РП курса по выбору Генетика 10-11 классы

3

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Тимофеев К. П.
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Генетика»
для обучающихся 10-11 классов

г. Мыски, 2024 г.

4

Рабочая программа «Генетика» обеспечивает достижение планируемых
результатов

основной

образовательной

программы

среднего

общего

образования МАОУ СОШ №1. Программа разработана на основе требований
к результатам освоения основной образовательной программы среднего
общего образования по биологии на углубленном уровне.
Планируемые результаты освоения курса

I.

В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы:
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных

жизненных

перспектив,

инициативность,

креативность,

готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь

в

процессе

самостоятельной,

творческой

и

ответственной

деятельности;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
неприятие

вредных

привычек:

курения,

употребления

алкоголя,

наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и

5

инвалидам;

бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных
чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении

всей

жизни;

сознательное

отношение

к

непрерывному

образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние

природных

ресурсов;

умения

и

навыки

разумного

природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье
и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.

6

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду,
в сфере социально-экономических отношений:
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как
к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение
домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
I.2.2. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;

7

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать

различные

модельно-схематические

средства

для

представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),

8

подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Курс по выбору «Генетика» включает в себя сведения о методах генетики,
которые

рассматриваются

в

школьной

программе

по

биологии

в

ознакомительном порядке. Курс расширяет рамки раздела «Основы
генетики» школьной программы, осуществляет связь генетики с медициной.
Полученные учащимися знания в этой области позволят проанализировать
наследование признаков в своих семьях, составить родословную.
Раздел «Основы генетики» считается в школьном курсе одним из самых
сложных разделов общей биологии. Особенно «пугают» многих учащихся
генетические задачи. Вероятно, основная причина в том, что генетика- это
точная наука, сходная с математикой. В генетике есть единица измерения ген.
Генетические закономерности нельзя заучить, их нужно понимать. Только
тогда они сами собой «заучатся». Именно на понимание генетических
закономерностей направлены генетические задачи. Вся генетика - это
множество генетических задач, их уже решили ученые, а учащимся остается
понять их логику решений.
Данный курс носит обучающий, развивающий и практико-социальноориентированный характер. Он необходим для учащихся старшей ступени,

9

так как позволит установить причины наследственных заболеваний. А ведь в
последние

годы

количество

известных

наследственных

заболеваний

увеличилось и составляет более 400 наименований. Это происходит из-за
того, что, с одной стороны, наука все более проникает в генетические,
физиологические и биохимические механизмы человека, а, с другой стороны
- экологическая среда обитания все в большей степени становится
загрязненной, и матрицы человека активнее подвергаются воздействию,
нарушаются, вызывая аномалии.
Материал курса заставит учащихся задуматься о своем здоровье и его
сохранении. Учащиеся будут ориентированы на выбор профессии согласно
жизненным ресурсам своего организма.
Программа соответствует методологическим принципам современного
биологического познания, на основе которых у учащихся формируется
системное и творческое мышление, познавательная самостоятельность,
исследовательские умения и навыки. Программа курса рассчитана на 69
часов, по одному часу в неделю из которых 35 в 10 классе и 34 в 11 классе..
Содержание программы курса по выбору: «Генетика» включает
теоретический и практический материал. В ходе изучения теоретической
части рассматриваются вопросы наследования генетических признаков у
человека, выявляются причины наследственных болезней, определяются
возможности генной инженерии и биотехнологии.
Практическое содержание программы - решение генетических задач,
составление

генетических

родословных,

расчет

индивидуальных

генетических ресурсов.
Решение генетических задач выступает для учащихся в качестве малого
самостоятельного
теоретических

исследования,

основ

курса

позволяющего

генетики

с

выдвигаемыми современной жизнью человека.
Выпускник научится:

осуществить

практическими

связь

проблемами,

10

оценивать роль биологических открытий и современных исследований в
развитии науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины
мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических
понятий с основополагающими понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека,
применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать
границы их применимости;
проводить

учебно-исследовательскую

деятельность

по

биологии:

выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней
организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических
макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и
иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в
молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза,
генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах
матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов
ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и
сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках
многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в
том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание,

11

применяя

законы

наследственности

и

закономерности

сцепленного

наследования;
раскрывать причины наследственных

заболеваний,

аргументировать

необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и
мутационной

изменчивости;

обосновывать

роль

изменчивости

в

естественном и искусственном отборе;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований
в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную
оценку;
выявлять

в

тексте

биологического

содержания

проблему

и

аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического
содержания.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать

и

проводить

индивидуальную

исследовательскую

деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу,
отбирать

и

преобразовывать

необходимую

информацию,

проводить

эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе
полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
прогнозировать

последствия

собственных

исследований

с

учетом

этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей
разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в
виде схем;

12

анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских
задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и
экологии;
аргументировать

необходимость

синтеза

естественно-научного

и

социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и
повседневной

жизни

для

приобретения

опыта

деятельности,

предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как
учебный предмет.

13

II. Содержание учебного предмета
Содержание программы
Тема №1. Предмет генетики и ее значение для медицины. История
генетики -2 часа.
Предмет генетики. История развития науки и ее значение для
медицины.

Г.Мендель-основоположник

генетики.

Основные

понятия

генетики и их взаимосвязь. Гибридологический метод генетики. Значение
работ Д.Фриза, Д.Харди, В.Вайнберга, Т. Моргана для развития генетики.
Основные понятия: генетика; генотип; фенотип; кариотип; хромосомы; гены;
аллельные

гены.

Наследственность;

изменчивость;

фенотипическая

изменчивость; генотипическая изменчивость,;гибридизация, гибриды.
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения на тему:
1. Ученые генетики.
2.Вклад

в

развитие

генетики

Н.И.

Вавилова,

И.В.Мичурина,

С.Г.Четвирикова.
Тема №2.Методы генетики человека-14 часов.
1. Генеалогический метод генетики человека-1 час.
Сущность метода, ученые, открывшие метод. Типы наследования
признаков у человека.
Доминантные, рецессивные признаки человека. Условные обозначения
родословной.
Основные

понятия:

пробанд;

аутосомно-доминантное

наследование;

признаки человека,
связанные с данным типом наследования(полидактилия, синдактилия, седая
прядь

и

волосатость,

другие);
рыжие

пенетрантность.

аутосомно-рецессивное
волосы,

альбинизм

наследование(повышенная
и

другие);экспрессивность;

14

Задания для самостоятельной работы: составить родословную своей семьи
по наследованию морфологических ( фенотипических признаков) цвет глаз,
волос.
2. Анализ и составление родословных-3час.
Методики анализа родословных. Составление родословных таблиц по
имеющимся

данным.

Анализ

собственных

родословных

с

целью

установления характера наследования признаков и выявления вероятности
проявления их у потомков пробанда. Решение исследовательских задач по
генеалогическим таблицам.
Основные понятия: генеалогическое древо; таблица предков.
Задания для самостоятельной работы: решение генетических задач по
общей и медицинской генетике.
3. Популяционный метод. Генетика популяций и ее значение для
медицины-1 час.
Сущность популяционного метода. Закон Д.Харди, В. Вайнберга.
Значение

популяционной

генетики

для

медицины.

Опасность

близкородственных браков.
Основные понятия: панмиксия; популяционное равновесие; закон ХардиВайнберга; полиморфизм.
Задания для самостоятельной работы: решение генетических задач на
применение закона Харди-Вайнберга в человеческих популяциях.
4. Решение задач на тему: «Генетика популяций»-3 час.
Частоты генов и генотипов, и их прогноз для следующих поколений.
Решение задач с использованием закона Харди-Вайнберга.
Задания для самостоятельной работы: решение задач на установление
наличия равновесия в популяциях с использованием данных о частоте
встречаемости групп крови у человека.
5. Цитогенетический метод генетики человека-2 час.

15

Сущность метода. Медико-генетическое консультирование. Влияние
токсических

веществ

на

потомство.

Профилактика

хромосомных

наследственных заболеваний.
Основные

понятия:

кариотип;

генотип;

геном;

аутосомы:

половые

хромосомы; половой хроматин. Синдром Дауна; синдром Клайнфельтера;
синдром Шершевского-Тернера; кариотипирование; идеограмма.
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения о вредном
влиянии никотина, алкоголя, наркотиков на репродуктивное здоровье
человека.
1. Биохимический метод генетики человека-2 час
Сущность метода. Медико-генетическое консультирование. Значение
консультирования

для

профилактики

наследственных

заболеваний,

вызванных мутацией генов.
Основные понятия: ген; мутации; обмен веществ. Серповидно-клеточная
анемия: фенилкетонурия; сахарный диабет; гемофилия; галактоземия.
Задания

для

самостоятельной

работы:

подготовить

сообщения

о

наследственных заболеваниях человека, связанных с нарушением обмена
веществ: решение задач по медицинской генетике.
2. Близнецовый метод-2 час.
Сущность близнецового метода. Влияние генотипа на формирование
признаков. Роль наследственности и среды в формировании признаков.
Выявление

наследственной

предрасположенности

человека

к

ряду

заболеваний.
Основные

понятия: монозиготные

близнецы;

дизиготные

близнецы;

сиамские близнецы.
Задания для самостоятельной работы: 1.Подготовить сообщения (реферат)
о сиамских близнецах.
2.Ответить на вопросы:


Почему во всем мире ведется наблюдение за близнецами и обмен
информации этими данными между странами

16


В чем трудности в применении близнецового метода в генетике
человека.

Тема №3.Биотехнология и генная инженерия-6 часов
1. ДНК- хранитель наследственной информации-1час
Состав, структура, функции ДНК. Строение ДНК, ее свойства. Роль ДНК
в жизнедеятельности клетки. РНК, виды, строение, функции. Сравнительная
характеристика ДНК и РНК. Нуклеиновые кислоты - биологические
полимеры. Нуклеотиды. Передача наследственной информации. Биосинтез
белка. Структуры белковой молекулы.
Основные

понятия: репликация;

транскрипция;

трансляция;

принцип

комплементарности; лидирующая цепь. Генетический код; инициация;
элонгация; терминация.
Задания для самостоятельной работы: заполнить таблицу: «Сравнительная
характеристика нуклеиновых кислот».
2. Решение задач по теме: « Молекулярная генетика» -3 час.
Определение первичной структуры кодируемого белка по фрагменту
молекулы ДНК. Расшифровка строения участка ДНК по первичной структуре
белка. Определение процентного состава азотистых оснований ДНК с
использованием формулы: (А+ Т) +(Г+Ц)= 100%. Определение длины гена.
Задания для самостоятельной работы: решение задач по молекулярной
генетике.
3. Успехи и перспективы биотехнологии -1 час.
Биотехнология, объекты участвующие в биологических процессах.
Методы биотехнологии: клеточная технология; культура тканей и органов.
Метод амнеосинтеза.
Основные

понятия: биотехнология;

штаммы;

клеточная

инженерия;

пренатальная диагностика.
Задания для самостоятельной работы: подготовить сообщения о методах
клеточной инженерии.
3. Генетическая инженерия. Генетическая инженерия и рак-1 час.

17

Сущность генной инженерии и ее значение для лечения наследственных
заболеваний.

Методы

генной

инженерии:

рестрикция,

лигирование,

трансформация, скрининг.
Перспективы генной инженерии. Этические и нравственные аспекты генной
инженерии.
Причины

онкологических

заболеваний.

Теории

рака:

мутагенная,

вирусогенетическая.
Значение генной инженерии для лечения рака.
Основные понятия: плазмиды; рестриктазы; клонирование; онковирусы;
онкогены; онкобелки.
Задания для самостоятельной работы: подготовить реферат по темам:
«Генная инженерия и рак», «Клонирование: за и против», «Излечим ли рак?».
Тема №4. Решение генетических задач по общей и медицинской
генетике-13 часов.
1.Задачи на моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание.
Неполное доминирование-2 час.
Моногибридное
Анализирующее

скрещивание.

Полное

скрещивание.

и

Группы

неполное
крови.

доминирование,
Резус-

фактор.

Кодоминирование - наследование групп крови человека. Донорство.
Основные

понятия: моногибридное

скрещивание;

гибриды;

генотип;

фенотип; аутосомы. Доминантные и рецессивные признаки; гомозиготные,
гетерозиготные

организмы;

аллельные

гены.

Резус-

фактор;

донор;

реципиент; форменные элементы крови; агглютинация; агглютиногены;
агглютинины.
Задания для самостоятельной работы: решение задач на наследование
групп крови; резус- факторы; передачу признаков при полном и неполном
доминировании.
2.Задачи на дигибридное скрещивание- 3 час.
Признаки человека: морфологические; физиологические; биохимические .
Решение задач.

18

Основные понятия: дигибридное скрещивание; решетка Пеннета; аутосомнодоминантное и аутосомно- рецессивное скрещивание.
Задания для самостоятельной работы: решение задач по общей и
медицинской генетике.
3.Задачи на сцепленное наследование признаков. Кроссинговер -4 час.
Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Опыты Т. Моргана по
доказательству

сцепленного

наследования

признаков.

Кроссинговер.

Результаты расщепления при свободном комбинировании генов, при полном
и неполном сцеплении.
Основные понятия: кроссинговер; морганида.
Задания для самостоятельной работы: решение задач на определение
процента

кроссинговера;

определение

локализации

гена;

построение

генетических карт на основе сцепленного наследования и кроссинговера.
4.Задачи на наследование признаков сцепленных с полом у человека -3
час.
Генетика пола. Хромосомное определение пола человека. Генетические
карты и особенности их строения. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол.
Основные

понятия: пол;

кариотип;

половые

хромосомы;

гемофилия;

дальтонизм.
Задания для самостоятельной работы: решение задач на наследование
признаков, за развитие которых отвечают гены, локализованные в Ххромосоме( доминантные, рецессивные гены). Задачи на наследование
признаков, за развитие которых отвечают гены, локализованные в Ухромосоме.
5. Итоговая контрольная работа – 2 часа.
Основные темы: 1. Методы генетики человека.
2.Биотехнология, ее основные направления.
3.Задачи на основные уровни развития генетики: организменный,
хромосомный, молекулярный.
Тема №5. Наследование, сцепленное с полом -5 часов

19

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых
хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Пенетрантность – способность гена проявляться в
фенотипе.
Тема №6. Взаимодействие аллельных генов - 9 часов
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных
(доминирование,
неаллельных

неполное

доминирование,

(комплементарность,

эпистаз

кодоминирование)
и

полимерия)

генов

и
в

определении признаков. Плейотропия.
Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.
Тема №7. Взаимодействие неаллельных генов -

6 часов

Генотип как целостная система. Взаимодействие и неаллельных
(комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков.
Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.
Тема №8. Методы изучения наследственности и изменчивости человека
в норме и патологии- 12 часов
Кариотип и идиограмма хромосом человека. Группы хромосом.
Дифференцированное

окрашивание

хромосом

человека.

Выявление

аномалий в числе хромосом и установление синдрома. Геном. Структура
генома человека. Хромосомное определение пола. Синдром Морриса.
Отличие людей на уровне генома. Гены, определяющие умственные
способности человека. Гены счастья и тревоги. Генотерапия.
Наследственность.

Виды

наследственности

-

хромосомная,

цитоплазматическая.
Тема №8. Хромосомные болезни - 2 часа
Наследственные

болезни

и

их

классификация:

моногенные,

полигенные, хромосомные. Факторы риска генных заболеваний.
Моногенные

заболевания

с

аутосомно-доминантным

типом

наследования (синдром Альпорта, талассемия, гемолитическая анемия и др.);
с аутосомно-рецессивным типом наследования (фенилкетонурия, альбинизм,

20

болезнь Тея-Сакса и др.); сцепленные c Х-хромосомой, рецессивное
наследование (гемофилия, дальтонизм, миопатия Дюшина); сцепленное с Ухромосомой (раннее облысение, ихтиоз).
Хромосомные заболевания, связанные с нарушением числа отдельных
хромосом - трисомия (синдром Патау, синдром Эдвардса, болезнь Дауна),
моносамия (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Кляйнфелтера).
Хромосомные

заболевания,

связанные

со

структурной

перестройкой

хромосом: делеция (синдром «кошачьего крика»), инверсия (микроцефалия).
Врождённые болезни: наследственные и ненаследственные. Причины их
возникновения.
ревматизм,

Болезни

бронхиальная

с

наследственной

астма,

шизофрения

предрасположенностью:
и

др.

Профилактика

наследственно обусловленных заболеваний. Кровнородственные браки и
наследственные болезни.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
На изучение курса «Генетика» при получении среднего общего
образования при углубленном изучении в МАОУ СОШ №1 отводится 69
часов: в 10 классе 34 часа часов и 34 часа в 11 классе (1 час неделю).
№
п/
п
1

2
3
4

Название раздела / темы

Всего
(часов)

10 класс
35 ч

11 класс
34 ч

Тема №1. Предмет генетики и ее
значение для медицины. История
генетики
Тема №2. Методы генетики человека

2

2

-

14

14

-

Тема №3.Биотехнология и генная
инженерия
Тема №4. Решение генетических задач

6

6

-

13

13

по общей и медицинской генетике
5
6

Тема №5. Наследование, сцепленное с
полом
Тема №6. Взаимодействие аллельных
генов

5

5

9

9

21

7
8

9

Тема №7. Взаимодействие неаллельных
генов
Тема №8. Методы изучения
наследственности и изменчивости
человека в норме и патологии
Тема №9. Хромосомные болезни
Всего

6

6
12

12

2

2

69

35

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».