МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО УТВЕРЖДЕНО Директор Тимофеев К. П. Протокол п/совета № 1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 10-11 классов г. Мыски, 2024 г. 2 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. 10-11 классы» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №1. Программа разработана на основе требований обновленных ФГОС СОО. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Метапредметные и предметные Грамотность Читательская Математичес кая 10 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания 11 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредмет ного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет ного содержания Естественнонаучная Финансовая интерпретиру ет и оценивает личные, местные, национальны е, глобальные естественнон аучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания интерпретиру интерпретиру ет и ет и оценивает оценивает, математическ делает ие выводы и результаты в строит контексте прогнозы о национально личных, й или местных, глобальной национальны ситуации х, глобальных оценивает финансовые проблемы в различном контексте интерпретиру ет и оценивает математическ ие данные в контексте лично значимой ситуации оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения 3 естественнон аучных проблемах в различном контексте в рамках метапредмет ного содержания Личностные 10-11 классы Грамотность Читательская Математичес кая оценивает объясняет содержание гражданскую прочитанног позицию в о с позиции конкретных норм морали ситуациях и общественно общечелове- й ческих жизни на ценностей; основе формулирует математическ собственную их знаний с позицию по позиции отношению к норм морали прочитанном и у общечеловеч ес- ких ценностей Естественнонаучная объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественно й жизни на основе естественнон ауч- ных знаний с позиции норм морали и общечеловеч ес- ких ценностей Финансовая оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны 4 II Содержание курса внеурочной деятельности Модуль: «Основы финансовой грамотности» . 10 класс Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. 11 класс Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Модуль «Основы читательской грамотности» 10 класс Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Типы задач на грамотность. Информационные задачи. 11 класс Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. 5 Модуль «Основы математической грамотности» 10 класс Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. 11 класс Представление данных в виде таблиц и диаграмм. Простые и сложные вопросы. Задачи с лишними данными. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 10 класс Занимательное Производство электричество. электроэнергии. Гидроэлектростанции. Электромагнитные Магнетизм Экологические и риски явления. электромагнетизм. при строительстве гидроэлектростанций. Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. 11класс Уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов. Индивидуальное развитие организмов. Размножение организмов. Биогенетический закон. 6 Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. III Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы На изучение курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. 10-11 класс» при получении основного общего образования в МАОУ СОШ №1 отводится 36 часов: 18 – 10 классы (0,5 часа в неделю), 18 – 11классы (0,5 часа в неделю). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности» 10 класс № Тема занятия 1. 2. 3. 4. Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Итого 2. 3. 4. Итого Формы деятельности 1 Круглый стол, игра. 1 Викторина, круглый стол, дискуссии. Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Беседы, диалоги, дискуссии. 4 11 класс № Тема занятия 1. Кол-во часов 1 Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Кол-во часов 1 Формы деятельности 1 Круглый стол, игра. 1 Беседы, викторина, квест, квиз. 1 Дебаты, беседы. 4 Беседы, диалоги, дискуссии. 2 Модуль «Основы читательской грамотности» 10 класс № Тема занятия 1. Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. 2. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. 3. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? 4. Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) 5. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Итого 11 класс № Тема занятия 1. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. 2. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? 3. Составление плана на основе исходного текста. 4. Итого Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Кол-во часов 1 Формы деятельности Беседа, конкурс. 1 Работа в парах. 1 Беседа, круглый стол. 1 Квест, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 5 Кол-во часов 1 Формы деятельности Работа в парах, дискуссия. 1 Квест, круглый стол. 1 Работа в группах, соревнование в формате КВН. Квест, круглый стол. 1 4 3 Модуль «Основы математической грамотности» 10 класс № Тема занятия 1. Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. 2. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. 3. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. 4. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. 5. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Итого 11 класс № Тема занятия 1. Представление данных в виде таблиц и диаграмм. Простые и сложные вопросы. 4. Задачи с лишними данными. 3. Решение типичных задач через систему линейных уравнений. 4. Решение стереометрических задач. 5. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Итого Кол-во часов 1 Формы деятельности Практикум. 1 Беседа. Исследование. 1 1 Исследовательская работа, практикум. Проектная работа. 1 Урок-исследование. 5 Кол-во часов 1 Формы деятельности Беседа. Обсуждение. Практикум. 1 1 Обсуждение. Исследование. Исследование. Выбор способа решения. Практикум. Обсуждение. Практикум. Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. 1 1 5 4 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 10 класс № Тема занятия Кол-во часов Структура и свойства вещества (электрические явления) 1. Занимательное электричество. 1 Электромагнитные явления. Производство электроэнергии 2. Магнетизм и электромагнетизм. 1 Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) 1 Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. 1 3. 4. Итого Формы деятельности Беседа. Демонстрация моделей. Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Проектная работа. Моделирование. Виртуальное моделирование. 4 11 класс № Тема занятия Структура и свойства вещества 1. На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества 2. Изменения состояния веществ. Кол-во часов Формы деятельности 1 Демонстрация моделей. Дебаты. Беседа. Демонстрация моделей. 5 Физические явления и химические превращения. 1 Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов 3. Презентация. Учебный эксперимент. Исследование 4. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. 1 Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение явлений. 5. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Итого 1 Демонстрация моделей. Моделирование. 5