РП курса по выбору Обществознание-теория и практика 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ № 1 Мысковского ГО
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ТИМОФЕЕВ К.П.
ПРОТОКОЛ ПЕДСОВЕТА
№1 от «30» АВГУСТА
2024 г.

Обществознание: теория и практика
10-11 КЛАССЫ
Курс по выбору

Мыски, 2024 г.

Рабочая программа курса по выбору «Обществознание: теория и практика.
10-11 классы»
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с
учетом анализа типичных ошибок, допущенных выпускниками на ЕГЭ по
обществознанию.
Рабочая программа курса по выбору «Обществознание: теория и практика. 1011 классы»
разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с
учетом анализа типичных ошибок, допущенных выпускниками на ЕГЭ по
обществознанию.
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
"Обществознание" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание" отражают:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.

II.

Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами
жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук,
которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является
интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики,
социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что
позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции
какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует
формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне
среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к
содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия
ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового
содержания,

расширения

понятийного

аппарата,

что

позволит

овладеть

относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области
наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие
выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами

реализации

примерной

программы

учебного

предмета

«Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы, способности к осознанию российской
гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
– формирование

представлений

об

основных

тенденциях

и

возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире;
– формирование представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
– овладение

умениями

применять

полученные

знания

в

повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание» (включая
экономику и право) для базового уровня среднего общего образования составлена
на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает
последовательности изучения материала, распределения его по классам, не
определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание» определяет
инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого
остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования.

Содержание курса
10 класс 35 часа
Введение 1 час

Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой
проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией,
демонстрационной версией ЕГЭ
Раздел I. «Общество» 6 часов
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие
«общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные
отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни.
Спецефические черты общества.
Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая
природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и
природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений общества
и культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер
общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.
Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы
социальных институтов. Функции социальных институтов.
Многовариантность общественного развития. Типология
обществ. Общественное развитие. Реформа и ее виды. Революция и ее виды.
Модернизация. Традиционное общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к
изучению общества. Западная и восточная цивилизации.
Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность
общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности
прогресса и его критерии. Стагнация.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация.
Основные направления глобализации. Последствия процесса глобализации.
Единство современного мира. Основные факторы единства современного
человечества.
Глобальные проблемы человечества. Термин «глобальные проблемы». Причины
возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы.
Основные направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы
перспектив человечества.
Контрольная работа по разделу «Общество». Проверка уровня знаний и умений
по пройденной теме.

Раздел II. «Духовная жизнь общества» 9 часов
Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления
общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная
культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.
Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная;
молодежная субкультура. Типология культур. Основные формы: элитарная,
народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура.
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.
Средства массовой информации. СМИ и их роль в духовной жизни общества.
Функции СМИ.
Искусство, его формы, основные направления. Понятие «искусство». Теории
происхождения искусства. Предмет искусства. Виды и жанры. Специфические
черты искусства. Функции искусства.
Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции
современной науки.
Социальная и личностная значимость образования. Образование. Цель
образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть
образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих
функционирование системы образования. Общие тенденции в развитии
образования.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение
«религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты
религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм,
магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм,
христианство, ислам. Основные функции религии.
Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали:
табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие
«нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции
морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы
современной нравственной культуры личности.
Тенденции духовной жизни современной России. Основные проблемы и
тенденции современной культурной ситуации в России.
Контрольная работа по разделу «Духовная жизнь общества». Проверка уровня
знаний и умений по пройденной теме.
Раздел III «Человек. Познание» 9 часов

Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие
человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо.
Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие
человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и
деятельность. Деятельность. Деятельность человека и активность животного.
Основные компоненты деятельности. Виды действий. Игра как деятельность.
Общение, структура общения. Функции общения. Учение. Труд. Основные
классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы
мышления.
Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни.
Проблема смысла жизни человека. Самореализация.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Индивид.
Индивидуальность. Личность. Структура личности. Социализация. Этапы
социализации.
Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний
(духовный) мир человека. Структура духовного .о мира человека. Мировоззрение,
структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура
сознания. Самосознание. Бессознательное. Отличие сознательного от
бессознательного.
Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание.
Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и
ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм,
скептицизм, оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие,
представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.
Истина и ее критерии. Относительность истины. Что есть истина?
Относительная истина, абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в
процессе познания.
Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы
знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы
научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование,
абстракция.
Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация
социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание.
Особенности социального познания. Социальный факт.

Контрольная работа по разделу«Человек. Познание». Проверка уровня знаний и
умений по пройденной теме.
Раздел IV «Политика» 10 часов
Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе
власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая
власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти.
Государственная власть. Теория разделения властей.
Политическая система, ее структура и функции. Политическая система
общества и ее структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической
системы общества. Функции политической системы. Основные теории
происхождения государства. Государство. Признаки государства. Функции
государства. Формы правления: монархия, республика. Формы государственнотерриториального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация.
Политические режимы.
Политические партии и движения. Становление многопартийности в
России. Избирательные системы. Политическая партия и ее черты Виды
политических партий. Партийная система, типы партийных систем. Политические
движения. Виды политических движений. Основные этапы становления
многопартийности в России.
Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим.
Демократический , тоталитарный, авторитарный режимы.
Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы
формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы
политических идеологий.
Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической
культуры. Функции политической культуры.
Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности
гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества.
Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского
общества.
Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового
государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования
правового государства.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Содержание
политической жизни. Политический статус личности. Политическая роль

личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности
политического лидерства. Классификация типов политических лидеров.
Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы
политической деятельности.
Контрольная работа по разделу «Политика». Проверка уровня знаний и умений
по пройденной теме.
11 класс – 34 часа
Раздел I «Экономика» 11 часов
Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство.
Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства.
Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика.
Микроэкономика.
Экономические системы. Экономическая система. Основные типы
экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная.
Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право
собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.
Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП.
ВНП. НД.
Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы
экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды
кризисов. Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое
регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская
система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов.
Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая
система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой
рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура
международной валютно-финансовой системы.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель
потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень
жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства .Основные
принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции
предпринимательства.

Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда.
Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный
минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы.
Последствия безработицы.
Контрольная работа по разделу «Экономика». Проверка уровня знаний и
умений по пройденной теме.
Раздел II «Социальные отношения» 11 часов
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь,
виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.
Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки
социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура
общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.
Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор.
Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная
мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация.
Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем.
Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи,
традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические
нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение.
Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи.
Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального
положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность.
Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды
этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного
сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный
конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма.
Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в
Российской Федерации.

Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники.
Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный
конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в
современной России. Стратификационная структура российского общества.
Основные тенденции развития социальной структуры современного российского
общества.
Контрольная работа по разделу«Социальные отношения». Проверка уровня
знаний и умений по пройденной теме..
Раздел III «Право» 12 часов
Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма
права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция,
санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности
взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права
институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные
отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников
права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативноправовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды
нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.
Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений.
Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений:
преступление и проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России.
Особенности Конституции РФ: структура, содержание.
Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее
признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической
ответственности. Функции.
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового,
семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика
основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные
понятия и нормы.
Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав
человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических,

социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система
международной защиты прав человека.
Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание.
Правотворчество. Законность . Правопорядок. Функции правовой культуры.
Значение правовой культуры.
Итоговый контроль
Пробный ЕГЭ. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому
государственному экзамену.
На изучение курса по выбору «Обществознание:теория и практика. 10-11
классы» в 10 классе при получении среднего общего образования в МАОУ СОШ
№ 1 отводится 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе 34 часа (1 час в неделю), всего
68 часов.
№ п/п

Название раздела / темы

1

Введение в курс ««Обществознание : теория и
практика»
Раздел I «Общество»
Раздел II «Духовная жизнь общества»
Раздел III «Человек. Познание»
Раздел IV «Политика»
Всего в 10 классе

2
3
4
5

№
п/п
1
2
3

10
класс
1
6
9
9
10
35

Название раздела / темы

11класс

Раздел I «Экономика»
Раздел II «Социальные отношения»
Раздел III «Право»
Всего в 11 классе

11
11
12
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».