,

представлять
информацию в

•
•

Знать чем человек может управлять;
Уметь читать схему ветвления алгоритма

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Компьютерный
практикум, программно –

циклический
алгоритм;

28.

Управляющее
взаимодейств
ие.

управляющи
й объект,
управляюще
е
воздействие;

различных видах
(вербальном,
табличном,
графическом,
схематическом,
аналитическом),
преобразовывать из
одного вида в другой
умение планировать
деятельность: ставить
цель, отбирать
средства для
выполнения задания,
определять
последовательность
действий

методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
•
•
•

Знать что такое управляемый и управляющий
объект;
Приводить примеры управления без обратной и с
обратной связью;
Уметь рисовать схемы управления без обратной и с
обратной связью;

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Схема управления».

29.

Средства
управления.

управляемый
объект,
результат
управления,
обратная
связь;

описывать рисунки,
модели, схемы
составлять рассказ по
карте, схеме, модели,
задавать и отвечать на
прямые вопросы.

•
•

Приводить примеры управления без обратной и с
обратной связью;
Уметь рисовать схемы управления без обратной и с
обратной связью;

Компьютерный
практикум, программно –
методическая поддержка
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Схема управления».

30.

Результат
управления.

операционна
я система,
клавиатура,

владеть ком текущий
пьютерной
грамотностью на

•
•

иметь представление о функциональных частях Компьютерный
компьютера;
практикум, программно –
знать основные устройства ввода и вывода, входя- методическая поддержка

мышь,
манипулятор
ы: джойстик,
трекбол;

уровне пользователя
основных
компьютерных
программ при
решении учебных и
практических задач;

•
•
•

щие в состав компьютерной системы;
иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных;
иметь представление о назначении разных классов
программ;
понимать, что обработка данных возможна благодаря различным программам.

курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
Презентация по теме:
«Управление
компьютером».

31.

Современные
средства
коммуникаци
и.

32.
«Информацио
нное
управление».

представлять
информацию в
различных видах
(вербальном,
табличном,
графическом,
схематическом,
аналитическом),
преобразовывать из
одного вида в другой

умение планировать
деятельность: ставить
цель, отбирать
средства для
выполнения задания,
определять

•
•
•
•

Знать цели управления, что такое информационное Компьютерный
управление, мировоззрение
практикум, программно –
Знать что такое управляемый и управляющий методическая поддержка
объект;
курса «Информатика для 4
классов»./ Н.Матвеева,
Приводить примеры управления без обратной и с Н.Конопатов,
обратной связью;
Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Приводить примеры управления без обратной и с Лаборатория знаний, 2009.
обратной связью;

•

иметь представление о функциональных частях
компьютера;

•

знать основные устройства ввода и вывода, входящие в состав компьютерной системы;

•

иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных;

•
•

Приводить примеры цели управления
Компьютерный
Приводить примеры управления без обратной и с практикум, программно –
обратной связью;
методическая поддержка
Уметь рисовать схемы управления без обратной и с курса «Информатика для 4
обратной связью
классов»./ Н.Матвеева,
Н.Конопатов,

•

последовательность
действий
33.

Повторение,
работа со
словарем.

34.

Закрепление
по теме:
«Моделирова
ние и
информацион
ное
управление».

Л.П.Панкратова, Н. А.
Нурова – М:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2009.
постановка целей,
• знать, что такое содержание понятия, его определе- Компьютерный
построение алгоритма
ние;
практикум, программно –
деятельности,
• знать виды отношений понятий
методическая поддержка
планирование
• знать, что такое высказывание, суждение, курса «Информатика для 4
деятельности на уроке
умозаключение
классов»./ Н.Матвеева,
и дома, организация
• Знать определение и цели создания модели;
Н.Конопатов,
рабочего мест,
• Приводить примеры алгоритмов
Л.П.Панкратова, Н. А.
определение порядка • Уметь создать блок-схемы алгоритмов
Нурова – М:БИНОМ.
способов учебной
• Знать цели управления, что такое информационное Лаборатория знаний, 2009.
работы..
управление, мировоззрение
• Знать что такое управляемый и управляющий
объект;
• Уметь рисовать схемы управления без обратной и с
обратной связью;
• иметь представление о функциональных частях
компьютера;
• иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных;
умение планировать
• Уметь создать блок-схемы алгоритмов
Компьютерный
деятельность: ставить • Знать определение и цели создания модели;
практикум, программно –
цель, отбирать
• Знать цели управления, что такое информационное методическая поддержка
средства для
управление, мировоззрение
курса «Информатика для 4
выполнения задания,
• Знать что такое управляемый и управляющий классов»./ Н.Матвеева,
определять
объект;
Н.Конопатов,
последовательность
• Уметь рисовать схемы управления без обратной и с Л.П.Панкратова, Н. А.
действий
обратной связью;
Нурова – М:БИНОМ.
• иметь представление о функциональных частях Лаборатория знаний, 2009.
компьютера;
иметь представление о классах программ: системных,
прикладных, инструментальных

Описание учебно-методического и материально-техническое обеспечение
курса внеурочной деятельности
Программа
Информатика.
Программа для
начальной
школы,
2–4
классы
Матвеева Н. В.,
Цветкова М. С.М.: Бином, 2012







Учебники, учебные и методические
пособия
Информатика:
рабочая тетрадь для 4 класса, Матвеева Н.
В., Челак Е.Н. и др.- М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2012;
Информатика. УМК для начальной
школы 2- 4 классы. Методическое
пособие для учителя, Полежаева О.А. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

Методическое
обеспечение
Электронное
сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к
учебнику Н.В. Матвеевой и
др. «Информатика», 2-4
классы
(http://school-collecti.on.edu
.ru/);
ЭОР Единой коллекции
«Виртуальные
лаборатории»
(http://school-collection.edu.
ru/catalog/rubr/473cf27f-18e
7-469d-a53e-08d72f0ec961/
?interface=pupil&class)[]=4
5&subject[]=19);
авторская мастерская Н.В.
Матвеевой
(http://metodist.lbz.ru/author
s/informatika/4/);
лекторий
«ИКТ
в
начальной
школе»
(http://metodist.lbz.ru/lection
s/8/);
электронный учебный
комплекс «Мир
информатики»;

Технические средства обучения
10 ученических компьютеров с установленной операционной системой Windows
ученическая доска - 1
проектор - 1
принтер - 1
звуковые колонки – 10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».