АРП ОДНКНР для ОВЗ НОДА

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ № 1 Мысковского ГО
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ТИМОФЕЕВ К.П.
ПРОТОКОЛ ПЕДСОВЕТА
№1 от «30» АВГУСТА
2024 г.

Рабочая программа учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (вариант 6.2)

2

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................... 3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» ............................ 8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ... 13
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ............................... 27
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ........................................................ 28
ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ........................................................................................................ 43
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ............. 44

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов
образовательных организаций, реализующих адаптированную основную
образовательную программу вариант 6.2 для обучающихся с НОДА,
составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г. № 287);
требованиями к результатам освоения Примерной адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных
ценностей как значимой части культурного и исторического наследия
народов России — один из ключевых национальных приоритетов
Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитию российского общества, формированию гражданской идентичности
у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2
июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
4

взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного
развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего
нашей страны, который формируется с учётом национальных и
стратегических
приоритетов
российского
общества,
культурноисторических традиций всех народов России, духовно-нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники с НОДА получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в
рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о
структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества существенные
связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять
свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и
преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические
инструменты
самопрезентации,
исторические
и
современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного
идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия
в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с
едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и
культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций,
этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся
как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
5

предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины
означает
важность
терминологического
единства,
необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания
культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса
к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным
зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям
и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов.
Принцип
формирования
гражданского
самосознания
и
общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе
изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и
любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск
объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
Цели изучения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
■
формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства)
России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования
народов, религий, национальных культур;
■
создание
условий для становления у обучающихся
мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей,
ведущих
к
осознанию
своей
принадлежности
к
многонациональному народу Российской Федерации;
■
формирование и сохранение уважения к ценностям и
убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а
также способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;
■
идентификация собственной личности как полноправного
субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
■
овладение
предметными
компетенциями,
имеющими
преимущественное значение для формирования гражданской идентичности
обучающегося;
■
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали
и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
6

современного общества;
■
развитие представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи,
общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
■
становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
■
формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
■
обучение рефлексии собственного поведения и оценке
поведения окружающих через развитие навыков обоснованных
нравственных суждений, оценок и выводов;
■
воспитание уважительного и бережного отношения к
историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
■
содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;
■
формирование
патриотизма
как
формы
гражданского
самосознания через понимание роли личности в истории и культуре,
осознание
важности
социального
взаимодействия,
гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего образования, способствуя:
■
расширению и систематизации знаний и представлений
школьников о культуре и духовных традициях народов России, о
нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной
культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
■
углублению представлений о светской этике, религиозной
культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
■
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих обязанностей перед обществом и государством;
■
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку,
культурным и религиозным традициям своего народа и других народов
России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и
особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
■
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
■
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
7

осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
■
раскрытию
природы
духовно-нравственных
ценностей
российского общества, объединяющих светскость и духовность;
■
формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию
общества в целом;
■
получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях
взаимодействия
с социальными
институтами,
а,
следовательно, способности их применять в анализе и изучении социальнокультурных явлений в истории и культуре России и современном обществе,
давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
■
развитию информационной культуры школьников, компетенций
в отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
■

Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования предметная область «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной
для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» обучающимися с НОДА в 5
классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на учебный год, не
менее 1 учебного часа в неделю.
Результаты изучения данного курса (предметные, личностные и
метапредметные) продолжают свое формирование и закрепление в процессе
изучения предметных областей, включенных в учебный план основного
общего образования обучающихся с НОДА.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Наш дом — Россия.
Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Россия —
единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 2. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался
русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский
язык. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 3. Материальная культура и духовная культура.
Что такое культура. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными
ценностями общества.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность
Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира.
Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 4. Культура и религия. Культура и образование.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных
знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному
развитию человека.
Тема 5. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным
человеком? Знание о культуре народов России. Взаимодействие культур.
Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 6. Семья — хранитель духовных ценностей.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества.
Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Семья —
базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
9

Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Социальные роли
в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи.
Тема 7. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи.
Семейное воспитание как трансляция ценностей. Образ семьи в культуре
народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и
произведениях разных видов искусства.
Тема 8. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о
своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное
древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 9. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Связь между обществом и культурой
как реализация духовно-нравственных ценностей.
Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм.
Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как
творческой деятельности, как реализации.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 10. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть
истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 11. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний
мир человека и его духовность.
Тема 12. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия.
Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Праздничные традиции в России. Народные праздники как память
культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 13. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные
ценности народов России.
Тема 14. Музыкальная культура и изобразительное искусство народов
России. Фольклор и литература народов России.
10

Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми.
Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его
литературе.
Тема 15. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
Тема 16. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 17. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тематический блок 5. «Культура как социальность»
Тема 18. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 19. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам
народов России.
Тема 20. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
черт современного общества с точки зрения материальной и духовной
культуры народов России.
Тематический блок 6. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 21. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и
идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение.
Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
11

общество и религиозный идеал человека.
Тема 22. Взросление человека в культуре народов России. Социальное
измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с
другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 23. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 7. «Человек как член общества»
Тема 24. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость.
Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность.
Общественная оценка труда.
Тема 25. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 26. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Тема
27.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности
самого мецената и общества в целом.
Тема 28. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных.
Тема 29. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Социальные
профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.
Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих
профессий.
Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 8. «Родина и патриотизм»
Тема 30. Гражданин. Защита Родины: подвиг или долг?
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином. Нравственные качества гражданина.
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед
общество. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
12

Тема 31. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их
истории. Важность патриотизма.
Тема 32. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 33. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет
школы или класса через добрые дела.
Тема 34. Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

13

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание
российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности.
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
14

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие
способностей
к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов
мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни
человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения
информации и её аудитории.
1.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
■
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические
УУД);
■
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
15

символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
(знаково-символические / моделирование);
■
смысловое чтение;
■
развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
■
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
■
умение осознанно использовать речевые
средства
в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
■
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетентность).
3.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
■
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);
■
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
■
умение соотносить свои действия с
планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
■
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения (оценка);
■
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
16

деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании проектов.
5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Наш дом — Россия.
■
Знать цель и предназначение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России», понимать важность изучения
культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности
гражданина России;
■
иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном
характере и причинах его формирования;
■
знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных
различий;
■
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
Тема 2. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
■
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения
и влияние на миропонимание личности;
■
иметь базовые представления о формировании языка как
носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
■
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том
числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
■
иметь базовые представления о происхождении и развитии
русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
■
знать и уметь обосновать важность русского языка как
культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;
■
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;
■
иметь представление о нравственных категориях русского языка
и их происхождении.
Тема 3. Материальная культура и духовная культура.
■
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
■
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
■
иметь представление об артефактах культуры;
■
иметь базовое представление о традиционных укладах
хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
17

понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и
проявлениями духовной культуры;
■
иметь представление о таких культурных концептах как
«искусство», «наука», «религия»;
■
знать
и
давать
определения
терминам
«мораль»,
«нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для
обучающихся уровне осмысления;
■
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами
их репрезентации в культуре;
■
осознавать значение культурных символов, нравственный и
духовный смысл культурных артефактов;
■
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с
культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 4. Культура и религия. Культура и образование.
■
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её
роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
■
осознавать связь религии и морали;
■
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях
народов России;
■
уметь характеризовать государствообразующие конфессии
России и их картины мира.
■
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
■
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием
и личностным и профессиональным ростом человека;
■
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность
процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 5. Многообразие культур России (практическое занятие).
■
Иметь сформированные представления о закономерностях
развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
■
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных
знаний о культуре своего народа;
■
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между
культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной
культурно-исторической специфики;
■
обосновывать важность сохранения культурного многообразия
как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности
современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные
ценности»
Тема 6. Семья — хранитель духовных ценностей.
■
Знать и понимать смысл термина «семья»;
■
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
■

18

осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
■
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с
культурно-историческими условиями её существования;
■
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая
семья», «семейное счастье»;
■
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя
традиций и её воспитательную роль;
■
понимать смысл терминов «сиротство»,
«социальное
сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о
формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 7. Традиции семейного воспитания в России.
■
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
■
осознавать взаимосвязь и различия между концептами
«Отечество» и «Родина»;
■
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения
и сохранения;
■
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и
истории народа, государства, человечества.
■
иметь представление о семейных традициях и обосновывать их
важность как ключевых элементах семейных отношений;
■
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры
собственного этноса;
■
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и
народов России, собственной семьи;
■
знать и называть традиционные сказочные и фольклорные
сюжеты о семье, семейных обязанностях;
■
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей,
выраженных в фольклорных сюжетах;
■
знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний
труд;
■
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение
экономических функций в семье;
■
характеризовать распределение семейного труда и осознавать
его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 8. Семья в современном мире (практическое занятие)
■
Иметь сформированные представления о закономерностях
развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать
данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни
собственной семьи;
■
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
■

19

предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между
культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
■
обосновывать важность семьи и семейных традиций для
трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как
фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 9. Личность — общество — культура.
■
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте
духовно-нравственной культуры;
■
понимать и объяснять различия между обоснованием термина
«личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
■
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его
источниках в культуре.
■
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание
идеалов добра и зла;
■
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь»,
«дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
■
знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и
понимать границы их применимости;
■
осознавать и доказывать важность морально-нравственных
ограничений в творчестве;
■
обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
■
доказывать детерминированность творчества культурой своего
этноса;
■
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 10. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
■
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать
основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
■
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
■
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса. Знать о существовании связи
между
историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения
истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 11. Литература как язык культуры
■
Знать и понимать отличия литературы от других видов
художественного творчества;
■
рассказывать об особенностях литературного повествования,
выделять простые выразительные средства литературного языка;
■
обосновывать и доказывать важность литературы как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и
■

20

нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 12. Регионы России: культурное многообразие.
■
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие
культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения
духовно-нравственных идеалов общества;
■
понимать и обосновывать важность сохранения культурного
наследия;
■
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовнонравственных ценностей.
■
понимать принципы федеративного устройства России и
концепт «полиэтничность»;
■
называть основные этносы Российской Федерации и регионы,
где они традиционно проживают;
■
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный
народ Российской Федерации», «государствообразующий народ»,
«титульный этнос»;
■
понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
■
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
■
уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
■
различать основные типы праздников;
■
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и
собственной семьи;
■
анализировать связь праздников и истории, культуры народов
России;
■
понимать основной смысл семейных праздников:
■
определять нравственный смысл праздников народов России;
■
осознавать значение праздников как элементов культурной
памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 13. Памятники архитектуры в культуре народов России.
■
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные
типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и
особенностями культуры и этапами исторического развития;
■
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом
хозяйственной деятельности;
■
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем
научно-технического развития и типами жилищ;
■
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
■
устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
21

иметь представление о нравственном и научном смысле
краеведческой работы.
Тема 14. Музыкальная культура и изобразительное искусство народов
России. Фольклор и литература народов России.
■
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла музыкальных произведений;
■
знать основные темы музыкального творчества народов России,
народные инструменты
■
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика,
фольклорные орнаменты;
■
обосновывать и доказывать важность изобразительного
искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных
ценностей;
■
находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла изобразительного искусства;
■
знать основные темы изобразительного искусства народов
России.
■
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания
фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и
нравственности;
■
знать, что такое национальная литература и каковы её
выразительные средства;
■
оценивать морально-нравственный потенциал национальной
литературы.
Тема 15. История быта как история культуры.
■
Понимать смысл понятия
«домашнее хозяйство» и
характеризовать его типы;
■
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью
народов России и особенностями исторического периода;
■
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров
народов России от их локализации в конкретных климатических,
географических и культурно-исторических условиях.
Тема 16. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом.
■
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и
природными условиями проживания народа на примерах из истории и
культуры своего региона;
■
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций,
многообразия культур;
■
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты
взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и
гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с
■

22

учётом их возрастных особенностей);
■
понимать и уметь показывать на примерах значение таких
ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции
народов своего края.
Тема 17. Культурная карта России (практическое занятие)
■
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от
физической и политической географии;
■
понимать, что такое культурная карта народов России;
■
описывать отдельные области культурной карты в соответствии
с их особенностями.
Тематический блок 5. «Культура как социальность»
Тема 18. Мир культуры: его структура
■
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального
явления;
■
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия
от природных явлений;
■
уметь доказывать связь между этапом развития материальной
культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовнонравственным состоянием общества;
■
понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
■
уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим
прогрессом и этапами развития социума.
Тема 19. Культура России: многообразие регионов
■
Характеризовать административно-территориальное деление
России;
■
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные
округа, уметь показать их на административной карте России;
■
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного
устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической
памяти отдельных этносов;
■
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне
зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
■
понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
■
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
■
характеризовать духовную культуру всех народов России как
общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 20. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
■
Характеризовать основные процессы, протекающие в
современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
■
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного
23

развития человека и общества в целом для сохранения социальноэкономического благополучия;
■
называть и характеризовать основные источники этого процесса;
уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах
из истории и культуры России.
Тематический блок 6. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 21. Духовно-нравственный облик и идеал человека
■
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через
описание личных качеств человека;
■
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными ценностями;
■
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
■
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога
благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в
общественных процессах;
■
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
■
понимать важность коллективизма как ценности современной
России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
■
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Тема 22. Взросление человека в культуре народов России
■
Понимать различие между процессами антропогенеза и
антропосоциогенеза;
■
характеризовать процесс взросления человека и его основные
этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и
существования на каждом из этапов;
■
обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
■
знать
и
уметь
демонстрировать
своё
понимание
самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с
другими людьми.
Тема 23. Самопознание (практическое занятие)
■
Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография»,
«автопортрет», «рефлексия»;
■
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность»,
«ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся
уровне;
■
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 7. «Человек как член общества»
Тема 24. Труд делает человека человеком
■
Характеризовать важность труда и его роль в современном
обществе;
■
соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое
24

благополучие»;
■
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать
важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого
себя;
■
оценивать общественные процессы в области общественной
оценки труда;
■
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия,
трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;
■
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
■
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с
одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с
другой стороны, а также «общественная оценка труда».
Тема 25. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
■
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
■
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных
отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;
■
осознавать роль малых и больших социальных групп в
нравственном состоянии личности;
■
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и
литературы;
■
обосновывать важность и находить нравственные основания
социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
■
понимать
и
характеризовать
понятие
«этика
предпринимательства» в социальном аспекте.
Тема 26. Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания
■
Характеризовать понятие «социальные проблемы современного
общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное
несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
■
приводить примеры таких понятий как «бедность»,
«асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути
преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
■
обосновывать важность понимания роли государства в
преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении
этих состояний со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
■
Характеризовать
понятия
«благотворительность»,
«меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект»,
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага»,
«коллективизм» в их взаимосвязи;
■
анализировать
и
выявлять
общие
черты
традиций
благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у
представителей разных этносов и религий;
25

уметь
самостоятельно
находить
информацию
о
благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего
проживания.
Тема 27. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как нравственный долг
■
Характеризовать понятие «благотворительность» и его
эволюцию в истории России;
■
доказывать важность меценатства в современном обществе для
общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого
мецената;
■
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его
важную роль в жизни общества;
■
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
■
понимать смысл внеэкономической благотворительности:
волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема 28. Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества
■
Характеризовать понятие «наука»;
■
уметь аргументированно обосновывать важность науки в
современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и
социальным прогрессом;
■
называть имена выдающихся учёных России;
■
обосновывать важность понимания истории науки, получения и
обоснования научного знания;
■
характеризовать и доказывать важность науки для благополучия
общества, страны и государства;
■
обосновывать важность морали и нравственности в науке, её
роль и вклад в доказательство этих понятий.
Тема 29. Моя профессия (практическое занятие)
■
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и
цель труда в определённой профессии;
■
обосновывать
преимущества
выбранной
профессии,
характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные
качества человека, необходимые в этом виде труда.
Тематический блок 8. «Родина и патриотизм»
Тема 30. Гражданин. Защита Родины: подвиг или долг?
■
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять
их взаимосвязь;
■
понимать
духовно-нравственный
характер
патриотизма,
ценностей гражданского самосознания;
■
понимать и уметь обосновывать нравственные качества
гражданина.
■
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
■

26

доказывать важность сохранения мира и согласия;
■
обосновывать роль защиты Отечества, её важность для
гражданина;
■
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке,
культуре;
■
характеризовать
понятия
«военный подвиг», «честь»,
«доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
■
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
■
уметь доказывать важность героических примеров для жизни
общества;
■
знать и называть героев современного общества и исторических
личностей;
■
обосновывать
разграничение
понятий
«героизм»
и
«псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий.
Тема 31. Патриотизм
■
Характеризовать понятие «патриотизм»;
■
приводить примеры патриотизма в истории и современном
обществе;
■
различать
истинный
и
ложный
патриотизм
через
ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам,
их истории и культуре;
■
уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 32. Гражданская идентичность (практическое занятие)
■
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её
составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
■
обосновывать
важность
духовно-нравственных
качеств
гражданина, указывать их источники.
Тема 33. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
■
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки
собственных действий, их нравственного характера;
■
находить примеры добрых дел в реальности и уметь
адаптировать их к потребностям класса.
Тема 34. Человек и культура (проект)
■
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
■
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных
примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
■
показать взаимосвязь человека и культуры через их
взаимовлияние;
■
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой
на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с
положительной, так и с отрицательной стороны.
■

27

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных,
прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание
различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие.
1.
Личностные
компетенции
обучающихся
не
подлежат
непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием
оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного
развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке
качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе
наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую
диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий
с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и
взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности
духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные
ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся.
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной
образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе
предметных, личностных и метапредметных результатов.

28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 ч)
№

1

2

Тема

Основное содержание

Основные виды
деятельности
обучающихся
Тематический блок 1. «Россия — наш
общий дом»
Наш дом — Россия
Родина и Отечество. Формировать
об
Традиционные ценности представление
и
ролевые
модели. особенностях курса
Россия
— ««Основы духовнонравственной
многонациональная
культуры
народов
страна.
России».
Многонациональный
Слушать
и
народ
Российской
понимать
Федерации. Россия как
общий дом. Дружба объяснения
народов.
Россия
— учителя по теме
урока.
единая страна. Русский
мир. Общая история, Формировать
о
сходство
культурных представление
и
традиций,
единые необходимости
важности
духовно-нравственные
ценности
народов межнационального и
межрелигиозного
России.
сотрудничества,
взаимодействия.
Выполнять
задания
на
понимание
и
разграничение
понятий
по
курсу
Формировать
Русский язык — язык Русский язык — основа
российской
культуры.
представление
о
общения
и
язык
Как складывался русский русском языке как
возможностей.
язык: вклад народов языке
России в его развитие.
межнационального
Русский
язык
как общения.
культурообразующий
Слушать объяснения
проект
и
язык учителя,
стараясь
межнационального
выделить главное.
общения.
Важность
Объяснять
общего языка для всех
наблюдаемые
в
народов
России. практике
изучения
Возможности, которые языка явления
даёт
русский
язык.
Языки народов мира, их
взаимосвязь.
29

3

Материальная культура
и духовная культура.
.

4

Культура и религия.
Культура и образование.

5

Многообразие культур
России
(практическое
занятие)

Что такое культура. Роль Формировать
культуры
в
жизни представление о том,
общества. Многообразие что такое культура,
культур и его причины. об общих чертах в
разных
Единство
культурного культуре
народов, а так же о
пространства России.
традиционных
Материальная культура:
укладах
жизни
архитектура,
одежда,
разных народов.
пища,
транспорт,
Формировать
техника. Связь между
представление
о
материальной культурой
духовной
культуре
и
духовноразных народов.
нравственными
Понимать
ценностями общества.
взаимосвязь
между
Духовно-нравственная
проявлениями
культура.
Искусство,
материальной
и
наука,
духовность
духовной культуры.
Мораль, нравственность,
Слушать
и
ценности.
понимать
Художественное
объяснения учителя
осмысление
мира.
по теме урока.
Символ и знак. Духовная
Выполнять задания
культура как реализация
на
понимание
и
ценностей.
разграничение
понятий по теме
Религия и культура. Что Формировать
о
такое религия, её роль в представление
понятии
«религия»,
жизни
общества
и
понимать и уметь
человека.
объяснять, в чём
Государствообразующие
связь
религии
России. заключается
Единство ценностей в культуры и религии.
Понимать
смысл
религиях России.
Зачем нужно учиться? понятия
Культура как способ «образование»,
объяснять
получения
нужных уметь
важность
и
знаний. Образование как
необходимость
ключ к социализации и
образования
для
духовно-нравственному
общества.
развитию человека.
Слушать
объяснения учителя,
работать с научнопопулярной
литературой по теме
Единство
культур
Отбирать материал
народов России. Что по
нескольким
значит
быть источникам,
культурным
готовить доклады,
человеком? Знание о работать с научнокультуре
народов популярной
30

России

6

7

8

литературой.
Слушать
выступления
одноклассников
Тематический блок 2. «Семья и духовнонравственные ценности»
что
Семья — хранитель История семьи как часть Понимать,
истории
народа, такое
семья,
духовных ценностей.
государства,
формировать
человечества.
Как представление
о
связаны Родина и семья? взаимосвязях между
Что такое Родина и типом культуры и
Отечество? Семья — особенностями
базовый
элемент семейного уклада у
общества.
Семейные разных народов.
ценности, традиции и Понимать значение
культура.
Помощь термина
сиротам как духовно- «поколение».
нравственный
долг Понимать и объяснять,
человека.
Социальные как и почему история
роли в истории семьи. каждой семьи тесно
Роль домашнего труда. связана с историей
Роль нравственных норм страны, народа.
в благополучии семьи.
Слушать
объяснения учителя,
решать проблемные
задачи
и
Традиции семейного
Семейные
традиции Понимать
объяснять,
что
воспитания в России
народов
России.
такое
традиция,
Межнациональные
семьи.
Семейное уметь
о
воспитание
как рассказывать
традициях
своей
трансляция ценностей
семьи,
семейных
традициях
своего
народа и других
народов России.
Уметь объяснять и
разграничивать
основные понятия по
теме.
Просматривать и
анализировать
учебные
фильмы,
работать
с
раздаточным
материалом
Семья в современном
Рассказ о своей семье (с Понимать, почему
мире
использованием
важно изучать и
(практическое
фотографий,
книг, хранить
историю
занятие)
писем и др.). Семейное своей
семьи,
древо.
Семейные передавать
её
31

традиции

9

следующим
поколениям.
Готовить доклад,
сообщение;
создавать семейное
древо; отбирать и
сравнивать
материал
из
нескольких
источников
Тематический блок 3. «Духовнонравственное богатство личности»
Личность — общество Что делает человека Знать, что такое
— культура
человеком? Связь между гуманизм,
что
обществом и культурой понимать,
делает
человека
как реализация духовнонравственных ценностей. человеком и какие
людей
Духовный мир человека. проявления
назвать
Человек
—
творец можно
гуманными.
культуры. Культура как
и
духовный мир человека. Понимать
объяснять
значение
Мораль. Нравственность.
слова «человек» в
Патриотизм.
контексте
духовноВзаимопомощь,
нравственной
сострадание,
милосердие,
любовь, культуры.
и
дружба, коллективизм, Понимать
патриотизм, любовь к объяснять, что такое
и
близким
Реализация мораль
ценностей в культуре. нравственность,
Творчество:
что
это любовь кблизким.
на
такое?
Границы Показывать
примерах
важность
творчества. Традиции и
новации в культуре. таких ценностей как
Границы
культур. взаимопомощь,
Созидательный
труд. сострадание,
Важность
труда
как милосердие, любовь,
дружба и др.
творческой
деятельности,
как Работать с научнопопулярной
реализации.
литературой, уметь
разграничивать
понятия, осваивать
смысловое
чтение
(решать
текстовые
задачи)
Тематический блок 4. «Культурное
единство России»

32

10

Историческая память
как
духовнонравственная ценность

Что такое история и
почему
она
важна?
История семьи — часть
истории
народа,
государства,
человечества. Важность
исторической памяти,
недопустимость
её
фальсификации.
Преемственность
поколений

11

Литература как язык
культуры

Литература
как
художественное
осмысление
действительности. От
сказки к роману. Зачем
нужны
литературные
произведения?
Внутренний
мир
человека
и
его
духовность

12

Регионы
культурное
многообразие.

Исторические
и
социальные
причины
культурного
разнообразия.
Каждый
регион уникален. Малая
Родина — часть общего
Отечества. Праздничные
традиции
в
России.
Народные праздники как
память культуры, как

России:

33

Объяснять
смысл
термина «история»,
понимать важность
изучения истории.
Понимать
и
объяснять, что такое
историческая
память, как история
каждой
семьи
связана с историей
страны.
Работать
с
учебником,
выделять
и
определять
основные понятия,
слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников
Понимать
особенности
литературы,
её
отличия от других
видов
художественного
творчества.
Объяснять средства
выражения духовного
мира человека, его
морали
и
нравственности
в
произведениях
литературы.
Слушать
объяснения учителя,
работать
с
художественной
литературой,
изучать
и
анализировать
источники
Понимать
принципы
федеративного
устройства России,
объяснять понятие
«полиэтничность»
Понимать ценность
многообразия
культурных укладов
народов
России.

воплощение
духовнонравственных идеалов.

13

14

Памятники в культуре
народов России

Памятники как часть
культуры:
исторические,
художественные,
архитектурные.
Культура как память.
Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические
здания
как свидетели истории.
Архитектура и духовнонравственные ценности
народов России

Музыкальная культура и
изобразительное
искусство народов
России. Фольклор и
литература народов
России.

Музыка. Музыкальные
произведения. Музыка
как форма выражения
эмоциональных связей
между
людьми.
Народные инструменты.
История народа в его
музыке и инструментах.
Художественная
реальность.
Скульптура:
от
религиозных сюжетов к
современному
искусству.
Храмовые
росписи и фольклорные
орнаменты. Живопись,
графика. Выдающиеся
художники
разных
народов
России
Пословицыи поговорки.
Эпос
и
сказка.
Фольклор
как
34

Уметь рассказывать
о
культурном
своеобразии
своей
малой родины.
Слушать и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с
источниками
Устанавливать
связь
между
историей памятника
и историей края.
Характеризовать
памятники истории
и культуры.
Понимать
нравственный
и
научный
смысл
краеведческой
работы.
Слушать
объяснения учителя,
работать с научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные фильмы
Понимать
особенности музыки
как вида искусства.
Знать и называть
основные
темы
музыкального
творчества народов
России, понимать,
как история народа
отражается в его
музыке.
Понимать
и
объяснять
особенности
изобразительного
искусства как вида
художественного
творчества.
Понимать
и
обосновывать
важность искусства
как
формы

отражение
истории
народа и его ценностей,
морали
и
нравственности.
Национальная
литература. Богатство
культуры народа в его
литературе

15

История
быта
история культуры.

как

Домашнее хозяйство и
его типы. Хозяйственная
деятельность
народов
России
в
разные
исторические периоды.
Многообразие
культурных укладов как
результат исторического
развития народов России.

16

Бытовые
традиции
народов
России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

Рассказ
о бытовых
традициях своей семьи,
народа, региона. Доклад
с
использованием
разнообразного
зрительного ряда и
других источников

35

трансляции
культурных
ценностей.
Знать и называть
основные
темы
искусства
народов
России.
Понимать, что
такое национальная
литература.
Объяснять
и
показывать
на
примерах,
как
произведения
фольклора отражают
историю народа, его
духовнонравственные
ценности.
Слушать
объяснения учителя,
работать с научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные фильмы
Понимать
и
объяснять
взаимосвязь
хозяйственной
деятельности, быта
людей с историей
народа,
климатом,
географическими
условиями его жизни.
Работать
с
учебником, а также
научно-популярной
литературой;
просматривать
и
анализировать
учебные фильмы
Отбирать
и
сравнивать учебный
материал
по
нескольким
источникам, решать
текстовые
задачи,
слушать
и
анализировать
выступления

одноклассников,
работать с научнопопулярной
литературой
17

Культурная
России
(практическое
занятие)

карта География
культур
России.
Россия
как
культурная
карта.
Описание регионов в
соответствии
с
их
особенностями

36

Отбирать
и
сравнивать
несколько
источников, решать
текстовые
задачи,
слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников,
работать с научнопопулярной
литературой

18

19

Тематический блок 5. «Культура как
социальность»
Мир культуры: его
Культура как форма Понимать
структура
социального
специфику
взаимодействия. Связь социальных
между
миром явлений,
их
материальной
отличия от мира
культуры
и природы.
социальной структурой
Уметь объяснять
общества. Расстояние и взаимосвязь
образ жизни людей. материальной
Научно-технический
культуры
с
прогресс как один из
духовноисточников
нравственным
формирования
состоянием
социального
облика общества.
общества
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации
Культура России:
Территория
России. Понимать
и
многообразие
Народы, живущие в объяснять
регионов
ней.
Проблемы важность
культурного
сохранения
взаимодействия
в исторической
обществе
с памяти
разных
многообразием культур. народов,
Сохранение
и культурных
поддержка принципов традиций разных
толерантности
и регионов России.
уважения
ко
всем Характеризовать
культурам
народов духовную
России
культуру народов
России как общее
достояние нашей
Родины.
Работать
с
картой регионов,
разграничивать
понятия по теме,
слушать
объяснения
учителя

37

20

21

22

Современный
мир:
самое
важное
(практическое
занятие)

Современное общество:
его портрет. Проект:
описание самых важных
черт
современного
общества с
точки
зрения материальной и
духовной
культуры
народов России

Понимать, в чём
заключаются
основные духовнонравственные
ориентиры
современного
общества.
Подготовить
проект (или доклад,
сообщение);
работать
с
научно-популярной
литературой,
разграничивать и
систематизировать
понятия

Тематический блок 6. «Человек и его
отражение в культуре»
Понимать
и
Каким должен быть Мораль,
человек?
Духовно- нравственность, этика, объяснять
нравственный облик и этикет
в
культурах взаимосвязь таких
понятий,
как
идеал человека
народов России. Право
«свобода»,
и равенство в правах.
ответственность,
Свобода как ценность.
Долг
как
её право и долг.
Слушать
ограничение. Общество
как регулятор свободы. объяснения
Свойства и качества учителя,
работать
с
человека, его образ в
учебником,
культуре
народов
России,
единство анализировать
человеческих качеств. проблемные
Единство
духовной ситуации
жизни
Взросление человека в Социальное измерение Объяснять
культуре
народов человека.
Детство, важность
России
взросление,
зрелость, взаимодействия
пожилой
возраст. человека
и
Проблема одиночества.
общества,
Необходимость
негативные
развития
во эффекты
взаимодействии
с социальной
другими
людьми. изоляции.
Самостоятельность как Слушать
ценность
объяснения
учителя, решать
проблемные
задачи,
анализировать
информацию
из
нескольких
источников,
38

анализировать
собственный
опыт

23

24

Самопознание
(практическое занятие)

Автобиография
и
автопортрет: кто я и
что я люблю. Как
устроена моя жизнь.
Выполнение проекта

Тематический блок 7. «Человек как
член общества»
Труд делает человека Что
такое
труд.
человеком
Важность труда и его
экономическая
стоимость.
Безделье,
лень,
тунеядство.
Трудолюбие,
подвиг
труда, ответственность.
Общественная оценка
труда

39

Уметь
соотносить
понятия «мораль»,
«нравственность» с
самопознанием на
доступном
для
возраста
детей
уровне.
Формировать
представления о
самом
себе;
воспитывать
навыки
самопрезентации,
рефлексии;
слушать
и
анализировать
доклады
одноклассников
Осознавать
важность
труда
объяснять
его
роль
в
современном
обществе.
Понимать
и
осознавать
трудолюбие
как
ответственность
перед людьми и
самим собой.
Слушать
объяснения
учителя, решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты учебника

25

Люди
в
обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние

Человек в социальном
измерении.
Дружба,
предательство.
Коллектив.
Личные
границы
Этика
предпринимательства.
Социальная помощь

26

Проблемы
современного общества
как
отражение
его
духовно-нравственного
самосознания

Бедность.
Инвалидность.
Асоциальная
семья.
Сиротство. Отражение
этих
явлений
в
культуре
общества.
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность.
Волонтёрство.
Общественные блага

40

Понимать
и
объяснять
понятия
«дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм»,
«благотворительность».
Слушать
объяснения
учителя, решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты учебника
Понимать
и
объяснять
понятия
«бедность»,
«инвалидность»,
«сиротство».
Предлагать пути
преодоления
проблем
современного
общества
на
доступном
для
понимания детей
уровне. Понимать
и
объяснять
понятия
«милосердие»,
«взаимопомощь»,
«благотворительно
сть»,
«волонтёрство».
Выявлять
общие
черты
традиций
милосердия,
взаимной помощи,
благотворительнос
ти
у
представителей
разных народов.
Слушать
объяснения
учителя, решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты учебника

27

Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность
как нравственный долг

Меценаты, философы,
религиозные
лидеры,
врачи,
учёные,
педагоги.
Важность
меценатства
для
духовно-нравственного
развития
личности
самого
мецената
и
общества в целом

28

Выдающиеся учёные
России. Наука как
источник социального
и духовного прогресса
общества

Учёные России. Почему
важно
помнить
историю науки. Вклад
науки в благополучие
страны.
Важность
морали
и
нравственности в науке,
в деятельности учёных

29

Моя профессия
(практическое
занятие)

Труд
как
самореализация,
как
вклад
в
общество.
Социальные профессии:
врач,
учитель,
пожарный,
полицейский,
социальный работник.
Духовно-нравственные
качества, необходимые
представителям
этих
профессий.
Рассказ о своей будущей
профессии.

Приводить
примеры
выдающихся
благотворителей в
истории
и
в
современной
России.
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать
понятия
Понимать
и
объяснять,
что
такое
наука;
приводить имена
выдающихся
учёных России.
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать
понятия
Обосновывать,
какие
духовнонравственные
качества нужны
для
выбранной
профессии.
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников,
разграничивать
понятия

Тематический блок 8. «Родина и
патриотизм»
30

Гражданин.
Защита
Родины: подвиг или
долг?

Родина и гражданство,
их взаимосвязь. Что
делает
человека
41

Характеризоват
ь
понятия
«Родина»,
«гражданство»;

гражданином.
Нравственные качества
гражданина.
Война и мир. Роль
знания
в
защите
Родины.
Долг
гражданина
перед
общество.
Военные
подвиги.
Честь.
Доблесть.

31

Патриотизм

Патриотизм.
Толерантность.
Уважение к другим
народам и их истории.
Важность патриотизма

32

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

Какими
качествами
должен
обладать
человек как гражданин

42

понимать
духовнонравственный
смысл
патриотизма.
Характеризоват
ь
важность
сохранения мира
и согласия.
Приводить
примеры военных
подвигов;
понимать
особенности
защиты
чести
Родины в спорте,
науке, культуре.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
текстом
учебника
Приводить
примеры
патриотизма
в
истории
и
в
современном
обществе.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником,
рефлексировать
собственный
опыт
Обосновать
важность духовнонравственных
качеств
гражданина.
Работать
с
источниками,
определять
понятия,
подготовить
практическую
работу

33

Моя школа и мой класс
(практическое
занятие)

Портрет школы или
классачерез добрые дела

34

Человек и
(проект)

Итоговый
проект:
«Что
значит
быть
человеком?»

культура

43

Характеризовать
понятие «доброе
дело» в контексте
оценки
собственных
действий,
их
нравственного
начала. Работать
с
источниками,
определять
понятия,
подготовить
практическую
работу
Показать
взаимосвязь
человека
и
культуры через их
взаимное влияние.
Характеризовать
образ
человека
высокой духовной
культуры,
создаваемый
в
произведениях
искусства.
Работать
с
источниками,
систематизировать
понятия,
подготовить
проект

ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ
При оценивании планируемых результатов обучения предмету «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» обучающихся с НОДА
необходимо учитывать такие индивидуальные особенности их развития, как:
уровень развития моторики рук, уровень владения экспрессивной речью,
уровень работоспособности на уроке (истощаемость центральной нервной
системы). Исходя из этого, учитель использует для обучающихся
индивидуальные формы контроля результатов обучения. При сниженной
работоспособности, выраженных нарушениях моторики рук возможно
увеличение времени для выполнения контрольных и самостоятельных работ.
Контрольные, самостоятельные и практические работы при необходимости
могут предлагаться с использованием электронных систем тестирования,
иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный
учет учебных достижений обучающихся. Во время контрольных и
самостоятельных работ обучающимся с НОДА могут быть предоставлены
необходимые справочные материалы, опорные конспекты, наглядные
пособия и т. д. Текущий контроль в форме устного опроса при низком
качестве устной экспрессивной речи (или отсутствии устной речи)
обучающихся необходимо заменять письменными формами.

44

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В структуре материально-технического обеспечения
процесса образования каждой категории обучающихся с НОДА должна
быть отражена специфика требований к: организации пространства, в
котором обучается учащийся с НОДА; организации его рабочего места,
в том числе для работы удаленно.

Необходимо
предусмотреть
наличие
персональных
компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура,
различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы,
сенсорные планшеты).

Должны быть созданы условия для функционирования
современной информационно-образовательной среды по данному
предмету, включающей электронные информационные ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных технологий, телекоммуникационных технологий,
соответствующих технических средств и технологий (в том числе,
флеш-тренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов
и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с
НОДА максимально возможных для него результатов обучения.
Например, возможно использование современной образовательной
среды - облачной интернет-платформы МЭШ (РЭШ), которые
содержат необходимые образовательные материалы, инструменты
для их создания и редактирования.

Предоставление различных видов дозированной помощи
обучающимся.

Специальная помощь в развитии возможностей вербальной
и невербальной коммуникации на уроке при необходимости.

Соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок с
учетом индивидуальных особенностей обучающихся с НОДА,
комфортного режима образования, в том числе ортопедического
режима.

Обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального
комфорта на уроках (внимательное отношение, ровный и теплый тон
голоса учителя).

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».