РП курса по выбору Просто о сложном. Химия 10 -11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Тимофеев К.П.
протокол п/совета № 1
от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс по выбору
« Просто о сложном. Химия 10-11 класс »
для обучающихся 10-11 класса

Рабочая программа «Просто
о сложном. Химия 10-11 класс»
обеспечивает
достижение
планируемых
результатов
основной
образовательной программы среднего общего образования. Программа
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования и примерной
программы по химии.
Рабочая программа «Просто о сложном. Химия 10-11 класс»
обеспечивает
достижение
планируемых
результатов
основной
образовательной программы среднего общего образования. Программа
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования и примерной
программы по химии (углубленный уровень)
Рабочая программа курса «Просто о сложном. Химия 10-11 класс»
предназначен для учащихся 10- 11-х классов.
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении
задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая
химия». Особое внимание уделяется методике решения задач основной части
и уровня С по контрольно- измерительным материалам ЕГЭ.
Цель:
- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные
формы и методы обучения;
- развитие творческого потенциала обучающихся, способности
критически мыслить;
- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
- обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных
задач по химии, нестандартному решению практических задач.
Задачи :
- подготовить выпускников к единому государственному экзамену по
химии;
- развить умения самостоятельно работать с литературой,
систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных
типов;
- выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ
по химии;
- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным
темам курса общей, неорганической и органической химии;
- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам
естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать
прогнозы.
I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты: включают готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,

коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
В результате изучения курса по выбору «Просто о сложном.
Химия 10-11 класс» на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится:
устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов
химических элементов и периодическим изменением свойств химических
элементов и их соединений в соответствии с положением химических
элементов в периодической системе;
анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения
основных химических теорий: химического строения органических
соединений А.М. Бутлерова, строения атома, химической связи,
электролитической диссоциации кислот и оснований; устанавливать
причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и
строением;
применять правила систематической международной номенклатуры как
средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и
органических веществ как носителей информации о строении вещества, его
свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать физические свойства неорганических и органических
веществ и устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа
кристаллической решетки;
характеризовать закономерности в изменении химических свойств
простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные
химические свойства неорганических и органических веществ изученных
классов с целью их идентификации и объяснения области применения;
определять механизм реакции в зависимости от условий проведения
реакции и прогнозировать возможность протекания химических реакций на
основе типа химической связи и активности реагентов;
устанавливать зависимость реакционной способности органических
соединений от характера взаимного влияния атомов в молекулах с целью
прогнозирования продуктов реакции;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения
химического равновесия от различных факторов с целью определения
оптимальных условий протекания химических процессов;
устанавливать генетическую связь между классами неорганических и
органических веществ для обоснования принципиальной возможности
получения неорганических и органических соединений заданного состава и
строения;
подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций,
позволяющих реализовать лабораторные и промышленные способы
получения важнейших неорганических и органических веществ;
определять характер среды в результате гидролиза неорганических и
органических веществ и приводить примеры гидролиза веществ в

повседневной жизни человека, биологических обменных процессах и
промышленности;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе,
производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
обосновывать
практическое
использование
неорганических
и
органических веществ и их реакций в промышленности и быту;
выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению
неорганических и органических веществ, относящихся к различным классам
соединений, в соответствии с правилами и приемами безопасной работы с
химическими веществами и лабораторным оборудованием;
проводить расчеты на основе химических формул и уравнений реакций:
нахождение молекулярной формулы органического вещества по его
плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по
продуктам сгорания; расчеты массовой доли (массы) химического
соединения в смеси; расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов
реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчеты
массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически
возможного; расчеты теплового эффекта реакции; расчеты объемных
отношений газов при химических реакциях; расчеты массы (объема,
количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде
раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование
химических процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских
задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
органических веществ;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и
токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять
поиск
химической
информации
по
названиям,
идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию,
содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах
Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной
корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования
собственной позиции;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством, и перспективных направлений развития химических
технологий, в том числе технологий современных материалов с различной
функциональностью, возобновляемых источников сырья, переработки и
утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник получит возможность научиться:
интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с
помощью современных физико-химических методов;
описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантовомеханических представлений о строении атома для объяснения результатов
спектрального анализа веществ;

характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и
нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ;
прогнозировать
возможность
протекания
окислительновосстановительных реакций, лежащих в основе природных и
производственных процессов.

II.

Содержание учебного предмета
10 класс

Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет
органической химии. Место и значение органической химии в системе
естественных наук. Взаимосвязь неорганических и органических веществ.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле
согласно их валентности. Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет
органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств
веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о
функциональной

группе.

Принципы

классификации

соединений. Международная номенклатура и

принципы

органических
образования

названий органических соединений.
Классификация и особенности органических реакций. Реакционные
центры. Первоначальные понятия о типах и механизмах органических
реакций.

Гомолитический

и

гетеролитический

разрыв

ковалентной

химической связи. Свободнорадикальный и ионный механизмы реакции.
Понятие о нуклеофиле и электрофиле.
Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана.
sp3-гибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологический ряд и общая
формула алканов. Систематическая номенклатура алканов и радикалов.
Изомерия

углеродного

скелета.

Физические

свойства

алканов.

Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства
алканов:

галогенирование,

дегидрирование,

термическое

разложение,

крекинг как способы получения важнейших соединений в органическом

синтезе. Горение алканов как один из основных источников тепла в
промышленности
высокосортного

и

быту.

бензина.

Изомеризация
Механизм

как

реакции

способ

получения

свободнорадикального

замещения. Получение алканов. Реакция Вюрца. Нахождение в природе и
применение алканов.
Циклоалканы. Строение молекул циклоалканов. Общая формула
циклоалканов.

Номенклатура

циклоалканов.

Изомерия

циклоалканов:

углеродного скелета, межклассовая, пространственная (цис-транс-изомерия).
Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции
присоединения и радикального замещения.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена.
sp2-гибридизация орбиталей атомов углерода. - и -связи. Гомологический
ряд и общая формула алкенов. Номенклатура алкенов. Изомерия алкенов:
углеродного скелета, положения кратной связи, пространственная (цистранс-изомерия), межклассовая. Физические свойства алкенов. Реакции
электрофильного присоединения как способ получения функциональных
производных углеводородов. Правило Марковникова, его электронное
обоснование. Реакции окисления и полимеризации. Полиэтилен как
крупнотоннажный продукт химического производства. Промышленные и
лабораторные способы получения алкенов. Правило Зайцева. Применение
алкенов.
Алкадиены. Классификация алкадиенов по взаимному расположению
кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного
строения

сопряженных

алкадиенов.

Общая

формула

алкадиенов.

Номенклатура и изомерия алкадиенов. Физические свойства алкадиенов.
Химические свойства алкадиенов: реакции присоединения (гидрирование,
галогенирование), горения и полимеризации. Вклад С.В. Лебедева в
получение

синтетического

каучука.

Вулканизация

каучука.

Резина.

Многообразие видов синтетических каучуков, их свойства и применение.
Получение алкадиенов.
Алкины.

Электронное

и

пространственное

строение

молекулы

ацетилена. sp-гибридизация орбиталей атомов углерода. Гомологический ряд

и общая формула алкинов. Номенклатура. Изомерия: углеродного скелета,
положения кратной связи, межклассовая. Физические свойства алкинов.
Химические свойства алкинов: реакции присоединения как способ получения
полимеров и других полезных продуктов. Реакции замещения. Горение
ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки
металлов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом.
Применение ацетилена.
Арены. История открытия бензола. Современные представления об
электронном

и

пространственном

строении

бензола.

Изомерия

и

номенклатура гомологов бензола. Общая формула аренов. Физические
свойства бензола. Химические свойства бензола: реакции электрофильного
замещения (нитрование, галогенирование) как способ получения химических
средств защиты растений; присоединения (гидрирование, галогенирование)
как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения.
Получение бензола. Особенности химических свойств толуола. Взаимное
влияние

атомов

в

молекуле

толуола.

Ориентационные

эффекты

заместителей. Применение гомологов бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура спиртов. Гомологический ряд и
общая формула предельных одноатомных спиртов. Изомерия. Физические
свойства предельных одноатомных спиртов. Водородная связь между
молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические
свойства: взаимодействие с натрием как способ установления наличия
гидроксогруппы, с галогеноводородами как способ получения растворителей,
внутри- и межмолекулярная дегидратация. Реакция горения: спирты как
топливо. Получение этанола: реакция брожения глюкозы, гидратация
этилена. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие
метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как
представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в
составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.

Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола. Физические свойства фенола. Химические свойства
(реакции с натрием, гидроксидом натрия, бромом). Получение фенола.
Применение фенола.
Альдегиды и кетоны. Классификация альдегидов и кетонов. Строение
предельных

альдегидов.

Электронное

и

пространственное

строение

карбонильной группы. Гомологический ряд, общая формула, номенклатура и
изомерия

предельных

альдегидов.

Физические

свойства

предельных

альдегидов. Химические свойства предельных альдегидов: гидрирование;
качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного
зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II)) и их применение для
обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах.
Получение

предельных

альдегидов:

окисление

спиртов,

гидратация

ацетилена (реакция Кучерова). Токсичность альдегидов. Применение
формальдегида и ацетальдегида. Ацетон как представитель кетонов.
Строение молекулы ацетона. Особенности реакции окисления ацетона.
Применение ацетона.
Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых
кислот.

Строение

Электронное

и

Гомологический

предельных

одноосновных

пространственное

строение

ряд

и

общая

формула

карбоновых

кислот.

карбоксильной

группы.

предельных

одноосновных

карбоновых кислот. Физические свойства предельных одноосновных
карбоновых кислот. Химические свойства предельных одноосновных
карбоновых

кислот

(реакции

с

металлами,

основными

оксидами,

основаниями и солями) как подтверждение сходства с неорганическими
кислотами. Реакция этерификации и ее обратимость. Влияние заместителей в
углеводородном радикале на силу карбоновых кислот. Особенности
химических

свойств

муравьиной

кислоты.

Получение

предельных

одноосновных карбоновых кислот: окисление алканов, алкенов, первичных
спиртов,

альдегидов.

Важнейшие

представители

карбоновых

кислот:

муравьиная, уксусная и бензойная. Высшие предельные и непредельные

карбоновые кислоты. Оптическая изомерия. Асимметрический атом
углерода. Применение карбоновых кислот.
Сложные эфиры и жиры. Строение и номенклатура сложных эфиров.
Межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения
сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации. Применение сложных
эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные
эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные
жиры, их состав. Физические свойства жиров. Химические свойства жиров:
гидрирование, окисление. Гидролиз или омыление жиров как способ
промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Применение
жиров. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы.

Классификация

углеводов.

Физические

свойства

и

нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Химические
свойства глюкозы: ацилирование, алкилирование, спиртовое и молочнокислое
брожение. Экспериментальные доказательства наличия альдегидной и
спиртовых групп в глюкозе. Получение глюкозы. Фруктоза как изомер
глюкозы. Рибоза и дезоксирибоза. Важнейшие дисахариды (сахароза,
лактоза, мальтоза), их строение и физические свойства. Гидролиз сахарозы,
лактозы, мальтозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры.
Химические свойства крахмала (гидролиз, качественная реакция с йодом на
крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания).
Химические свойства целлюлозы: гидролиз, образование сложных эфиров.
Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов –
источник энергии живых организмов. Понятие об искусственных волокнах
на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между
классами органических соединений.
Амины. Первичные, вторичные, третичные амины. Классификация
аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле.
Электронное и пространственное строение предельных аминов. Физические
свойства аминов. Амины как органические основания: реакции с водой,
кислотами. Реакция горения. Анилин как представитель ароматических

аминов. Строение анилина. Причины ослабления основных свойств анилина
в сравнении с аминами предельного ряда. Химические свойства анилина:
взаимодействие с кислотами, бромной водой, окисление. Получение аминов
алкилированием

аммиака

и

восстановлением

нитропроизводных

углеводородов. Реакция Зинина. Применение аминов в фармацевтической
промышленности.

Анилин

как

сырье

для

производства

анилиновых

красителей. Синтезы на основе анилина.
Аминокислоты

и

белки.

Состав

и

номенклатура.

Строение

аминокислот. Гомологический ряд предельных аминокислот. Изомерия
предельных аминокислот. Физические свойства предельных аминокислот.
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов.
Пептидная

связь.

Биологическое

значение

α-аминокислот.

Области

применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и
строение белков. Основные аминокислоты, образующие белки. Химические
свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на
белки. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции
белков. Достижения в изучении строения и синтеза белков.
Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиррол и пиридин:
электронное строение, ароматический характер, различие в проявлении
основных свойств. Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение
нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Роль нуклеиновых
кислот в жизнедеятельности организмов.
Высокомолекулярные

соединения.

Основные

понятия

высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено,
степень полимеризации. Классификация полимеров. Основные способы
получения высокомолекулярных соединений: реакции полимеризации и
поликонденсации. Строение и структура полимеров. Зависимость свойств
полимеров от строения молекул. Термопластичные и термореактивные
полимеры. Проводящие органические полимеры. Композитные материалы.
Перспективы использования композитных материалов. Классификация
волокон. Синтетические волокна. Полиэфирные и полиамидные волокна, их
строение, свойства. Практическое использование волокон. Синтетические

пленки: изоляция для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные
пленки

для

автомобилей,

пластыри,

хирургические повязки. Новые

технологии дальнейшего совершенствования полимерных материалов.
Типы расчетных задач:
1.Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его
плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по
продуктам сгорания.
11 класс
1. Периодический закон и периодическая система элементов
Строение вещества. Современная модель строения атома. Дуализм
электрона. Квантовые числа. Распределение электронов по энергетическим
уровням в соответствии с принципом наименьшей энергии, правилом Хунда
и принципом Паули. Особенности строения энергетических уровней атомов
d-элементов. Электронная конфигурация атома. Классификация химических
элементов (s-, p-, d-элементы). Основное и возбужденные состояния атомов.
Валентные электроны. Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева.

Физический

смысл

Периодического

закона

Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов
и их соединений по периодам и группам. Мировоззренческое и научное
значение

Периодического

закона

Д.И. Менделеева.

Прогнозы

Д.И. Менделеева. Открытие новых химических элементов.
2. Химическая связь и строение вещества
Электронная природа химической связи. Электроотрицательность.
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования (обменный и
донорно-акцепторный). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная
связь. Межмолекулярные взаимодействия.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических
решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины
многообразия веществ. Современные представления о строении твердых,
жидких и газообразных веществ. Жидкие кристаллы.

3. Химические реакции
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость
реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих
веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры (правило ВантГоффа), площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Энергия
активации. Активированный комплекс. Катализаторы и катализ. Роль
катализаторов в природе и промышленном производстве.
Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и
следствия

из

него.

Тепловые

эффекты

химических

реакций.

Термохимические уравнения. Обратимость реакций. Химическое равновесие.
Смещение химического равновесия под действием различных факторов:
концентрации реагентов или продуктов реакции, давления, температуры.
Роль смещения равновесия в технологических процессах.
Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы.
Растворение

как

физико-химический

процесс.

Способы

выражения

концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и
моляльная концентрации. Титр раствора и титрование.
Реакции в растворах электролитов. Качественные реакции на ионы в
растворе. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность.
Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах.
Применение гидролиза в промышленности.
Окислительно-восстановительные
производственных

процессах

и

реакции

в

жизнедеятельности

природе,
организмов.

Окислительно-восстановительный потенциал среды. Диаграмма Пурбэ.
Поведение веществ в средах с разным значением pH. Методы электронного и
электронно-ионного

баланса.

Гальванический

элемент.

Химические

источники тока. Стандартный водородный электрод. Стандартный
электродный

потенциал

потенциалов.

Направление

системы.

Ряд

стандартных

электродных

окислительно-восстановительных

реакций.

Электролиз растворов и расплавов солей. Практическое применение
электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и

алюминия. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от
коррозии.
4. Основы неорганической химии
Классификация

неорганических

веществ.

Номенклатура.

Характеристика химических свойств металлов 1-3 групп.
Характеристика химических свойств неметаллов 4-8 групп.
Характерные химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей.
5. Методы познания в химии
Правила

работы

в

лаборатории.

Лабораторная

посуда

и

оборудование. Способы получения веществ и их применения.
6. Расчетные задачи
Задачи по химическим уравнениям. Расчет теплового эффекта
реакции. Расчеты массовой и объемной доли выхода продукта
реакции от теоретически возможного. Расчет массовой доли( массы)
химических соединений в смеси.

Тематическое
планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
На курс по выбору « Просто о сложном. Химия 10-11 класс » при
получении среднего общего образования в МАОУ СОШ №1
отводится 68 часа: в 10 классе 34 часов (1 часов в неделю), в 11
классе 34 часов (1 часов в неделю)
Название раздела / темы
Всего
10 класс
11 класс
(часов)
Теория строения органических
3
3
веществ
III.

№
п/п
1

2

Углеводороды и их природные
источники

8

8

3

Кислородосодержащие
органические соединения и их
природные источники

9

9

5

Азотосодержащие органические
вещества

5

5

6

Искусственные и синтетические
полимеры

3

3

7

Расчетный практикум

6

6

4

8

Периодический закон и
периодическая система
химических элементов

4

4

5
Химическая связь и строение
вещества

5

Химические реакции

8

8

Основы неорганической химии

7

7

Методы познания в химии

4

4

Расчетные задачи

6

6

9

10
11

12

Итого

68

34

34

10 класс
№
урока

Название темы, урока
Тема 1. Теория строения органических соединений

1

1

2
3

2
3

4
5
6
7
8
9
10
11

1
2
3
4
5
6
7
8

12
13
14
15
16
17
18
19
20

1
2
3
4
5
6
7
8
9

21
22
23
24
25

1
2
3
4
5

26
27
28

1
2
3

29
30
31

1
2
3

32
33
34

4
5
6

Основные положения теории строения органических
соединений. Гомологи. Изомеры
Типы химических реакций
Изомеры , гомологи
Тема 2. Углеводороды и их природные источники
Алканы. Строение.Свойства
Алкены. Строение. Свойства
Алкадиены . Строение. Свойства
Алкины. Строение. Изомерия. Получение
Арены. Бензол. Строение. Получение.
Нефть и способы переработки
Работа с тестами
Работа с тестами
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и
их природные источники
Спирты: состав, строение, свойства
Альдегиды и кетоны: строение, свойства
Карбоновые кислоты: состав. строение, свойства
Высшие жирные кислоты.
Сложные эфиры. Жиры
Работа с тестами
Понятие об углеводах.
Работа с тестами
Работа с тестами
Тема 4. «Азотосодержащие органические вещества»
Понятие об аминах. Анилин
Аминокислоты
Белки
Генетическая связь между классами органических соединений
Генетическая связь между классами органических соединений
Тема 5. Искусственные и синтетические полимеры
Искусственные синтетические полимеры.
Моющие и чистящие средства. Химия в повседневной жизни.
Работа с тестами
Тема 6
Расчетные задачи
Задачи по химическим уравнениям
Расчет теплового эффекта реакции
Расчеты массовой и объемной доли выхода продукта реакции от
теоретически возможного
Расчет массовой доли( массы) химических соединений в смеси.
Комбинированные задачи
Комбинированные задачи

Кол-во
часов
3

8

9

5

3

6

Об-ще
Кол-во

№
урока

1

1

2

2

3
4

3
4

5
6
7

1
2
3

8
9

4
5

10

1

11

2

12
13
14

3
4
5

15
16
17

6
7
8

18
19
20
21
22
23
24

1
2
3
4
5
6
7

25

1

26
27
28

2
3
4

29
30

1
2

31
32

3
4

33
34

5
6

Название темы, урока
1. Периодический закон и Периодическая система
химических элементов 4ч
Закономерности изменения свойств элементов и их
соединений по периодам и группам
Общая характеристика металлов IА–IIIА групп по таблице

Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп по таблице
Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева.
2. Химическая связь и строение вещества 5ч
Ионная, металлическая связь
Ковалентная и водородная связь
Электроотрицательность. Степень окисления и
валентность химических элементов
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток
Причины многообразия веществ.
3. Химические реакции 8ч
Классификация химических реакций в неорганической
и органической химии
Тепловой эффект химической реакции.
Термохимические уравнения
Скорость реакции, химическое равновесие и способы его смещения
Электролитическая диссоциация . Реакции ионного обмена
Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая,
нейтральная, щелочная
Реакции окислительно-восстановительные
Дисперсные системы.
Способы выражения концентрации растворов
4. Основы неорганическая химия 7ч
Классификация неорганических веществ. Номенклатура
Характерные химические свойства простых веществ – металлов 1-3групп:
Характерные химические свойства простых веществ –неметаллов 4-8 групп:
Характерные химические свойства оксидов
Характерные химические свойства оснований
Характерные химические свойства кислот
Характерные химические свойства солей:
5. Методы познания в химии 4ч
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и
оборудование.
Работа с тестами
Способы получения веществ и их применения.
Работа с заданиями ЕГЭ № 26
6. Расчетные задачи 6ч
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакциям
Расчеты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в
растворе»
Расчеты теплового эффекта реакции
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта
реакции от теоретически возможного
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
Работа с тестами


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».