МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» МАОУ СОШ № 1 Мысковского ГО УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №1 Тимофеев К.П. Протокол №1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Чемпион» для обучающихся 10-11 классов г. Мыски, 2024 Рабочая программа внеурочной деятельности «Чемпион, 10-11 классы» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №1. Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и примерной программы по физической культуре. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы: личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты освоения учебного предмета Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты учебного предмета «Физическая культура» Выпускник на базовом уровне научится: – определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; – знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; – знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности; – характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития; – характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения; – составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры; – выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания; – выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – практически использовать приемы самомассажа и релаксации; – практически использовать приемы защиты и самообороны; – составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности; – определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств; – проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями; – владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга; – выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования; – проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга; – выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта; – выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); – осуществлять судейство в избранном виде спорта; – составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. II. Содержание учебного предмета Содержание рабочей программы внеурочной деятельности «Чемпион, 10-11 класс» компенсирует третий час физической культуры для реализации программы комплексного физического воспитания в соответствии с рекомендациями Департамента образования и науки Кемеровской области. В содержание включены разделы: легкая атлетика, гимнастика с основами акробатики, лыжные гонки, элементы единоборств, спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол. 10 класс Легкая атлетика. Совершенствование техники ранее освоенных легкоатлетических упражнений (бег на короткие и средние дистанции; кроссовый бег; эстафетный бег; прыжок в длину и высоту с разбега). Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Легкая атлетика (4 часа). Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега. Метание гранаты 500-700 г с места на дальность; с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. Легкая атлетика (2 часа). Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега. Легкая атлетика (2 часа). Длительный бег, кросс, эстафеты, круговая тренировка. Гимнастика с основами акробатики (6 часов). Длинный кувырок через препятствие 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Комбинация из ранее разученных приемов (юноши). Сед углом. Стоя на коленях, наклон назад. Стойка на лопатках. Переворот боком. Комбинация из ранее изученных элементов (девушки). Упражнения в висах и упорах. Лазанье по канату без помощи ног и с помощью ног на скорость. Лыжная подготовка (6 часов). Совершенствование техники освоенных лыжных ходов. Попеременный одношажный ход. Применение лыжных ходов в зависимости от рельефа местности. Преодоление контруклонов. Торможение и поворот. Прохождение учебных дистанций до 5 км, с чередованием лыжных ходов. Спортивные игры (12 часа) Баскетбол (6 часов). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Учебная игра. Волейбол (3 часа). Варианты техники приема и передачи мяча. Варианты подач мяча. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Футбол (3 часа). Передвижения полевого игрока. Остановки мяча. Ведение мяча. Удары по мячу. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Групповые тактические действия в нападении и защите. Командные тактические действия в нападении и защите. Двухсторонняя игра в футбол. Элементы единоборств (3 часа). Технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки. Силовые упражнения и единоборства в парах. Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО): по легкой атлетике: бег на короткие и длинные дистанции с учетом и без учета времени, прыжки, метание. по лыжной подготовке: бег на лыжах с учетом и без учета времени. 11 класс Легкая атлетика. Совершенствование техники ранее освоенных легкоатлетических упражнений (бег на короткие и средние дистанции; кроссовый бег; эстафетный бег; прыжок в длину и высоту с разбега). Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Легкая атлетика (4 часа). Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега. Метание гранаты 500-700 г с места на дальность; с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние. Легкая атлетика (2 часа). Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега. Легкая атлетика (2 часа). Длительный бег, кросс, эстафеты, круговая тренировка. Гимнастика с основами акробатики (5 часов). Длинный кувырок через препятствие 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Комбинация из ранее разученных приемов (юноши). Сед углом. Стоя на коленях, наклон назад. Стойка на лопатках. Переворот боком. Комбинация из ранее изученных элементов (девушки). Упражнения в висах и упорах. Лазанье по канату без помощи ног и с помощью ног на скорость. Лыжная подготовка (6 часов). Совершенствование техники освоенных лыжных ходов. Попеременный одношажный ход. Применение лыжных ходов в зависимости от рельефа местности. Преодоление контруклонов. Торможение и поворот. Прохождение учебных дистанций до 5 км, с чередованием лыжных ходов. Спортивные игры (12 часа) Баскетбол (6 часов). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Учебная игра. Волейбол (3 часа). Варианты техники приема и передачи мяча. Варианты подач мяча. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Футбол (3 часа). Передвижения полевого игрока. Остановки мяча. Ведение мяча. Удары по мячу. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Групповые тактические действия в нападении и защите. Командные тактические действия в нападении и защите. Двухсторонняя игра в футбол. Элементы единоборств (3 часа). Технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки. Силовые упражнения и единоборства в парах. Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО): по легкой атлетике: бег на короткие и длинные дистанции с учетом и без учета времени, прыжки, метание. по лыжной подготовке: бег на лыжах с учетом и без учета времени. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы На изучение курса внеурочной деятельности «Чемпион» при получении среднего общего образования в МАОУ СОШ №1 отводится 69 часов: в 10 классе 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе 34 часа (1 час в неделю). III. 1 2 3 4 5 Легкая атлетика Гимнастика с основами акробатики Лыжная подготовка Спортивные игры Баскетбол Волейбол Футбол Элементы единоборств Итого: 16 11 12 24 12 6 6 6 69 11 класс 10 класс Название раздела / темы Всего (часов) № п/п 8 6 6 12 6 3 3 3 35 8 5 6 12 6 3 3 3 34 Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Чемпион» 10 класс (35 часов) № дата п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема Легкая атлетика (4 часа) Тесты по физической подготовке (подготовка к выполнению нормативов ГТО). Метание гранаты с 4-5 шагов разбега. Прыжок в длину с разбега. Полоса препятствий. Баскетбол (6 часов) Ловля, броски и передача мяча. Техника перемещений, ведение мяча Судейство. Передачи мяча: в движении, в парах, тройках. Броски мяча. Ведение мяча с изменяем высоты отскока и скорости. Действия против игрока с мячом и без мяча. Учебная игра. Судейство. Гимнастика (6 часов) Длинный кувырок через препятствия (м). Сед углом, стойка на лопатках (д). Стойка на руках (м). Из стойки на лопатках переворот назад в полушпагат (д). Кувырок назад через стойку на руках (м). Наклон назад стоя на коленях (д). Комбинации из 3-4 элементов. Упражнения в висах и упорах. Лазание по канату. Легкая атлетика (2 часа) Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега. Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега. Лыжная подготовка (6 часов) Попеременный одношажный ход. Применение лыжных ходов в зависимости от рельефа местности. Преодоление контруклонов. Спуск со склона с поворотами. Спуск со склона с торможением. Прохождение дистанции 3 км (д), 5 км (м) (подготовка к выполнению нормативов ГТО). Элементы единоборств (3 часа) Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 д/з 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Приемы страховки и самостраховки. Технико-тактические действия самообороны. Силовые упражнения и единоборства в парах. Волейбол (3 часа) Прямая верхняя передача мяча. Прием мяча снизу после подачи. Передача мяча в зону 3 после подачи. Футбол (3 часа) Стойки и перемещение игроков. Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар, передача, прием мяча, остановка, удар по воротам. Игра в мини-футбол. Легкая атлетика (2 часа) Длительный бег до 12 мин. Эстафетный бег. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Чемпион» 11 класс (34 ч) Дата. № урока. Тема урока. 1 (1) 2 (2) 3 (3) 4 (4) Лёгкая атлетика (4 ч). Низкий старт. Стартовый разгон. Бег в равномерном и попеременном темпе. Метание гранаты с 4-5 бросковых шагов. Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега. Нормативы ВФСК ГТО. Спортивные игры – баскетбол (3 ч). 5 (1) 6 (2) 7 (3) Тактические действия в защите Тактические действия в нападении. Учебная игра по правилам. Гимнастика ( 5 ч). Кувырок назад через стойку на руках (м). Стойка на лопатках (д). 9 (2) Комбинация из 3-4 элементов. 10 (3) Упражнения в висах и упорах. 11 (4) Лазание по канату. 12 (5) Опорный прыжок. 8 1) Д/з. Легкая атлетика (2 ч). 13 (5) Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега. 14 (6) Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега. Спортивные игры - баскетбол (6 ч). 15 (4) Учебно-тренировочная игра в баскетбол по правилам. 16 (5) Учебно-тренировочная игра в баскетбол по правилам. 17 (6) Учебно-тренировочная игра в баскетбол по правилам. Лыжная подготовка (5 ч). 18 (1) Переход с попеременных на одновременные ходы. 19 (2) Преодоление контруклонов. 20 (3) Спуск со склона с поворотом и торможением 21(4) Коньковый ход. 22 (5) Совершенствование изученных ходов, спусков, поворотов, торможений. 23(6) Прохождение дистанции 3 км (д), 5 км (ю). Нормативы ВФСК ГТО. Элементы единоборств (3 ч). 24 (1) Приёмы борьбы лёжа и стоя. 25 (2) Силовые упражнения и единоборства в парах. 26 (3) Учебная схватка. Спортивные игры – волейбол (3ч). 27 (1) Техника приёма и передачи мяча. 28 (2) Тактика нападения и защиты в игре. 29 (3) Двусторонняя игра в волейбол (привлечение к судейству учащихся). Спортивные игры - футбол (3 ч). 30 (1) Остановки, ведение, удары по мячу. Индивидуальные и групповые тактические действия. 32 (3) Двухсторонняя игра в футбол. Легкая атлетика (2 ч). 31 (2) 33 (17) 34 (18) . Низкий старт, стартовый разгон. Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.