МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО УТВЕРЖДЕНО Директор Тимофеев К. П. Протокол п/совета № 1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Литература в формате ЕГЭ» для обучающихся 10-11 классов г. Мыски, 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литература в формате ЕГЭ. 10-11 классы» Федерального разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, с учетом анализа типичных ошибок, допущенных выпускниками на ЕГЭ по литературе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ЛИТЕРАТУРА В ФОРМАТЕ ЕГЭ. 10-11 КЛАССЫ» I. Планируемые личностные результаты: – формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; –готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; к – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; – бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности. Планируемые метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; –менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); – подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты Выпускник научится: – демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа; – навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции; – в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно: обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; анализировать особенности развития жанрово-родовой и связей выбор элементов автора, раскрывать художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости; анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); – осуществлять следующую продуктивную деятельность: давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, художественного мира демонстрируя произведения, целостное понимание восприятие принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду); выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений. Выпускник получит возможность научиться: – давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); – анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; – анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); – анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. II. Содержание курса внеурочной деятельности «Литература в формате ЕГЭ. 10-11 классы» Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания. Раздел 2. Фольклор и древнерусская литература Особенности особенности фольклора. фольклорных Жанры фольклора. произведений. Тонический Художественные стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения. Образы русских князей. Жанровое многообразие «Слова...». Авторская позиция в «Слове...». Язык произведения. Приемы сравнения, олицетворения, метафоры, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание. Раздел 3. Литература XVIII века. Классицизм Классицизм как художественное направление. Литературные формы классицизма и его черты. Литературные роды и жанры. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Драма как род литературы. Признаки классицизма Фонвизина. Система и особенности жанра комедии в пьесе Д.И. персонажей и говорящие фамилии. Идейно- просветительская направленность произведения. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Жанр оды. Аллегория. Традиции и новаторство в стихотворении. Лирика как род литературы. Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Раздел 4. Литература первой половины XIX века Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Идея и проблематика произведения. Понятие ритма, рифмы, строфы. Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя. Белый стих. Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Фольклорные мотивы в балладе. Нравственный идеал поэта. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Стадии развития действия в произведении: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Особенности развития конфликта. Система образов. Речевая характеристика героя: диалог, монолог. Художественное время и пространство в пьесе. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Открытый финал. Новаторство комедии А.С. Грибоедова. Язык произведения А.С. Грибоедова. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...». Лирическое стихотворение. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Послание. Мотивы и образы пушкинской лирики. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Реализм как художественное направление. Роман «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Историзм романа. Система персонажей. Авторская характеристика, портрет героя. Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Роль эпиграфов в повести. Притча. Авторская позиция в произведении. Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме. Язык поэмы и средства художественной изобразительности. Синекдоха и метонимия. Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А.С. Пушкина. Энциклопедизм и историзм романа. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Художественные особенности лирических отступлений и роль эпиграфов. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора. Литературный тип. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Особенности Антитеза. Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова. «Песня про... купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Народность. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Конфликт. Образ главного героя и способы его создания. Роль пейзажа в поэме. Роман «Герой проблематики нашего произведения. хронологическая времени». Многообразие Особенности последовательность. тематики и романа и композиции Сюжет и фабула. Приемы психологизма в романе. Система образов и образ главного героя. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Сатира, юмор, ирония. Приемы создания комического. Особенности «миражной» интриги в пьесе. Система персонажей и средства их создания. Финал пьесы. Повесть «Шинель». Тип «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести. Поэма «Мертвые души». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме: «смех сквозь невидимые миру слезы». Смысл названия поэмы как оксюморон. Средства создания героев. Портрет и интерьер. Авторские отступления и их тематика. Русь «мертвая» и «живая» в поэме. Образ главного героя и отношение к нему автора. Мотив дороги в произведении Н.В. Гоголя. Раздел 5. Литература второй половины XIX века А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт пьесы. Социальнонравственная направленность драмы А.Н. Островского. Система персонажей и драматургические средства их создания. Символические образы в пьесе. Трагедия. Новаторство драматурга. Критика о «Грозе». И.С. Тургенев. Роман «Отцы Мировоззренческая основа романа. и дети». Эпоха в романе. Литературный прототип. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Идейное и художественное композиции. содержание произведения. Особенности сюжета и Психологизм И.С. Тургенева. «Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа И.С. Тургенева. Критика о романе. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Природа — сфинкс. И тем она верней...». Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях: инверсия, анафора, афоризм. И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Монографичность романа. Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки характера Обломова и его связь с другими персонажами. «Испытания» Обломова. Художественная деталь и ее роль в повествовании. Критики о романе. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Гипербола. Сарказм и гротеск. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Гражданский пафос поэзии Н.А. Некрасов. Лирический сюжет. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Особенности композиции произведения. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи, внутренняя речь), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. «Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительновыразительных средств в стихотворениях. Средства звукописи. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса. 11 класс Раздел 1. Судьбы русской прозы рубежа 19-20 веков Понятие традиции и новаторства в литературе. Историко-культурная ситуация на рубеже 19-20 веков. Жанр рассказа юмористическое и в творчестве лирическое. А.П. Чехова: Трансформация темы образа и образы, «маленького человека» и деградации личности в рассказах «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Ионыч». Преображение героев в рассказах «Дама с собачкой» и «Студент». Социально-философское содержание рассказов И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и А.М. Горького «Старуха Изергиль». Тема любви в творчестве И.А. Бунина. современное, эволюция Новелла «Чистый понедельник»: вечное и характера Художественное время и пространство. рассказчика в произведении. Раздел 2. Судьбы русской драмы рубежа 19-20 веков Традиции и новаторство пьес А.П. Чехова «Вишневый сад» и А.М. Горького «На дне». Своеобразие конфликта, система действующих лиц, проблематика, смысл названия драм. Подтекст и роль ремарок. Раздел 3. Судьбы русской поэзии конца 19-и 20 веков Символизм, акмеизм и футуризм как новые художественные направления в литературе рубежа веков. Символ. Своеобразие лирического героя поэзии А.А. Блока, В.В. Маяковского, О.Э. Мандельштама, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского. Мир внешний и внутренний в лирике поэтов. Многообразие тематики стихотворений, художественные особенности поэтических текстов. Сонет. Акцентный стих, верлибр. Голос эпохи в поэмах А.А. Блока «Двенадцать», В.В. Маяковского «Облако в штанах», А.А. Ахматовой «Реквием», А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Раздел 4. Человек и время в литературе 20 века М. А. Шолохов «Тихий Дон». История создания романа-эпопеи. Глубина постижения исторических процессов. Мысль семейная в романе Шолохова. Женские образы романа. Война и мир в романе. Трагедия Григория Мелехова: в поисках смысла. Мир природы в романе. Мастерство Шолохова-романиста. Гуманизм рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и рассказ «Матренин двор». Автор-повествователь. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Особенности русской прозы второй половины 20 века. Проблематика, традиции и новаторство. «Городская» проза, «деревенская» проза. Ф.А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В. Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.С. Гроссман, В.М. Шукшин, В.В. Быков, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов. Нравственная проблематика произведений Особенности русской поэзии второй половины 20 века. Лирика Н. А. Заболоцкого, Б.А. Ахмадулиной, И.Л. Бродского, А.А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.А. Рубцов, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов. Основные темы и мотивы лирики, ее художественное своеобразие. I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ На изучение курса внеурочной деятельности «Литература в формате ЕГЭ. 10-11 классы» в 10 классе при получении среднего общего образования в МАОУ СОШ № 1 отводится 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе 34 часа (1 час в неделю), всего 69 часов. № Тематический раздел П/П 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание ЕГЭ по литературе Фольклор и древнерусская литература Литература XVIII века. Классицизм Литература первой половины XIX века Литература второй половины XIX века Судьбы русской прозы рубежа 19-20 веков Судьбы русской драмы рубежа 19-20 веков Судьбы русской поэзии конца 19-и 20 веков Человек и время в литературе 20 века ИТОГО Количество часов всего 10 класс 1 1 2 2 2 2 13 13 17 17 11 класс 4 4 4 4 12 12 14 14 69 35 34 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Литература в формате ЕГЭ. 10-11 класс» 10 класс № занятия 1. 2-3 4-5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Тема Количество часов Содержание ЕГЭ по литературе 1 Фольклор и древнерусская литература. «Слово о полку 2 Игореве». Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения. Литература XVIII века. Классицизм Д.И. Фонвизин. Пьеса 2 «Недоросль». Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д.И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении. Сентиментализм и его художественные черты. 1 Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительновыразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя. Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Нравственный идеал поэта. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героев. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Новаторство комедии А.С. Грибоедова. Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое 1 многообразие стихотворений. Особенности изобразительновыразительных средств в стихотворениях. Реализм как художественное направление. Повесть А.С. 1 Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторская позиция в произведении. Поэма «Медный всадник». Особенности жанра 1 произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме. Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра 1 произведения А.С. Пушкина. Тематика и проблематика. 12. 13. 14. 15. 16. 17-18. 19. 20-21. 22. 23-24. 25. 26. 27. 28-29. Своеобразие композиции романа. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора. Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова. «Песня про… купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Образ главного героя и способы его создания. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Приемы создания комического в пьесе. Особенности «миражной» интриги в комедии. Система персонажей и средства их создания. Символика финала пьесы. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме. Русь «мертвая» и «живая» в поэме. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социальнонравственная направленность драмы. Новаторство драматурга. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Мировоззренческая основа романа. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева. Лирика Ф.И. Тютчева. Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова. «Испытания» Обломова. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Лирика Н.А. Некрасова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительновыразительных средств в стихотворениях Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 30. 31-33. 34-35. Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, «двойники» и антиподы. Полифоническое звучание романа. Лирика А.А. Фета. Жанровое и тематическое многообразие 1 стихотворений. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности 3 жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мысль семейная» и «мысль народная». Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Практикум по оцениванию заданий №8,9 и 15,16. Написание 2 собственных творческих работ. 11 класс Учебно-тематическое планирование № занят ия 1. 2-3 4. 5-8. 9-10. 1118. 1921. 2225. Тема Коли честв о часов Понятие традиции и новаторства в литературе. Историкокультурная ситуация на рубеже 19-20 веков. Жанр рассказа в творчестве А.П. Чехова: темы и образы, юмористическое и лирическое. Трансформация образа «маленького человека» и деградации личности в рассказах «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Ионыч». Преображение героев в рассказах «Дама с собачкой» и «Студент». Социально-философское содержание рассказов И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и А.М. Горького «Старуха Изергиль». Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Новелла «Чистый понедельник»: вечное и современное, эволюция характера рассказчика в произведении. Традиции и новаторство пьес А.П. Чехова «Вишневый сад» и А.М. Горького «На дне». Своеобразие конфликта, система действующих лиц, проблематика, смысл названия драм. Символизм, акмеизм и футуризм как новые художественные направления в литературе рубежа веков. Своеобразие лирического героя поэзии А.А. Блока, В.В. Маяковского, О.Э. Мандельштама, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского. Мир внешний и внутренний в лирике поэтов. Многообразие тематики стихотворений, художественные особенности поэтических текстов. Голос эпохи в поэмах А.А. Блока «Двенадцать», В.В. Маяковского «Облако в штанах», А.А. Ахматовой «Реквием», А.Т. Твардовского «Василий Теркин». М. А. Шолохов «Тихий Дон». История создания романа-эпопеи. Глубина постижения исторических процессов. Мысль семейная в романе Шолохова. Женские образы романа. Война и мир в романе. 1 2 1 4 2 8 3 4 26. 2628. 2930. 3132. 3334. Трагедия Григория Мелехова: в поисках смысла. Мир природы в романе. Мастерство Шолохова-романиста. Гуманизм рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и рассказ «Матренин двор». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве Особенности русской прозы второй половины 20 века. Проблематика, традиции и новаторство. Нравственная проблематика произведений. Особенности русской поэзии второй половины 20 века. Основные темы и мотивы лирики, ее художественное своеобразие. Практикум по оцениванию задания № 17. Написание собственных творческих работ. 1 3 2 2 2