МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» МАОУ СОШ№1 МЫСКОВСКОГО ГО УТВЕРЖДАЮ: Директор Тимофеев К.П. Протокол п/совета №1 от «30» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Методы решения физических задач» для обучающихся 10 класса г. Мыски, 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Методы решения физических задач. 10 класс. Курс по выбору» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №1. Программа разработана на основе освоения основной образовательной требований к результатам программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО и примерной программы по физике для 10 классов. Программа составлена на основании анализа ЕГЭ за 5 лет, т.к. были выявлены пробелы при решении физических задач разного типа. Решение задач при обучении физике является обязательным элементом учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить изучаемый материал, а также расширить естественно-научный кругозор учащихся посредством широкого использования знаний из области математики, физики, химии, биологии и др. Через решение качественных, количественных, практических, графических задач осуществляется связь теории с практикой, развивается самостоятельность и целеустремленность, а также рациональные приемы мышления. Решение и анализ задачи позволяют понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения программного материала и его усвоения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса по выбору «Решение физических задач» Освоение содержания курса по выбору обеспечивает достижение личностных, метапредметных, предметных результатов, установленных по требованиям ФГОС СОО. Личностные результаты включают: • в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность; • в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью. Метапредметные результаты включают: • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно- информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности; • использование формулирование гипотез, основных анализ и интеллектуальных синтез, сравнение, операций: обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике; • использование различных источников для получения физической информации, • понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата. В области предметных результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования научиться: • в познавательной сфере: давать определения изученным понятиям; называть основные 5 положения изученных теорий и гипотез; • описывать демонстрационные и самостоятельно проведѐнные эксперименты, используя для этого естественный русский язык и язык физики; • классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; • структурировать изученный материал; • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников; • применять приобретѐнные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды; • в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов; • в трудовой сфере — проводить физический эксперимент; • в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного последовательности действий; результата; составление плана и прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, 6 декодирование, моделирование). Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Планируемые предметные результаты В результате обучения по программе курса по выбору обучающийся научится: демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; – демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; – устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; – использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая; – различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании; – проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений; между – использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними; – использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости; – решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления); – решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат; – учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач; – использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках технических устройств изученных для машин, решения приборов практических, и других учебно- исследовательских и проектных задач; – использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни. Обучающийся получит возможность научиться: понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее 7 применимости и место в ряду других физических теорий; владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств; характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия; выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем; решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контекстемежпредметных связей; объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств; объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ Содержание учебного материала разбито на основные разделы: «Физическая задача», «Правила и приемы решения физических задач», «Физика как наука», «Решение задач по механике», «Решение задач по молекулярной физике. Строение вещества», «Особенности решения задач по термодинамике», «Основные подходы к решению задач по электростатике и законам постоянного тока», «Физическая задача. Правила и приемы решения физических задач» (Повторение), «Электромагнитные колебания и волны», «Решение задач по квантовой физике и атомной физике», «Решение задач. Подготовка к ГИА 11 (ЕГЭ)». В первых двух разделах обобщенно рассматривается подход к систематизации и классификации задач, методам их решения. В остальных разделах на конкретных темах изучения физики отрабатываются различные методы и приемы работы над решением задач. Раздел I. Физическая задача. Методы физического познания. Физическая задача. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Различия в подходах к решению теста и классической физической задачи, практической задачи и исследовательской работы. Раздел II. Правила и приемы решения физических задач. Физическая задача. Общее требование при решении физических задач. Этапы решения физических задач. Работа с текстом задач. Анализ физического явления; план решения. Выполнение плана решение задач. Единицы измерения и размерность физических величин. Анализ решения и его значение. Аналитическое и графическое решение задач. Раздел III. «Физика как наука» Методы научного познания природы. Роль эксперимента в процессе познания. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира. Раздел IV. «Решение задач по механике» В этом разделе основное внимание уделяется математическому подходу в описании механических явлений при решении задач. Оговариваются границы применимости физических законов и формул. Изучение классической механики в рамках предмета дает возможность подготовить учащихся к пониманию широкого круга природных явлений через решение качественных, количественных задач, графических задач. Содержание раздела позволяет дать представление о пространственновременных формах существования материи. Использование идеальных физико-математических объектов (материальная точка, инерциальная система отсчета), рассмотрение вопроса о соотношении теории и опыта. На примере поступательного движения тел выстраивается последовательность математических приемов, с помощью которых (от простого к более сложному) можно совершенствовать способности в решении основной задачи механики. Обосновывается выбор инерциальных системах отсчета. Решаются задачи на законы Ньютона. Рассматриваются методы решения качественных, количественных, практических, графических задач с использованием формул для расчета силы тяжести, упругости, трения, силы всемирного тяготения, веса тела. Задачи, в условиях которых в качестве основных мер движения выступают импульс тела и кинетическая энергия, мерами взаимодействия выступают сила и потенциальная энергия тела. Рассматриваются использованием математические соотношений подходы между для мерами решения движения задач и с мерами взаимодействия, выражаемые законами Ньютона, законами сохранения энергии и импульса. На основе понятия «момент силы» подтверждаются условия равновесия твердого тела. При решении задач по теории механических колебаний отрабатываются основные понятия: амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Решаются задачи с использованием уравнения гармонических колебаний, условий явления резонанса. Решаются разноуровневые задачи на свойства механических волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция. При изучении механических волн отрабатываются понятия: длина волны, период колебаний частиц в волне, частота колебаний. Раздел V. «Решение задач по молекулярной физике. Строение вещества» В рамках количественных, курса по выбору качественных, при решении графических задач разноуровневых отрабатывается понятийный аппарат, рассматриваются границы применимости законов на основе модели - идеальный газ. Решаются задачи с использованием основного уравнения МКТ, уравнения состояния идеального газа, уравнений изопроцессов. Усваивается понятие абсолютная температура и ее физический смысл. Решаются задачи с использованием связи между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Анализируется строение и свойства агрегатных состояний вещества, изменение агрегатных состояний веществ. Решаются практические, качественные, количественные задачи с использованием модели строения жидкостей, свойств поверхностного слоя жидкостей, понятий насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха, механические свойства твердых тел. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Раздел VI. «Особенности решения задач по термодинамике» В этом разделе решаются комбинированные задачи на первый закон термодинамики, задачи на расчет КПД тепловых машин. Решаются графические задачи на определение работы в термодинамике и расчет количества теплоты. Возможны проектные задания по проблемам энергетики и охраны окружающей среды. Раздел VII. «Основные подходы к решению задач по электростатике и законам постоянного тока» В 10-м классе рассматриваются особенности решения задач по электродинамике, примеры и приемы их решения. Применяются различные способы решения графических, качественных, количественных задач на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона, на расчет напряженности, разности потенциалов, энергии электрического поля. Анализируются подходы к решению задач на расчет основных характеристик конденсаторов, систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия, на определение магнитной индукции и магнитного потока. Решение качественных и расчетных задач на определение силы Ампера, расчет силы Лоренца. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Алгоритм решения задач с использованием правил Кирхгофа. Решение расчетных задач на закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи. Качественные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи на описание цепей постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ На изучение предмета «Методы решения физических задач» при получении среднего общего образования в МАОУ СОШ №1 отводится в 10 классе 35 часов (1 час в неделю). № п/п Название раздела / темы 10 класс I Физическая задача II Правила и 1 приемы решения 1 физических задач III Физика как наука 1 IV Решение задач по механике 10 V Решение 7 задач по молекулярной физике. Строение вещества VI Особенности решения задач по 5 Основные подходы к решению задач 10 термодинамике VII по электростатике и законам постоянного тока Итого: 35 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (35 часов, 1 час в неделю) Использованы сокращения: л/р – лабораторная работа № п/п 1 №в теме I 1 II 2 1 3 III 1 4 IV 1 5 2 6 3 7 8 4 5 9 6 10 7 Тема урока Физическая задача (1ч) Физическая задача. Состав физической задачи. Правила и приемы решения физических задач (1 ч) Общие требования к решению физических задач. Анализ текста задач, составление плана решения физических задач Физика как наука (1 ч) Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Решение задач по механике (10 ч) Элементы векторной алгебры. Решение задач по кинематике Алгоритм решения некоторых типов задач на примере решения задач на относительность механического движения Методы решения задач на законы Ньютона. Роль чертежа при решении задач на законы Ньютона Работа с текстом задач на движение связанных тел Работа с текстом задач на движение тел по наклонной плоскости Анализ условия задачи по механике на законы сохранения импульса и энергии Качественные задачи на закон сохранения импульса и энергии Теория Контроль 1 1 1 - Практика л/р - Дата проведения 03.09.2024 - - 1 10.09.2024 1 1 - 10 1 - 17.09.2024 24.09.2024 1 01.10.2024 1 08.10.2024 1 1 15.10.2024 22.10.2024 1 05.11.2024 1 12.11.2024 11 8 12 9 13 10 V 14 1 15 16 17 2 3 4 18 5 19 6 20 7 VI 21 1 22 2 23 24 25 3 4 5 VII Решение практических задач на условия равновесия тел Практическая задача. Особенности решения (на примере механических колебаний) Метод размерностей при решении физических задач Решение задач по молекулярной физике. Строение вещества (7 ч) Использование наглядных пособий и технических средств обучения при решении физических задач График - источник информации Иллюстрации в задачах, чтение иллюстраций Решение комбинированных задач по молекулярной физике Решение задач с неполными данными (на примере решения задач на относительную влажность воздуха) Алгоритм решения исследовательской задачи (на примере решения задач на свойства поверхностного слоя жидкости) Решение расчетных задач на свойство твѐрдых тел Особенности решения задач по термодинамике (5 ч) Геометрическая интерпретация физических величин при решении задач по физике Решение расчетных задач на определение внутренней энергии и работы термодинамичес кой системы Метод схем при решении задач Особенности решения задач по термодинамике Решение комбинированны х задач на первый закон термодинамики. Основные подходы к решению задач по 1 19.11.2024 1 26.11.2024 1 03.12.2024 7 - - 1 10.12.2024 1 1 1 17.12.2024 24.12.2024 14.01.2025 1 21.01.2025 1 28.01.2025 1 5 04.02.2025 - - 1 11.02.2025 1 18.02.2025 1 1 1 25.02.2025 04.03.2025 11.03.2025 10 - - электростатике и законам постоянного тока (10 ч) 26 1 Принцип симметрии при решении задач по электростатике 27 2 Алгоритм решения задач на определение основных характеристик поля заряженной плоскости, сферы и шара 28 3 Методы и приемы решения задач на определение электроемкости конденсаторов, системы конденсаторов 29 4 Количественные (расчетные) задачи на законы постоянного тока 30 5 Методы решения практических и экспериментальных задач 31 6 Алгоритм решения задач с использованием правил Кирхгофа 32 7 Методы решения качественных задач 33 8 Решение задач на из открытого банка ГИА 11 (ЕГЭ) 34 9 Решение задач на из открытого банка ГИА 11 (ЕГЭ) 35 10 Решение задач на из открытого банка ГИА 11 (ЕГЭ) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 18.03.2025 1 01.04.2025 1 08.04.2025 1 15.04.2025 1 22.04.2025 1 29.04.2025 1 1 1 1 35 06.05.2025 13.05.2025 20.05.2025 26.05.2025 - -