МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО УТВЕРЖДЕНО Директор Тимофеев К.П. протокол п/совета № 1 от 30 августа 2024г Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность 5-9 КЛАССЫ Мысковский городской округ, 2024 2 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. 5-9 классы» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №1. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Метапредметные и предметные Читательская 5 класс Уровень узнавания и понимания находит и извлекает информацию из различных текстов 6 класс Уровень понимания и применения применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста 7 класс Уровень анализа и синтеза 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания Грамотность Математическа я находит и извлекает математическу ю информацию в различном контексте Естественнонаучная находит и извлекает информацию о естественнонау чных явлениях в различном контексте применяет объясняет и математические описывает знания для естественнонау решения чные явления разного рода на основе проблем имеющихся научных знаний формулирует распознает и математическу исследует ю проблему на личные, основе анализа местные, ситуации национальные, глобальные естественнонау чные проблемы в различном контексте интерпретирует интерпретирует и оценивает и оценивает математические личные, данные в местные, контексте национальные, лично значимой глобальные ситуации естественнонау чные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания Финансовая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте применяет финансовые знания для решения разного рода проблем анализирует информацию в финансовом контексте оценивает финансовые проблемы в различном контексте 3 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметног о содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметног о содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонау чных проблемах в различном контексте в рамках метапредметног о содержания оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения Естественнонаучная объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонау ч- ных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Финансовая Личностные Читательская 5-9 классы оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному Грамотность Математическа я объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математически х знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны II Содержание курса внеурочной деятельности Модуль: «Основы финансовой грамотности» 5 класс Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки? Личные деньги. Кто такие мошенники? Сколько стоит «своё дело»? 6 класс Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. 4 Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 7 класс Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. 8 класс Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. 9 класс Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. 6 класс Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как онимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж). 7 класс Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, 5 подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. 8 класс Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 9 класс Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Модуль «Основы математической грамотности» 5 класс Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. 1 Беседа, обсуждение, практикум. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. 1 Обсуждение, урок-исследование. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 1 Беседа, обсуждение практикум. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. 1 Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. 1 Урок-практикум. 6 класс Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. 7 класс Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, 6 возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. 8 класс Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. 9 класс Представление данных в виде таблиц и диаграмм. Простые и сложные вопросы. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Строение вещества Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Земля и земная кора. Минералы Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. 6 класс Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Живая природа. Царства живой природы 7 класс Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. 7 Силы и движение. Механическое движение. Инерция. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Земля, мировой океан Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. 8 класс Занимательное электричество. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии. Магнетизм и электромагнетизм. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. 9 класс Уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. III Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы На изучение курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. 5-9 класс» при получении основного общего образования в МАОУ СОШ №1 отводится 90 часов: 18 – 5 классы (0,5 часа в неделю), 18 – 6 классы (0,5 часа в неделю) 18 – 7 классы (0,5 часа в неделю), 18 – 8 классы (0,5 часа в неделю), 18 – 9 классы (0,5 часа в неделю). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности» 5 класс № Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. Итого Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах Деньги настоящие и ненастоящие Как разумно делать покупки? Личные деньги Кто такие мошенники? Сколько стоит «своё дело»? Кол-во часов 1 Формы деятельности 1 1 1 1 5 Игра, экскурсия. Игра, круглый стол. Круглый стол, игра, квест. Проект, игра. Кол-во часов 1 Формы деятельности 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 1 4 Беседы, диалоги, дискуссии. Кол-во часов 1 Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. 6 класс № Тема занятия 1. Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. Социальные выплаты: пенсии, пособия. 2. 3. 4. Итого 7 класс № 1. Тема занятия Что такое налоги и почему мы их должны Беседы, диалоги, дискуссии. Беседы, диалоги, дискуссии. 2 2. 3. 4. платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. Итого 8 класс № 1. 2. 3. 4. 1. 2. Круглый стол, игра. 1 Игра, круглый стол, дискуссии. 1 Круглый стол, игра, квест. 4 Тема занятия Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Итого 9 класс № 1 Кол-во часов 1 Формы деятельности 1 Круглый стол, игра. 1 Викторина, круглый стол, дискуссии. Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 4 Тема занятия Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Кол-во часов 1 Формы деятельности 1 Круглый стол, игра. Беседы, диалоги, дискуссии. 3 Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. 3. 4. Итого 1 Беседы, викторина, квест, квиз. 1 Дебаты, беседы. 4 Модуль «Основы читательской грамотности» 5 класс № Тема занятия 1. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. 2. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? 3. Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). 4. Что такое вопрос? Виды вопросов. 5. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. ИТОГО Кол-во часов 1 Формы деятельности Работа в парах. Ролевая игра. 1 1 Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. 1 1 Квест, конкурс. Квест, игра «Что? Где? Когда?». 5 6 класс № 1. 2. Тема занятия Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, Кол-во часов 1 Формы деятельности Работа в парах, игра в формате КВН. 1 Квест, круглый стол. 4 содержащуюся в тексте? 3. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) 4. Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. ИТОГО 7 класс № 1. 2. 3. 4. 5. Тема занятия Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. 1 Круглый стол, дискуссия. 1 Квест, игра «Что? Где? Когда?». 4 Кол-во часов 1 Формы деятельности Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Квест, дискуссия, круглый стол. 1 Деловая игра. 1 Квест, круглый стол. Итого 8 класс 5 № 1. Кол-во часов 1 Формы деятельности Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Беседа, круглый стол. 2. 3. Тема занятия Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из 5 текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 4. 5. Итого 1 Квест, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 5 9 класс № Тема занятия 1. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Составление плана на основе исходного текста. 2. 3. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. 4. Итого Модуль «Основы математической грамотности» Колво часов 1 Формы деятельности 1 Квест, круглый стол. 1 Работа в группах, соревнование в формате КВН. Квест, круглый стол. 1 Работа в парах, дискуссия. 4 5 класс № Тема занятия 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Кол-во часов 1 Формы деятельности Беседа, обсуждение, практикум. 6 2. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. 3. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. 4. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. 5. Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. Итого 6 класс 1 Обсуждение, урок-исследование. 1 Беседа, обсуждение практикум. 1 Игра, урок-исследование, брейн- ринг, конструирование. 1 Урок-практикум. № Тема занятия Формы деятельности 1. Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. Кол-во часов 1 1 1 1 Урок-игра, индивидуальная работа в парах. Обсуждение, урок-практикум. Беседа, урок-исследование, моделирование. 1 Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. 2. 3. 4. 5. Итого 5 5 Игра, обсуждение, практикум. 7 7 класс № Тема занятия 1. Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. 2. 3. 4. 5. Итого Кол-во часов 1 Формы деятельности 1 Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. 1 Урок-игра, урок-исследование. 1 Урок-исследование. 1 Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. Обсуждение, практикум. 5 8 класс № Тема занятия 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. 2. Кол-во часов 1 Формы деятельности 1 Беседа. Исследование. Практикум. 8 3. 4. 5. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Итого 1 Исследовательская работа, практикум. Проектная работа. 1 Урок-исследование. 1 5 9 класс № Тема занятия 1. Представление данных в виде таблиц и диаграмм. Простые и сложные вопросы. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. 4. 3. 4. 5. Итого Кол-во часов 1 Формы деятельности 1 1 Обсуждение. Исследование. Исследование. Выбор способа решения. Практикум. Обсуждение. Практикум. Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. 1 1 Беседа. Обсуждение. Практикум. 5 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 класс № Тема занятия Кол-во Формы деятельности 9 часов Звуковые явления 1. Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. Строение вещества 2. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Земля и земная кора. Минералы 3. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Атмосфера Земли. Итого 1 Беседа, демонстрация записей звуков. 1 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 1 Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. 3 6 класс № Тема занятия Строение вещества 1. Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. 2. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления 3. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Земля, Солнечная система и Вселенная 4. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Кол-во часов Формы деятельности 1 Наблюдения. Лабораторная работа. 1 Моделирование. 1 Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. 1 Обсуждение. Исследование. Проектная работа. 10 Живая природа 5. Царства живой природы Итого № Тема занятия Структура и свойства вещества 1. Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение 2. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Земля, мировой океан 3. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. 4. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие 5. Итого Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. 1 5 7 класс Кол-во часов Квест. Формы деятельности 1 Беседа. Демонстрация моделей. 1 Демонстрация моделей. Лабораторная работа. 1 Проектная деятельность. 1 1 5 Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов». 11 8 класс № Тема занятия Кол-во часов Формы деятельности Структура и свойства вещества (электрические явления) 1. Занимательное электричество. 1 Беседа. Демонстрация моделей. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии 2. Магнетизм и электромагнетизм. 1 Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) 1 Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Проектная работа. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. 1 Моделирование. Виртуальное моделирование. 3. 4. Итого 4 9 класс № Тема занятия Структура и свойства вещества 1. На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества 2. Изменения состояния веществ. 3. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов Кол-во Формы деятельности часов 1 1 Демонстрация моделей. Дебаты. Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Учебный эксперимент. Исследование 12 4. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. 1 Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение явлений. 5. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Итого 1 Демонстрация моделей. Моделирование. 5