РП ВД Методы решения физических задач, 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ№1 МЫСКОВСКОГО ГО
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
Тимофеев К.П.
Протокол №1
от «30» августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Методы решения физических задач»
для обучающихся 11 класса

г. Мыски, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Методы решения физических задач. 11 класс.
Курс по выбору» обеспечивает

достижение планируемых результатов

основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
СОШ №1. Программа разработана на основе
освоения

основной

образовательной

требований к результатам

программы

среднего

общего

образования, представленных в ФГОС СОО и примерной программы по
физике для 11 классов.
Программа составлена на основании анализа ЕГЭ за 5 лет, т.к. были
выявлены пробелы при решении физических задач разного типа.
Решение задач при обучении физике является обязательным элементом
учебного процесса, позволяющим надежно усвоить и закрепить изучаемый
материал, а также расширить естественно-научный кругозор учащихся
посредством широкого использования знаний из области математики,
физики,

химии,

биологии

и

др.

Через

решение

качественных,

количественных, практических, графических задач осуществляется связь
теории с практикой, развивается самостоятельность и целеустремленность, а
также рациональные приемы мышления. Решение и анализ задачи позволяют
понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают
представление об их характерных особенностях и границах применения.
Задачи развивают навык в использовании общих законов материального
мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и
познавательное значение. Умение решать задачи является лучшим критерием
оценки глубины изучения программного материала и его усвоения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения курса по выбору
«Решение физических задач»
Освоение содержания курса по выбору обеспечивает достижение
личностных, метапредметных, предметных результатов, установленных по
требованиям ФГОС СОО.
Личностные результаты включают:
• в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую
физическую

науку,

гуманизм,

положительное

отношение

к

труду,

целеустремленность;
• в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение
управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты включают:
• использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности,

применение

основных

методов

познания

(системно-

информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных
сторон окружающей действительности;
•

использование

формулирование

гипотез,

основных
анализ

и

интеллектуальных
синтез,

сравнение,

операций:
обобщение,

систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для
их реализации;
• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации целей и применять их на практике;
• использование различных источников для получения физической
информации,
• понимание зависимости содержания и формы представления
информации от целей коммуникации и адресата. В области предметных
результатов образовательное учреждение общего образования предоставляет

ученику возможность на ступени среднего (полного) общего образования
научиться:
• в познавательной сфере: давать определения изученным понятиям;
называть основные 5 положения изученных теорий и гипотез;
• описывать демонстрационные и самостоятельно проведѐнные
эксперименты, используя для этого естественный русский язык и язык
физики;
• классифицировать изученные объекты и явления; делать выводы и
умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей,
прогнозировать возможные результаты;
• структурировать изученный материал;
• интерпретировать физическую информацию, полученную из других
источников;
•

применять

приобретѐнные

знания

по

физике

для

решения

практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного
использования

бытовых

технических

устройств,

рационального

природопользования и охраны окружающей среды;
• в ценностно-ориентационной сфере — анализировать и оценивать
последствия

для

окружающей

среды

бытовой

и

производственной

деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
• в трудовой сфере — проводить физический эксперимент;
• в сфере физической культуры — оказывать первую помощь при
травмах,

связанных

с

лабораторным

оборудованием

и

бытовыми

техническими устройствами.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
 планирование – определение последовательности промежуточных
целей

с

учетом

конечного

последовательности действий;

результата;

составление

плана

и

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения,
его временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта;
 оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
 способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 поиск и выделение необходимой информации;  структурирование
знаний;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
 умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в
соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
 действие со знаково-символическими средствами (замещение,
кодирование, 6 декодирование, моделирование).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на
позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по программе курса по выбору обучающийся
научится:
 демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании
современной научной картины мира, в развитии современной техники и
технологий, в практической деятельности людей;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
–

устанавливать

взаимосвязь

естественно-научных

явлений

и

применять основные физические модели для их описания и объяснения;
– использовать информацию физического содержания при решении
учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя
информацию из различных источников и критически ее оценивая;
– различать и уметь использовать в учебно-исследовательской
деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение,
эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного
познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и
место в научном познании;
–

проводить

исследования

зависимостей

между

физическими

величинами: проводить измерения и определять на основе исследования
значение

параметров,

характеризующих

данную

зависимость

величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

между

– использовать для описания характера протекания физических
процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между
ними;
– использовать для описания характера протекания физических
процессов физические законы с учетом границ их применимости;
– решать качественные задачи (в том числе и межпредметного
характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать
логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в
задаче процесса (явления);
– решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на
основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить
физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения,
проводить расчеты и проверять полученный результат;
– учитывать границы применения изученных физических моделей при
решении физических и межпредметных задач;
– использовать информацию и применять знания о принципах работы и
основных

характеристиках

технических

устройств

изученных
для

машин,

решения

приборов

практических,

и

других
учебно-

исследовательских и проектных задач;
– использовать знания о физических объектах и процессах в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с
приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для
принятия решений в повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
 понимать и объяснять целостность физической теории, различать
границы ее 7 применимости и место в ряду других физических теорий;
 владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов
на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

 характеризовать системную связь между основополагающими
научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле),
движение, сила, энергия;
 выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;


характеризовать

глобальные

проблемы,

стоящие

перед

человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в
решении этих проблем;
 решать практико-ориентированные качественные и расчетные
физические задачи с выбором физической модели, используя несколько
физических законов или формул, связывающих известные физические
величины, в контекстемежпредметных связей;
 объяснять принципы работы и характеристики изученных машин,
приборов и технических устройств;  объяснять условия применения
физических моделей при решении физических задач, находить адекватную
предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе
имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ
Содержание учебного материала разбито на основные разделы:
«Физическая задача», «Правила и приемы решения физических задач»,
«Физика как наука», «Решение задач по механике», «Решение задач по
молекулярной физике. Строение вещества», «Особенности решения задач по
термодинамике», «Основные подходы к решению задач по электростатике и
законам постоянного тока», «Физическая задача. Правила и приемы решения
физических задач» (Повторение), «Электромагнитные колебания и волны»,
«Решение задач по квантовой физике и атомной физике», «Решение задач.
Подготовка к ГИА 11 (ЕГЭ)».
В первых двух разделах обобщенно рассматривается подход к
систематизации и классификации задач, методам их решения. В остальных
разделах на конкретных темах изучения физики отрабатываются различные
методы и приемы работы над решением задач.
Раздел I. Физическая задача.
Методы физического познания. Физическая задача. Состав физической
задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических
задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.
Различия в подходах к решению теста и классической физической задачи,
практической задачи и исследовательской работы.
Раздел II. Правила и приемы решения физических задач.
Физическая задача. Общее требование при решении физических задач.
Этапы решения физических задач. Работа с текстом задач. Анализ
физического явления; план решения. Выполнение плана решение задач.
Единицы измерения и размерность физических величин. Анализ решения и
его значение. Аналитическое и графическое решение задач.
Решение задач в разделе VIII «Электромагнитные колебания и
волны» предваряется решением задач по теме ― Механические колебания и
волны. Используются возможности математического описания механических

колебаний, анализируются решения основного уравнения колебательного
движения.

Решаются

задачи

на

закрепление

основных

понятий

колебательного движения, основные характеристики механических волн.
Проводится аналогия между описанием механических и электромагнитных
колебаний. Решаются задачи на нахождение основных характеристик в
колебательном

контуре.

Решаются

качественные,

количественные,

экспериментальные, исследовательские задачи разных видов на определение
индукции магнитного поля, расчет силы Ампера, силы Лоренца. Решаются
задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, на определение индуктивности,
энергии магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное
поле. Задачи на расчет цепей переменного тока, трансформатор. Задачи на
описание различных характеристик и свойств электромагнитных волн:
скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.
Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Раздел VIII «Решение задач по геометрической и волновой оптике»
Решение практических, количественных задач на закон преломления света,
полное внутреннее отражение, формулу тонкой линзы, на нахождение
оптической силы линзы. Задачи по геометрической оптике: на построение
изображений в плоском зеркале, тонких линзах, в оптических системах.
Решение задач по волновой оптике на дисперсию света, интерференцию,
дифракцию света. Практические и количественные задачи на определение
скорости света с помощью дифракционной решетки. Решение качественных
и количественных задач по теме «Излучения и спектры», «Шкала
электромагнитных волн».
Раздел IX «Решение задач по квантовой физике и атомной физике».
Решение задач на теорию фотоэффекта, на уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта, расчет характеристик фотонов, световое давление. Решение
задач на описание строения атомного ядра, задач с использованием модели
атома водорода по Бору. Решение задач на написание уравнений ядерных

реакций. Решение задач на закон радиоактивного распада, на определение
дефекта масс и энергии связи нуклонов в ядре.
Раздел X «Решение задач. Подготовка к ГИА 11 (ЕГЭ)».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На изучение предмета «Методы решения физических задач» при
получении среднего общего образования в МАОУ СОШ №1 отводится в 11
классе 34 часа (1 час в неделю).
№ п/п

Название раздела / темы

11
класс

I

Физическая задача

II

Правила

и

1

приемы

решения

2

физических задач
VIII

Электромагнитные

колебания

и

12

Решение задач по квантовой физике

7

волны
IX

и атомной физике
X

Решение задач. Подготовка к ГИА 11

12

(ЕГЭ)
Итого:

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Использованы сокращения:
л/р – лабораторная работа
№
п/п

№в
теме
I

1

1

2
3
4

2
3
4

5

5

6

6

7

II
1

8
9

2
3

10

4

11

5

12

6

Тема урока
Физическая задача. Правила и приемы решения
физических задач. (Повторение) (6 ч)
Физическая задача. Методы решения задач. Этапы
работы над задачей. Повторение программного
материала.
Классические физические задачи
Классификация задач по различным признакам.
Особенности некоторых видов задач (графические,
расчетные, творческие).
Оценочные задачи, задачи с неполными данными.
Качественные задачи, задачи с техническим
содержанием.
Занимательные задачи. Задачи с историческим
содержанием.
Электромагнитные колебания и волны (16 ч)
Математические приемы описания механических
колебаний.
Решение задач по теме «Сила Ампера и Лоренца».
Систематизация задач с конкретным тематическим
содержанием (на примере темы «Магнитное поле»).
Приемы и способы решения физических задач. Метод
аналогий.
Эффективность математических методов решения задач
по физике.
Эффективность математических методов решения задач

Теория

Контроль

6

-

Практика
л/р
-

Дата проведения

1

03.09.2024

1
1
1

10.09.2024
17.09.2024
24.09.2024

1

01.10.2024

1

08.10.2024

14
1

2

15.10.2024

1
1

22.10.2024
05.11.2024

1

12.11.2024

1

19.11.2024

1

26.11.2024

13

7

14

8

15

9

16

10

17
18
19

11
12
13

20
21

14
15

22

16
III

23

1

24

2

25

3

26

4

27

5

28

6

по физике.
Тест по теме «Явление электромагнитной индукции.
Переменный электрический ток» по структуре ГИА 11
(ЕГЭ)
Математика при решении физических задач - инструмент
исследования.
Физический смысл полученного при решении
физической задачи результата, его интерпретация.
Задачи разных видов на свойства электромагнитных
волн.
Классификация задач по СТО и примеры их решения.
Решение задач по СТО из Открытого банка ЕГЭ.
Решение исследовательских задач на явление полного
отражения внутреннего отражения света.
Решение практических задач по геометрической оптике.
Тест по теме «Решение задач по геометрической оптике»
по структуре ГИА 11 (ЕГЭ).
Решение качественных и количественных задач по теме
«Излучения и спектры».
Решение задач по квантовой физике и атомной
физике (8 ч)
Математика – инструмент исследования при решении
задач по физике.
Решение задач на расчет характеристик фотонов,
световое давление из открытого банка ГИА 11 (ЕГЭ).
Тест по теме «Световые кванты», «Атомная физика» по
структуре ГИА 11 (ЕГЭ).
Алгоритм решения задач на написание реакций
радиоактивного распада, на закон радиоактивного
распада.
Элементы исследования при решении задач на расчет
энергии связи атомных ядер.
Решение на законы физики атомного ядра из Открытого

1

03.12.2024

1

10.12.2024

1

17.12.2024

1

24.12.2024

1
1
1

14.01.2025
21.01.2025
28.01.2025

1

04.02.2025
11.02.2025

1
1
5

18.02.2025
3

-

1

25.02.2025

1

04.03.2025
1

11.03.2025

1

18.03.2025

1

01.04.2025

1

08.04.2025

банка ЕГЭ.
Тест по теме ―Строение атомного ядра. Ядерные
реакции‖ по структуре ГИА 11 (ЕГЭ).
30
8
Зачет по теме «Алгоритм решения задач по выбранной
теме».
IV
Решение задач. Подготовка к ГИА 11 (ЕГЭ) (4ч)
31
1
Решение тренировочных контрольно- измерительных
материалов по структуре ГИА 11 (ЕГЭ)
32
2
Решение тренировочных контрольно- измерительных
материалов по структуре ГИА 11 (ЕГЭ)
33
3
Решение задач 2 части по типу контрольноизмерительных материалов по структуре ГИА 11 (ЕГЭ)
34
4
Решение задач 2 части по типу контрольноизмерительных материалов по структуре ГИА 11 (ЕГЭ)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
29

7

4
1

1

15.04.2025

1

22.04.2025

-

29.04.2025

1

06.05.2025

1

13.05.2025

1

20.05.2025

34

-

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».