МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА" МАОУ СОШ № 1 Мысковского ГО УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ №1 Тимофеев К.П. Протокол п/ совета №1 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 5-9 КЛАСС Мысковский городской округ, 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по математике составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования; а также на основе примерной образовательной программы предмета «Математика » для основной школы Рабочая программа школьного компонента предназначена для учащихся 5-9 классов. Данный курс позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Данный курс непосредственно связан с программой по математике для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию математической зоркости учащихся, формированию математической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Цель программы - ликвидировать пробелы у учащихся в обучении математике; - отрабатывать и совершенствовать навыки, полученные на уроках; - создать условия для успешного индивидуального развития ребенка; - формировать ответственное отношение учащихся к учебной деятельности. Результаты освоения программы Личностные: формирование устойчивой мотивации к учению; формирование ответственного отношения к учению. Метапредметные: умение самостоятельно формулировать и ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. Содержание программы Цель КРЗ: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике по пройденным темам. В ходе КРЗ учащиеся закрепляют: нахождение значений выражений, тождественные преобразования выражений, решение уравнений с одной переменной, решение задач с помощью уравнений, построение графика линейной функции, вычисление значений функций, все действия степени с натуральным показателем, все действия с одночленами и многочленами, формулы сокращенного умножения, системы линейных уравнений с двумя переменными, ликвидация пробелов в знаниях учащихся за курс математики 5-9 класса. Задачи КРЗ: 1. Закрепление умений работать с рациональными числами; 2. Формирование у учащихся умения работать с числовыми и буквенными выражениями; 3. Формирование умения применять формулы сокращенного умножения; 4. Совершенствование навыков построения и чтения графика функции; 5. Развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение) посредством работы со схемами и таблицами; 6. Развитие долговременной памяти и произвольности внимания путем повторения правил; 7. Повышение мотивации к учебной деятельности посредством поддержания ситуации успеха (посильные задания, опора на имеющийся опыт). 8. Помощь обучающимся в приобретении необходимого опыта и выработка системы приемов, позволяющих решать математические задачи; 9. Отработка навыка решения различных математических задач; 10. Совершенствование интеллектуальных возможностей обучающихся; 11. Своевременное устранение пробелов в знаниях учащихся; 12. Развитие познавательной активности. Данная индивидуальная коррекционно - развивающая программа по математике составлена по итогам психолого-педагогической диагностики, на основе индивидуальных планов развития учащихся, для учащихся, не усваивающих программный материал в ходе уроков. В результате диагностики выявлено, что у детей с нарушением психического развития снижены все виды памяти, внимания и процессы мышления, а также имеются пробелы в знаниях по ключевым темам курса , что существенно затрудняет усвоение дальнейшего программного материала по математике. Цель коррекционных занятий по математике - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий направлена на общее развитие. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Организация и основные направления коррекционно-развивающих занятий по математике. Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Содержание занятий исключает формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков. Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Коррекционные занятия по математике проводятся с учащимися по мере выявления учителем, психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Направление работы: реализация особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся, компенсация пробелов в знаниях учащихся за 5-9 класс, Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся Объект коррекции: учащиеся с нарушением психологического развития Индивидуальная коррекционная программа, будет реализована на КРЗ по математике1 час в неделю (1 раз в неделю индивидуально, продолжительностью не более 30 минут) и расчитана на 35 часов. При обучении учитываются следующие показатели: 1. Физическое состояние и развитие ребенка: - динамика физического развития (анамнез); - состояние слуха, зрения; - особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений); - координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений); - особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль). 2. Особенности и уровень развития познавательной сферы: - особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность); - особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания; - особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти; - особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи); - особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса); - познавательные интересы, любознательность. 3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации: - особенности отношений , реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию; - способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля; - умение планировать свою деятельность. 4. Особенности эмоционально-личностной сферы: - эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств; - способность к волевому усилию; - преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность); - внушаемость; - наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям; - наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); - отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки; - отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими); - особенности поведения в школе и дома; - нарушения поведения, вредные привычки. 5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой: - общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире; - сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу; - характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Продолжительность занятий по математике с одним учеником или группой не превышает 30 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается. При организации коррекционных занятий по математике необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..). В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке математики, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью использую систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий по математике необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ: 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; - развитие артикуляционной моторики. 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие зрительной памяти и внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений ориентации; - развитие представлений о времени; - развитие слухового внимания и памяти; - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций: - навыков соотносительного анализа; - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей. 4. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно-образного мышления; - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 6. Развитие речи, овладение техникой речи. 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Психолого-дидактические принципы коррекционной работы предусматривают: - введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы; - использование методов и приемов обучения с ориентацией на ребенка, т.е.создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей; - коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития; Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо выделяются и имеют методическую обеспеченность: - развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением при решении учебных задач); - развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации; - нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; - развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности; - логопедическая коррекция нарушений речи; - психокоррекция поведения ребенка; - социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения. Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает: - усиление практической направленности изучаемого материала; - выделение сущностных признаков изучаемых явлений; - опору на жизненный опыт ребенка; - опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; - соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности; - введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач. Основные требования к подготовке учащихся В результате изучения программного материала ученик должен знать/понимать: сущность понятия алгебраической дроби; сложение и вычитание, умножение и деление алгебраических дробей; вид квадратного уравнения, способы решения квадратного уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач; числовые неравенства, свойства числовых неравенств; уметь: составлять формулы по условиям задач; выражать из формул одну переменную через остальные; решать квадратные уравнения и неравенства; решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; строить графики изученных функций; находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; интерпретации графиков зависимостей между величинами. В результате изучения курса геометрии обучающиеся должны: знать/понимать существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов; как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания; как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа; вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов; каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики; смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации; уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира; распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами; вычислять значения геометрических величин; проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения геометрических задач с использованием тригонометрии решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир). Тематическое планирование: 1 час в неделю всего 35 часов. 5 класс № уч. Содержание учебного материала недели 1 Прямая, отрезок, луч. Окружность 2 Сравнение чисел; 3 Координатный луч; 4 Округление чисел 5 Сложение и вычитание чисел. 6 Умножение и деление чисел 7 Порядок действий 8 Степень числа 9 Задачи на движение 10 Задачи на части 11 Задачи на уравнение 12 Построение углов 13 Делители и кратные 14 Признаки делимости 15 Деление с остатком 16 Виды треугольников 17 Прямоугольник 18 Площадь фигуры 19 Изображение дробей на координатной прямой. 20 Сравнение дробей 21 Сложение смешанных чисел. 22 Сложение смешанных чисел. 23 Вычитание смешанных чисел. 24 Умножение смешанных чисел. 25 Сложение и вычитание смешанных чисел. 26 Сложение и вычитание смешанных чисел. 27 Деление обыкновенных дробей 28 Нахождение дроби от числа. 29 Нахождение целого по его части. 30 Задачи на совместную работу 31 Изображение тел. 32 Построение диаграмм. 33 Действие с числами. 34 Решение задач. 35 Обобщающее повторение Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 № уч. недел и 1-5 6 7-8 9-13 14-15 16-18 19 20-24 25-26 27 28-31 32-34 35 6 класс Содержание учебного материала Обыкновенные дроби Прямые на плоскости и в пространстве Десятичные дроби Действия с десятичными дробями Окружность Отношения и проценты Симметрия Буквы и формулы Целые числа Комбинаторика. Случайные события Рациональные числа Многоугольники и многогранники Повторение Количе ство часов 5 1 2 5 2 3 1 5 2 1 4 3 1 Итого: 35 часа 7 класс № уч. недели 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Содержание учебного материала Сложение и вычитание обыкновенных дробей Сложение и вычитание обыкновенных дробей Умножение и деление обыкновенных дробей Умножение и деление обыкновенных дробей Перевод обыкновенной дроби в десятичную и обратно Сложение и вычитание десятичных дробей Сложение и вычитание десятичных дробей Умножение десятичного числа Деление десятичного числа Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 … Решение уравнений Решение уравнений Решение уравнений Составление математической модели и ее решение Составление математической модели и ее решение Составление математической модели и ее решение Понятие процента. Выражение процента дробью. Нахождение процента от числа Задачи на нахождение процента от величины и величины по ее проценту Задачи на нахождение процента от величины и величины по ее проценту Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Вычисление степени числа 1 Умножение степеней с одинаковым показателем 1 Деление степеней с одинаковым показателем 1 Умножение многочлена на одночлен 1 Умножение многочлена на многочлен 1 Формулы сокращенного умножения 1 Формулы сокращенного умножения 1 Сокращение алгебраических дробей 1 График линейной функции 1 2 1 График функции y x 1 График функции y x 2 Различные методы решения систем двух линейных уравнений 1 с двумя переменными Различные методы решения систем двух линейных уравнений 1 с двумя переменными Различные методы решения систем двух линейных уравнений 1 с двумя переменными Обобщающее повторение 1 Итого 35 8 класс Содержание учебного материала №уч. недел и 1 Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраической дроби 2 Сокращение алгебраических дробей 3 Сложение и вычитание алгебраических дробей 4 Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень 5 Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Решение рациональных уравнений 6 Степень с рациональным показателем 7 Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел 8 Функция y= х , её свойства и график. 9 10 11 12 13 Выпуклость функции. Область значений функции Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Модуль действительного числа. Квадратный трехчлен. Квадртичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Графическое решение квадратных уравнений. Квадратное уравнение. Приведенное (неприведенное) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Частные случаи формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат 1 1 Свойства числовых неравенств. Неравенство с переменной Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и по избытку. Стандартный вид числа Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства Осевая и центральная симметрии Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции 1 Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников Применение подобия к решению задач Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности Повторение. Обобщающий урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № уч. недели 1-2 3-5 6-8 9-11 12-13 14-16 17-18 19-22 23-24 25-27 28-30 31-34 35 9 класс Содержание учебного материала Числа и выражения. Преобразование выражений Уравнения. Системы уравнений. Неравенства. Координаты и графики. Функции Арифметическая и геометрическая прогрессии Текстовые задачи. Уравнения и неравенства с модулем. Уравнения и неравенства с параметром. Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятности Геометрия Обобщающее повторение Кол-во часов 2 3 3 3 2 3 2 3 2 2 3 4 1