РП ВД Разговоры о важном 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Тимофеев К. П.
Протокол п/совета № 1
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Разговоры о важном»
для обучающихся 10-11 классов

Мыски, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью
содержания внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную

мировоззренческую

позицию

по

обсуждаемым

темам

(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную

мировоззренческую

позицию

по

обсуждаемым

темам

(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных
занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не
означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или
понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит

постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных
занятий не означает формального следования им. При реализации
содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где
функционирует

данная

образовательная

организация.

Обязательно

учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности.
При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно
уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять
которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных

результатов

можно

достичь,

увлекая

школьников

совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия.

При

подготовке

к

занятию

учитель

должен

внимательно

ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая
часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра

видеоматериала,

оценка

которого

дальнейшую содержательную часть занятия.

является

введением

в

Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной

(беседы,

обсуждение

видеоролика),

практической

(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
Содержание занятий курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит
иметь ориентир, направление движения, позитивный образ будущего задаёт
жизни определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего страны –
сильная и независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас
уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность
найти своё место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия –
страна возможностей, где каждый может реализовать свои способности и
внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России
ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и
оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и
транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный
вклад в развитие экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно для
будущего страны, а профессии в этих направлениях очень перспективны и
востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является
производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть

всего населения планеты. Сельское хозяйство – это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями:
роботами, информационными системами, цифровыми устройствами.
Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования
членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории страны, историческая правда,
сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета
страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из
стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести
ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная
позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными
ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи
в будущем. Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений:
семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих
поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство
– качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
знакомство с культурой, историей и традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого
являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.

Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества.
Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета
страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в
общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества
настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять
милосердие. Добрые дела граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У
России женское лицо, образ «Родины-матери». Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной
жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации.
Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны.
Защита материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное
время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота –
качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья,
спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и
ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность,
стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего
нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная
власть в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон?
Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие
молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие
все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История

возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в
том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в
той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского
дела, история праздника. Информационные источники формируют
общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание
печатных средств информации – коллективный труд людей многих
профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой
информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и
его традиции. История основания Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к
овладению профессией, возможность для творчества и самореализации.
Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с
широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для
всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от
структуры хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями.
Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития
страны?
Механизмы
цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как
особая
сфера
бизнеса.
Значимость
технологического предпринимательства для будущего страны и её
технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при

условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим
мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая
территория развития страны. Почему для России важно осваивать Арктику?
Артика – ресурсная база России. Российские исследователи Арктики. Россия
– мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие
Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из
9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка
сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к

родному краю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви
к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей страны,
уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии
космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда
большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В
условиях
невесомости
космонавты
проводят
сложные
научные
эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении
новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области
медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия,
это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность
поколений и профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и
развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые нельзя забывать.

Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские общественные организации разных поколений объединяли и
объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники детских
общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех граждан страны.
В заключительной части подводятся итоги занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание
обучающихся

российской
к

гражданской

саморазвитию,

идентичности;

самостоятельности

и

готовность
личностному

самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
установок,

формирование

системы

антикоррупционного

значимых

ценностно-смысловых

мировоззрения,

правосознания,

экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные
планы; готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического
воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания
ценности научного

познания, а также результаты, обеспечивающие

адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной

деятельности,

навыками

разрешения

проблем;

проявлять

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников; использовать средства
информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических

норм,

норм

информационной

безопасности;

определять

назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной

деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми
средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.

В

сфере

овладения

регулятивными

универсальными

учебными

действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом

гражданских

познавательной

и

нравственных

рефлексии

как

ценностей;

осознания

владеть

совершаемых

навыками

действий

и

мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского
литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание
содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование

национальной и мировой культуры; формирование представлений об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование
умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный
язык как средство для получения информации из иноязычных источников в
образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности,
гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание

основ

правовых

аспектов

использования

компьютерных

программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение
комплексом

знаний

об

истории

России

и

человечества

в

целом,

представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной
и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений
вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике.

Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;

владение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;

владение

умениями

применять

полученные

знания

в

повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
География:

формирование

представлений

о

современной

географической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества; владение географическим мышлением для определения
географических

аспектов

природных,

социально-экономических

и

экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных
социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями
использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение
умениями

географического

анализа

и

интерпретации

разнообразной

информации; владение умениями применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно
оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению
её условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия

природы

и

общества,

о

природных

и

социально-

экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями
о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование

биологической

терминологией

и

символикой;

владение

основными методами научного познания; формирование собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных
источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Образ будущего. Ко Дню знаний

Количество
часов

1

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Цифровые ресурсы

Иметь образ будущего
– значит иметь
ориентир,
направление
движения,
позитивный образ
будущего задаёт
жизни
определённость и
наполняет её
смыслами. Образ
будущего страны –
сильная и
независимая Россия.
Будущее страны
зависит от каждого из
нас уже сейчас.
Образование –
фундамент будущего.
Знания – это
возможность найти
своё место в обществе
и быть полезным

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

людям и стране.
Россия – страна
возможностей, где
каждый может
реализовать свои
способности и внести
вклад в будущее
страны.

2

Век информации. 120 лет.
Информационному агентству
России ТАСС

1

Информационное
телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС)
– это крупнейшее
мировое агентство,
одна из самых
цитируемых
новостных служб
страны. Агентство
неоднократно меняло
названия, но всегда
неизменными
оставались его
государственный
статус и функции –
быть источником
достоверной
информации о России
для всего мира. В век
информации крайне
важен навык
критического

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

мышления.
Необходимо уметь
анализировать и
оценивать
информацию,
распознавать фейки и
не распространять их.

3

Дорогами России

1

«Российские
железные дороги» –
крупнейшая
российская компания,
с большой историей,
обеспечивающая
пассажирские и
транспортные
перевозки.
Российские железные
дороги вносят
огромный вклад в
развитие экономики
страны.
Железнодорожный
транспорт – самый
устойчивый и
надёжный для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный и
круглогодичный.
Развитие

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

транспортной сферы
стратегически важно
для будущего страны,
а профессии в этих
направлениях очень
перспективны и
востребованы.

4

Путь зерна

1

Российское сельское
хозяйство – ключевая
отрасль
промышленности
нашей страны,
главной задачей
которой является
производство
продуктов питания.
Агропромышленный
комплекс России
выполняет
важнейшую миссию
по обеспечению всех
россиян
продовольствием, а
его мощности
позволяют
обеспечивать
пшеницей треть всего
населения планеты.
Сельское хозяйство –
это отрасль, которая

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

объединила в себе
традиции нашего
народа с
современными
технологиями:
роботами,
информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и
экономическая
привлекательность
отрасли
(агрохолдинги,
фермерские хозяйства
и т. п.).

5

День учителя

1

Учитель – одна из
важнейших в
обществе профессий.
Назначение учителя –
социальное служение,
образование и
воспитание
подрастающего
поколения. В разные

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

исторические времена
труд учителя уважаем,
социально значим,
оказывает влияние на
развитие образования
членов общества.
Учитель – советчик,
помощник, участник
познавательной
деятельности
школьников.

6

Легенды о России

1

Любовь к Родине,
патриотизм – качества
гражданина России.
Знание истории
страны, историческая
правда, сохранение
исторической памяти
– основа
мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки исказить
роль России в
мировой истории –
одна из стратегий
информационной
войны против нашей
страны.

7

Что значит быть взрослым?

1

Быть взрослым – это

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с

https://razgovor.edsoo.ru/

нести ответственность
за себя, своих близких
и свою страну.
Активная жизненная
позиция,
созидательный
подход к жизни,
умение принимать
решения и осознавать
их значение, жить в
соответствии с
духовнонравственными
ценностями общества
– основа взрослого
человека. Финансовая
самостоятельность и
финансовая
грамотность.

8

Как создать крепкую семью. День
отца

1

Семья как ценность
для каждого
гражданина страны.
Знания и навыки для
построения крепкой
семьи в будущем.
Почему важна
крепкая семья?
Преемственность
поколений: семейные
ценности и традиции

обучающимися

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

(любовь,
взаимопонимание,
участие в семейном
хозяйстве, воспитании
детей). Память о
предшествующих
поколениях семьи.
Особое отношение к
старшему поколению,
проявление
действенного
уважения, внимания к
бабушкам и
дедушкам, забота о
них.

9

Гостеприимная Россия. Ко Дню
народного единства

1

Гостеприимство –
качество,
объединяющее все
народы России.
Семейные традиции
встречи гостей,
кулинарные традиции
народов России.
Путешествие по
России – это
знакомство с
культурой, историей и
традициями разных
народов.
Гастрономический

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

туризм – это вид
путешествий, основой
которого являются
поездки туристов по
стране с целью
знакомства с
особенностями
местной кухни и
кулинарных
традиций.

10

Твой вклад в общее дело

1

Уплата налогов – это
коллективная и
личная
ответственность,
вклад гражданина в
благополучие
государства и
общества. Ни одно
государство не может
обойтись без налогов,
это основа бюджета
страны, основной
источник дохода.
Своим небольшим
вкладом мы создаём
будущее страны,
процветание России.
Каким будет мой
личный вклад в общее
дело?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

11

12

С заботой к себе и окружающим

День матери

1

Доброта и забота –
качества настоящего
человека, способного
оказывать помощь и
поддержку, проявлять
милосердие. Добрые
дела граждан России:
благотворительность
и пожертвование как
проявление добрых
чувств и заботы об
окружающих.
Здоровый образ
жизни как забота о
себе и об
окружающих.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Мать, мама – главные
в жизни человека
слова. Мать – хозяйка
в доме,
хранительница
семейного очага,
воспитательница
детей. У России
женское лицо, образ
«Родины-матери».
Материнство – это
счастье и
ответственность.
Многодетные матери:

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

примеры из истории и
современной жизни.
«Мать-героиня» –
высшее звание
Российской
Федерации.
Материнство как
особая миссия. Роль
материнства в
будущем страны.
Защита материнства
на государственном
уровне.

13

Миссия-милосердие (ко Дню
волонтёра)

1

Кто такой волонтёр?
Деятельность
волонтёров как
социальное служение
в военное и мирное
время: примеры из
истории и
современной жизни.
Милосердие и забота
– качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное,
медицинское,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

цифровое и т. д.

14

День Героев Отечества

1

Герои Отечества – это
самоотверженные и
мужественные люди,
которые любят свою
Родину и трудятся во
благо Отчизны.
Качества героя –
человека, ценою
собственной жизни и
здоровья, спасающего
других: смелость и
отвага,
самопожертвование и
ответственность за
судьбу других.
Проявление уважения
к героям, стремление
воспитывать у себя
волевые качества:
смелость,
решительность,
стремление прийти на
помощь. Участники
СВО – защитники
будущего нашей
страны.

15

Как пишут законы?

1

Для чего нужны
законы? Как менялся

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

свод российских
законов от древних
времён до наших
дней.
Законодательная
власть в России. От
инициативы людей до
закона: как
появляется закон?
Работа депутатов: от
проблемы – к
решению (позитивные
примеры). Участие
молодёжи в
законотворческом
процессе.

16

Одна страна – одни традиции

1

Новогодние традиции,
объединяющие все
народы России.
Новый год – любимый
семейный праздник.
История
возникновения
новогоднего
праздника в России.
Участие детей в
подготовке и встрече
Нового года. Подарки
и пожелания на
Новый год. История

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

создания новогодних
игрушек. О чём люди
мечтают в Новый год.

17

День российской печати

1

Праздник посвящён
работникам печати, в
том числе редакторам,
журналистам,
издателям,
корректорам, – всем,
кто в той или иной
степени связан с
печатью. Российские
традиции
издательского дела,
история праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное мнение.
Профессиональная
этика журналиста.
Издание печатных
средств информации –
коллективный труд
людей многих
профессий. Зачем
нужны школьные
газеты? Школьные
средства массовой
информации

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

18

19

День студента

БРИКС (тема о международных
отношениях)

1

День российского
студенчества: история
праздника и его
традиции. История
основания
Московского
государственного
университета имени
М.В. Ломоносова.
Студенческие годы –
это путь к овладению
профессией,
возможность для
творчества и
самореализации.
Перспективы
получения высшего
образования. Как
сделать выбор?
Студенчество и
технологический
прорыв.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Роль нашей страны в
современном мире.
БРИКС – символ
многополярности
мира. Единство и
многообразие стран
БРИКС. Взаимная
поддержка помогает

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

государствам
развивать торговлю и
экономику,
обмениваться
знаниями и опытом в
различных сферах
жизни общества.
Россия успешно
развивает контакты с
широким кругом
союзников и
партнёров. Значение
российской культуры
для всего мира.

20

Бизнес и технологическое
предпринимательство

1

Экономика: от
структуры хозяйства к
управленческим
решениям. Что
сегодня делается для
успешного развития
экономики России?
Цифровая экономика
– это деятельность, в
основе которой лежит
работа с цифровыми
технологиями. Какое
значение имеет
использование
цифровой экономики
для развития страны?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Механизмы цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как особая сфера
бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства
для будущего страны
и её технологического
суверенитета.

21

Искусственный интеллект и
человек. Стратегия взаимодействия

1

Стратегия
взаимодействия.
Искусственный
интеллект –
стратегическая
отрасль в России,
оптимизирующая
процессы и
повышающая
эффективность
производства.
Искусственный
интеллект –
помощник человека.
ИИ помогает только
при условии, если сам
человек обладает
хорошими знаниями и
критическим

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

мышлением. Степень
ответственности тех,
кто обучает ИИ.

22

23

Что значит служить Отечеству? 280
лет со дня рождения Ф. Ушакова

Арктика – территория развития

1

День защитника
Отечества:
исторические
традиции. Профессия
военного: кто её
выбирает сегодня.
Защита Отечества –
обязанность
гражданина
Российской
Федерации,
проявление любви к
родной земле, Родине.
Честь и воинский
долг. 280-летие со дня
рождения великого
русского флотоводца
Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского
воина: смелость,
героизм,
самопожертвование.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Арктика –
стратегическая
территория развития
страны. Почему для

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

России важно
осваивать Арктику?
Артика – ресурсная
база России.
Российские
исследователи
Арктики. Россия –
мировой лидер
атомной отрасли.
Атомный
ледокольный флот,
развитие Северного
морского пути.
Знакомство с
проектами развития
Арктики.

24

Международный женский день

1

Международный
женский день –
праздник
благодарности и
любви к женщине.
Женщина в
современном
обществе –
труженица, мать,
воспитатель детей.
Великие женщины в
истории России.
Выдающиеся
женщины ХХ века,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

прославившие
Россию.

25

26

Массовый спорт в России

День воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией. 100-летие
Артека

1

Развитие массового
спорта – вклад в
благополучие и
здоровье нации,
будущие поколения
страны. Здоровый
образ жизни, забота о
собственном
здоровье, спорт как
важнейшая часть
жизни современного
человека. Условия
развития массового
спорта в России.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

История и традиции
Артека. После
воссоединения Крыма
и Севастополя с
Россией Артек – это
уникальный и
современный
комплекс из 9
лагерей, работающих
круглый год. Артек –
пространство для
творчества,
саморазвития и

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

самореализации.

27

Служение творчеством. Зачем
людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского

28

Моя малая Родина (региональный и
местный компонент)

1

Искусство – это
способ общения и
диалога между
поколениями и
народами. Роль
музыки в жизни
человека: музыка
сопровождает
человека с рождения
до конца жизни.
Способность слушать,
воспринимать и
понимать музыку.
Россия – страна с
богатым культурным
наследием, страна
великих
композиторов,
писателей,
художников,
признанных во всём
мире. Произведения
П.И. Чайковского,
служение своей
стране творчеством.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Россия – великая и
уникальная страна,
каждый из её

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

регионов прекрасен и
неповторим своими
природными,
экономическими и
другими ресурсами.
Любовь к родному
краю, способность
любоваться природой
и беречь её – часть
любви к Отчизне.
Патриот честно
трудится, заботится о
процветании своей
страны, уважает её
историю и культуру.

29

Герои космической отрасли

1

Исследования
космоса помогают
нам понять, как
возникла наша
Вселенная. Россия –
лидер в развитии
космической отрасли.
Полёты в космос – это
результат огромного
труда большого
коллектива учёных,
рабочих, космонавтов,
которые обеспечили
первенство нашей
Родины в освоении

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

космического
пространства. В
условиях невесомости
космонавты проводят
сложные научные
эксперименты, что
позволяет российской
науке продвигаться в
освоении новых
материалов и
создании новых
технологий.

30

Гражданская авиация России

1

Значение авиации для
жизни общества и
каждого человека. Как
мечта летать изменила
жизнь человека.
Легендарная история
развития российской
гражданской авиации.
Героизм
конструкторов,
инженеров и
лётчиков-испытателей
первых российских
самолётов. Мировые
рекорды российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Профессии, связанные
с авиацией.

31

Медицина России

1

Охрана здоровья
граждан России –
приоритет
государственной
политики страны.
Современные
поликлиники и
больницы.
Достижения
российской
медицины.
Технологии будущего
в области медицины.
Профессия врача
играет ключевую роль
в поддержании и
улучшении здоровья
людей и их уровня
жизни. Врач – не
просто профессия, это
настоящее призвание,
требующее не только
знаний, но и
человеческого
сочувствия, служения
обществу. Волонтёрымедики.
Преемственность

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

поколений и
профессия человека:
семейные династии
врачей России.

32

33

Что такое успех? (ко Дню труда)

80-летие Победы в Великой
Отечественной войне

1

Труд – основа жизни
человека и развития
общества. Человек
должен иметь знания
и умения, быть
терпеливым и
настойчивым, не
бояться трудностей
(труд и трудно –
однокоренные слова),
находить пути их
преодоления. Чтобы
добиться
долгосрочного успеха,
нужно много
трудиться. Профессии
будущего: что будет
нужно стране, когда я
вырасту?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День Победы –
священная дата,
память о которой
передаётся от
поколения к
поколению.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Историческая память:
память о подвиге
нашего народа в годы
Великой
Отечественной войны.
Важно помнить нашу
историю и чтить
память всех людей,
перенёсших тяготы
войны. Бессмертный
полк. Страницы
героического
прошлого, которые
нельзя забывать.

34

Жизнь в Движении

1

19 мая – День детских
общественных
организаций. Детские
общественные
организации разных
поколений
объединяли и
объединяют
активных,
целеустремлённых
ребят. Участники
детских
общественных
организаций находят
друзей, вместе делают
полезные дела и

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ощущают себя частью
большого коллектива.
Участие в
общественном
движении детей и
молодежи, знакомство
с различными
проектами.

35

Ценности, которые нас объединяют

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

35

Ценности – это
важнейшие
нравственные
ориентиры для
человека и общества.
Духовнонравственные
ценности России,
объединяющие всех
граждан страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

11 КЛАСС
№
п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Образ будущего. Ко Дню знаний

Количество
часов

1

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

Цифровые ресурсы

Иметь образ будущего
– значит иметь
ориентир,
направление
движения,
позитивный образ
будущего задаёт
жизни
определённость и
наполняет её
смыслами. Образ
будущего страны –
сильная и
независимая Россия.
Будущее страны
зависит от каждого из
нас уже сейчас.
Образование –
фундамент будущего.
Знания – это
возможность найти
своё место в обществе
и быть полезным
людям и стране.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Россия – страна
возможностей, где
каждый может
реализовать свои
способности и внести
вклад в будущее
страны.

2

Век информации. 120 лет.
Информационному агентству
России ТАСС

1

Информационное
телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС)
– это крупнейшее
мировое агентство,
одна из самых
цитируемых
новостных служб
страны. Агентство
неоднократно меняло
названия, но всегда
неизменными
оставались его
государственный
статус и функции –
быть источником
достоверной
информации о России
для всего мира. В век
информации крайне
важен навык
критического
мышления.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Необходимо уметь
анализировать и
оценивать
информацию,
распознавать фейки и
не распространять их.

3

Дорогами России

1

«Российские
железные дороги» –
крупнейшая
российская компания,
с большой историей,
обеспечивающая
пассажирские и
транспортные
перевозки.
Российские железные
дороги вносят
огромный вклад в
развитие экономики
страны.
Железнодорожный
транспорт – самый
устойчивый и
надёжный для
пассажиров:
всепогодный,
безопасный и
круглогодичный.
Развитие
транспортной сферы

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

стратегически важно
для будущего страны,
а профессии в этих
направлениях очень
перспективны и
востребованы.

4

Путь зерна

1

Российское сельское
хозяйство – ключевая
отрасль
промышленности
нашей страны,
главной задачей
которой является
производство
продуктов питания.
Агропромышленный
комплекс России
выполняет
важнейшую миссию
по обеспечению всех
россиян
продовольствием, а
его мощности
позволяют
обеспечивать
пшеницей треть всего
населения планеты.
Сельское хозяйство –
это отрасль, которая
объединила в себе

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

традиции нашего
народа с
современными
технологиями:
роботами,
информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий,
технологичность и
экономическая
привлекательность
отрасли
(агрохолдинги,
фермерские хозяйства
и т. п.).

5

День учителя

1

Учитель – одна из
важнейших в
обществе профессий.
Назначение учителя –
социальное служение,
образование и
воспитание
подрастающего
поколения. В разные
исторические времена

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

труд учителя уважаем,
социально значим,
оказывает влияние на
развитие образования
членов общества.
Учитель – советчик,
помощник, участник
познавательной
деятельности
школьников.

6

Легенды о России

1

Любовь к Родине,
патриотизм – качества
гражданина России.
Знание истории
страны, историческая
правда, сохранение
исторической памяти
– основа
мировоззренческого
суверенитета страны.
Попытки исказить
роль России в
мировой истории –
одна из стратегий
информационной
войны против нашей
страны.

7

Что значит быть взрослым?

1

Быть взрослым – это
нести ответственность

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

за себя, своих близких
и свою страну.
Активная жизненная
позиция,
созидательный
подход к жизни,
умение принимать
решения и осознавать
их значение, жить в
соответствии с
духовнонравственными
ценностями общества
– основа взрослого
человека. Финансовая
самостоятельность и
финансовая
грамотность.

8

Как создать крепкую семью. День
отца

1

Семья как ценность
для каждого
гражданина страны.
Знания и навыки для
построения крепкой
семьи в будущем.
Почему важна
крепкая семья?
Преемственность
поколений: семейные
ценности и традиции
(любовь,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

взаимопонимание,
участие в семейном
хозяйстве, воспитании
детей). Память о
предшествующих
поколениях семьи.
Особое отношение к
старшему поколению,
проявление
действенного
уважения, внимания к
бабушкам и
дедушкам, забота о
них.

9

Гостеприимная Россия. Ко Дню
народного единства

1

Гостеприимство –
качество,
объединяющее все
народы России.
Семейные традиции
встречи гостей,
кулинарные традиции
народов России.
Путешествие по
России – это
знакомство с
культурой, историей и
традициями разных
народов.
Гастрономический
туризм – это вид

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

путешествий, основой
которого являются
поездки туристов по
стране с целью
знакомства с
особенностями
местной кухни и
кулинарных
традиций.

10

Твой вклад в общее дело

1

Уплата налогов – это
коллективная и
личная
ответственность,
вклад гражданина в
благополучие
государства и
общества. Ни одно
государство не может
обойтись без налогов,
это основа бюджета
страны, основной
источник дохода.
Своим небольшим
вкладом мы создаём
будущее страны,
процветание России.
Каким будет мой
личный вклад в общее
дело?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

11

12

С заботой к себе и окружающим

День матери

1

Доброта и забота –
качества настоящего
человека, способного
оказывать помощь и
поддержку, проявлять
милосердие. Добрые
дела граждан России:
благотворительность
и пожертвование как
проявление добрых
чувств и заботы об
окружающих.
Здоровый образ
жизни как забота о
себе и об
окружающих.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Мать, мама – главные
в жизни человека
слова. Мать – хозяйка
в доме,
хранительница
семейного очага,
воспитательница
детей. У России
женское лицо, образ
«Родины-матери».
Материнство – это
счастье и
ответственность.
Многодетные матери:

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

примеры из истории и
современной жизни.
«Мать-героиня» –
высшее звание
Российской
Федерации.
Материнство как
особая миссия. Роль
материнства в
будущем страны.
Защита материнства
на государственном
уровне.

13

Миссия-милосердие (ко Дню
волонтёра)

1

Кто такой волонтёр?
Деятельность
волонтёров как
социальное служение
в военное и мирное
время: примеры из
истории и
современной жизни.
Милосердие и забота
– качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской
деятельности:
экологическое,
социальное,
медицинское,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

цифровое и т. д.

14

День Героев Отечества

1

Герои Отечества – это
самоотверженные и
мужественные люди,
которые любят свою
Родину и трудятся во
благо Отчизны.
Качества героя –
человека, ценою
собственной жизни и
здоровья, спасающего
других: смелость и
отвага,
самопожертвование и
ответственность за
судьбу других.
Проявление уважения
к героям, стремление
воспитывать у себя
волевые качества:
смелость,
решительность,
стремление прийти на
помощь. Участники
СВО – защитники
будущего нашей
страны.

15

Как пишут законы?

1

Для чего нужны
законы? Как менялся

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

свод российских
законов от древних
времён до наших
дней.
Законодательная
власть в России. От
инициативы людей до
закона: как
появляется закон?
Работа депутатов: от
проблемы – к
решению (позитивные
примеры). Участие
молодёжи в
законотворческом
процессе.

16

Одна страна – одни традиции

1

Новогодние традиции,
объединяющие все
народы России.
Новый год – любимый
семейный праздник.
История
возникновения
новогоднего
праздника в России.
Участие детей в
подготовке и встрече
Нового года. Подарки
и пожелания на
Новый год. История

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

создания новогодних
игрушек. О чём люди
мечтают в Новый год.

17

День российской печати

1

Праздник посвящён
работникам печати, в
том числе редакторам,
журналистам,
издателям,
корректорам, – всем,
кто в той или иной
степени связан с
печатью. Российские
традиции
издательского дела,
история праздника.
Информационные
источники
формируют
общественное мнение.
Профессиональная
этика журналиста.
Издание печатных
средств информации –
коллективный труд
людей многих
профессий. Зачем
нужны школьные
газеты? Школьные
средства массовой
информации

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

18

19

День студента

БРИКС (тема о международных
отношениях)

1

День российского
студенчества: история
праздника и его
традиции. История
основания
Московского
государственного
университета имени
М.В. Ломоносова.
Студенческие годы –
это путь к овладению
профессией,
возможность для
творчества и
самореализации.
Перспективы
получения высшего
образования. Как
сделать выбор?
Студенчество и
технологический
прорыв.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Роль нашей страны в
современном мире.
БРИКС – символ
многополярности
мира. Единство и
многообразие стран
БРИКС. Взаимная
поддержка помогает

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

государствам
развивать торговлю и
экономику,
обмениваться
знаниями и опытом в
различных сферах
жизни общества.
Россия успешно
развивает контакты с
широким кругом
союзников и
партнёров. Значение
российской культуры
для всего мира.

20

Бизнес и технологическое
предпринимательство

1

Экономика: от
структуры хозяйства к
управленческим
решениям. Что
сегодня делается для
успешного развития
экономики России?
Цифровая экономика
– это деятельность, в
основе которой лежит
работа с цифровыми
технологиями. Какое
значение имеет
использование
цифровой экономики
для развития страны?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Механизмы цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как особая сфера
бизнеса. Значимость
технологического
предпринимательства
для будущего страны
и её технологического
суверенитета.

21

Искусственный интеллект и
человек. Стратегия взаимодействия

1

Стратегия
взаимодействия.
Искусственный
интеллект –
стратегическая
отрасль в России,
оптимизирующая
процессы и
повышающая
эффективность
производства.
Искусственный
интеллект –
помощник человека.
ИИ помогает только
при условии, если сам
человек обладает
хорошими знаниями и
критическим

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

мышлением. Степень
ответственности тех,
кто обучает ИИ.

22

23

Что значит служить Отечеству? 280
лет со дня рождения Ф. Ушакова

Арктика – территория развития

1

День защитника
Отечества:
исторические
традиции. Профессия
военного: кто её
выбирает сегодня.
Защита Отечества –
обязанность
гражданина
Российской
Федерации,
проявление любви к
родной земле, Родине.
Честь и воинский
долг. 280-летие со дня
рождения великого
русского флотоводца
Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского
воина: смелость,
героизм,
самопожертвование.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Арктика –
стратегическая
территория развития
страны. Почему для

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

России важно
осваивать Арктику?
Артика – ресурсная
база России.
Российские
исследователи
Арктики. Россия –
мировой лидер
атомной отрасли.
Атомный
ледокольный флот,
развитие Северного
морского пути.
Знакомство с
проектами развития
Арктики.

24

Международный женский день

1

Международный
женский день –
праздник
благодарности и
любви к женщине.
Женщина в
современном
обществе –
труженица, мать,
воспитатель детей.
Великие женщины в
истории России.
Выдающиеся
женщины ХХ века,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

прославившие
Россию.

25

26

Массовый спорт в России

День воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией. 100-летие
Артека

1

Развитие массового
спорта – вклад в
благополучие и
здоровье нации,
будущие поколения
страны. Здоровый
образ жизни, забота о
собственном
здоровье, спорт как
важнейшая часть
жизни современного
человека. Условия
развития массового
спорта в России.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

История и традиции
Артека. После
воссоединения Крыма
и Севастополя с
Россией Артек – это
уникальный и
современный
комплекс из 9
лагерей, работающих
круглый год. Артек –
пространство для
творчества,
саморазвития и

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

самореализации.

27

Служение творчеством. Зачем
людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского

28

Моя малая Родина (региональный и
местный компонент)

1

Искусство – это
способ общения и
диалога между
поколениями и
народами. Роль
музыки в жизни
человека: музыка
сопровождает
человека с рождения
до конца жизни.
Способность слушать,
воспринимать и
понимать музыку.
Россия – страна с
богатым культурным
наследием, страна
великих
композиторов,
писателей,
художников,
признанных во всём
мире. Произведения
П.И. Чайковского,
служение своей
стране творчеством.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Россия – великая и
уникальная страна,
каждый из её

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

регионов прекрасен и
неповторим своими
природными,
экономическими и
другими ресурсами.
Любовь к родному
краю, способность
любоваться природой
и беречь её – часть
любви к Отчизне.
Патриот честно
трудится, заботится о
процветании своей
страны, уважает её
историю и культуру.

29

Герои космической отрасли

1

Исследования
космоса помогают
нам понять, как
возникла наша
Вселенная. Россия –
лидер в развитии
космической отрасли.
Полёты в космос – это
результат огромного
труда большого
коллектива учёных,
рабочих, космонавтов,
которые обеспечили
первенство нашей
Родины в освоении

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

космического
пространства. В
условиях невесомости
космонавты проводят
сложные научные
эксперименты, что
позволяет российской
науке продвигаться в
освоении новых
материалов и
создании новых
технологий.

30

Гражданская авиация России

1

Значение авиации для
жизни общества и
каждого человека. Как
мечта летать изменила
жизнь человека.
Легендарная история
развития российской
гражданской авиации.
Героизм
конструкторов,
инженеров и
лётчиков-испытателей
первых российских
самолётов. Мировые
рекорды российских
лётчиков.
Современное
авиастроение.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Профессии, связанные
с авиацией.

31

Медицина России

1

Охрана здоровья
граждан России –
приоритет
государственной
политики страны.
Современные
поликлиники и
больницы.
Достижения
российской
медицины.
Технологии будущего
в области медицины.
Профессия врача
играет ключевую роль
в поддержании и
улучшении здоровья
людей и их уровня
жизни. Врач – не
просто профессия, это
настоящее призвание,
требующее не только
знаний, но и
человеческого
сочувствия, служения
обществу. Волонтёрымедики.
Преемственность

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

поколений и
профессия человека:
семейные династии
врачей России.

32

33

Что такое успех? (ко Дню труда)

80-летие Победы в Великой
Отечественной войне

1

Труд – основа жизни
человека и развития
общества. Человек
должен иметь знания
и умения, быть
терпеливым и
настойчивым, не
бояться трудностей
(труд и трудно –
однокоренные слова),
находить пути их
преодоления. Чтобы
добиться
долгосрочного успеха,
нужно много
трудиться. Профессии
будущего: что будет
нужно стране, когда я
вырасту?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День Победы –
священная дата,
память о которой
передаётся от
поколения к
поколению.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Историческая память:
память о подвиге
нашего народа в годы
Великой
Отечественной войны.
Важно помнить нашу
историю и чтить
память всех людей,
перенёсших тяготы
войны. Бессмертный
полк. Страницы
героического
прошлого, которые
нельзя забывать.

34

Жизнь в Движении

1

19 мая – День детских
общественных
организаций. Детские
общественные
организации разных
поколений
объединяли и
объединяют
активных,
целеустремлённых
ребят. Участники
детских
общественных
организаций находят
друзей, вместе делают
полезные дела и

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

ощущают себя частью
большого коллектива.
Участие в
общественном
движении детей и
молодежи, знакомство
с различными
проектами.

35

Ценности, которые нас объединяют

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

35

Ценности – это
важнейшие
нравственные
ориентиры для
человека и общества.
Духовнонравственные
ценности России,
объединяющие всех
граждан страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».