МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» МАОУ СОШ№1 МЫСКОВСКОГО ГО УТВЕРЖДАЮ: Директор Тимофеев К.П. Протокол №1 от «30» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике» для обучающихся 7 класса Мыски, 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике. 7класс» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №1. Программа разработана на основе освоения основной образовательной требований к результатам программы основного общего образования и примерной программы по физике. Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных компетенций в решении устройств и приборов, инженерно-технических и развитие научно- исследовательских задач. Освоение курса внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике. 7 класс» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий творческих, гражданских, компетенций. Обучающиеся для формирования интеллектуальных, коммуникационных, информационных овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Курс внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике. 7 класс» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение курса внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике. 7 класс» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Экология», «Информатика», «Основы «Литература» и др. «Химия», безопасности «Биология», жизнедеятельности», «География», «История», ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса внеурочной деятельности В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы: личностные, метапредметные и предметные результаты. 1) Личностные результаты: В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся: • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; • способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. 2) Метапредметные результаты Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • проявлять познавательную инициативу во внеурочном сотрудничестве; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах; Обучающийся получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Обучающийся получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 3) Предметные результаты Изучение курса внеурочной деятельности должно обеспечить возможность: - ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости; - понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы; - понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы; - знать модели поиска решений для задач по физике; - знать теоретические основы математики. - примечать модели явлений и объектов окружающего мира; - анализировать условие задачи; - переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой; - составлять план решения; - выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы; - владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7 класс (35 часов, 1 час в неделю) Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Роль эксперимента в жизни человека. Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. Лабораторные работы(с использованием оборудования «Точка роста»): 1. Измерение объема твердого тела. Характеристика основных видов деятельности: Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Механика. Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения. понятий в Лабораторные работы(с использованием оборудования «Точка роста»): 1. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. 2. Определение коэффициента трения на трибометре. 3. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. Характеристика основных видов деятельности: Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат. Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ (с использованием оборудования «Точка роста»). Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Гидростатика. Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины. Практика (решение практических задач): задача царя Герона; выталкивающая сила в различных системах; доказательство закона Архимеда; приборы в задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины). Лабораторные работы(с использованием оборудования «Точка роста»): 1) Изготовление модели фонтана. 2) Выяснение условия плавания тел. Характеристика основных видов деятельности: Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Статика. Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы. Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем. Комбинированные задачи, используя условия равновесия. Лабораторные работы(с использованием оборудования «Точка роста»): 1. Измерение момента силы, действующей на рычаг. 2. Измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока. 3. Изготовление работающей системы блоков. Характеристика основных видов деятельности: Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело». Решать задачи на применение условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. деятельности. Представление Подготовка результатов сообщений и парной, докладов. групповой Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. ФОРМЫ организации и видов деятельности курса «Экспериментарий по физике» - практические работы; - проектная и исследовательская деятельность; - задания творческого и поискового характера ( проблемные вопросы, учебные задачи или ситуации) - учебные проекты, моделирование; -дискуссии, беседы, наблюдения; - групповые формы работы; - КТД; - самоуправление; -конференции. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ На изучение курса внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике» при получении основного общего образования в МАОУ СОШ №1 отводится в 7 классе 35 часов (1 час в неделю). № п/п Название раздела / темы 7 класс 1. Введение. 1 2. Роль эксперимента в жизни 3 человека. Механика. 8 3.4. Гидростатика. 12 3.5. Статика. 11 3. Итого: 35 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ЭКСПЕРИМЕНТАРИЙ ПО ФИЗИКЕ» 7 класс (35 часов, 1 час в неделю) № п/п 1 №в теме 1 2 1 2 1 3 2 4 3 5 3 1 6 2 7 3 8 9 10 4 5 6 11 12 7 8 13 14 4 1 2 Тема урока Введение (1 ч). Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Роль эксперимента в жизни человека (3 ч). Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешности измерения. ЛР «Измерение объема твердого тела». Правила оформления лабораторной работы. Механика (8 ч). Равномерное и неравномерное движения. Графическое представление движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Сила упругости, сила трения. ЛР «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины». ЛР «Определение коэффициента трения на трибометре». ЛР «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления». Гидростатика (12 ч). Плотность. Задача царя Герона. Решение задач повышенной Всего Теория 1 1 1 1 2 1 1 1 1 Практика л/р - Дата проведения 02.09.2024 1 09.09.2024 16.09.2024 1 23.09.2024 1 5 1 1 1 14.10.2024 1 1 21.10.2024 1 1 1 1 1 1 05.11.2024 11.11.2024 18.11.2024 1 1 25.11.2024 02.12.2024 1 1 1 1 10 1 1 3 07.10.2024 2 09.12.2024 16.12.2024 15 3 16 17 18 19 4 5 6 7 20 21 8 9 22 23 10 11 24 12 25 26 27 28 29 5 1 2 3 4 5 30 6 31 7 32 33 34 35 8 9 10 11 сложности на расчет плотности вещества. Решение задач повышенной сложности Давление жидкости и газа. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. ЛР «Изготовление модели фонтана». Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. Опыты, доказывающие существование давления в жидкостях и газах. Гидравлические машины. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. ЛР «Выяснение условия плавания тел». Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда. Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда. Статика. (11 ч). Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Момент силы. Правило моментов. ЛР «Измерение момента силы, действующей на рычаг». Центр тяжести. Исследование различных механических систем. Комбинированные задачи, используя условия равновесия. ЛР «Измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока». ЛР «Измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного блока». ЛР «Изготовление работающей системы блоков». Блок задач на равновесие. Оформление работы. Защита лабораторных работ. 1 1 23.12.2024 1 1 1 1 1 1 1 28.12.2024 13.01.2025 20.01.2025 27.01.2025 1 1 1 1 03.02.2025 10.02.2025 1 1 1 1 17.02.2025 24.02.2025 1 1 03.03.2025 1 1 1 1 1 1 7 1 1 4 1 10.03.2025 17.03.2025 31.03.2025 07.04.2025 14.04.2025 1 1 21.04.2025 1 1 28.04.2025 1 05.05.2025 12.05.2025 19.05.2025 26.05.2025 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Использованы сокращения: л/р – лабораторная работа 35 25 10