Положение о воспитательной работе в МАОУ СОШ1

Рассмотрено и принято
Педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от 30 августа 2024 г.

ОШ № 1
. П. Тимофеев

Положен...
о воспитательной работе в МАОУ СОШ №1

•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о воспитательной работе (далее - положение) устанавливает
особенности организации воспитательной деятельности педагогических работников МАОУ
СОШ №1 (далее - школа) с целью создания единого воспитательного пространства,
направленного на развитие личности учащихся, создание условий для самоопределения и
социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующим:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
приказом Минобрнауки от 17.12.2010 №
1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказом Минобрнауки от 17.05.2012 №
413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
письмом Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»;
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных
символов Российской Федерации».
1.3. Положение регламентирует содержание и порядок организации воспитательного
процесса в школе, в том числе в рамках классного руководства как отдельного вида
деятельности, конкретизирует их с учетом контекстных условий работы, сложившегося
распределения полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между
педагогическими работниками.
2. Цели и принципы воспитательной работы в школе
2.1. Цель воспитательной работы школы - развитие личности, формирование у
обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание

условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
2.2. Воспитательный процесс в школе осуществляется в целях формирования и развития
личности совместно с семейными, общественными и социокультурными институтами.
2.3. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение
целей личностного развития и воспитания в рамках реализации образовательных программ
школы.
2.4. Ключевая роль в воспитательной работе школы отводится тем педагогам, деятельность
которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного
педагогического сопровождения группы учащихся, объединенных в одном учебном классе.
2.5. Принципами организации социально значимых задач и содержания воспитания и
успешной социализации учащихся являются:
опора на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и национально­
культурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних учащихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства,
образовательных и научных организаций).
3. Организация воспитательной работы в школе
3.1. Воспитание учащихся при освоении ими основных образовательных программ школы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых школой на
основе федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана
воспитательной работы и утверждаемых школой самостоятельно.
3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной
работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей,
представительные органы обучающихся (при их наличии).
3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса: педагогами,
детьми, родителями.
3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с учащимися, является
классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям,
взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам воспитания
детей. Задача классных руководителей создавать условия для самовоспитания ребёнка,
проявления личностной свободы в освоении им своей главной социальной роли человека.
3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по

воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, руководитель
методического объединения классных руководителей.
4. Особенности воспитательной работы классных руководителей
4.1. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные
цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении
каждого учащегося, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель
должен учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные
запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни учащихся, а также
характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными
межличностными отношениями и групповой динамикой.
4.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является
единственным субъектом воспитательной деятельности. Он взаимодействует с семьями
учащихся, другими педагогическими работниками школы, взаимодействующими с
учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.
Классный руководитель также взаимодействует с внешними партнерами, способствующими
достижению принятых целей воспитания учащихся.
4.3. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и
вариативная части.
4.3.1. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации учащихся.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации учащихся в
классе, включая:
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
учащегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
обеспечение включенности всех учащихся в воспитательные мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
содействие успешной социализации учащихся путем организации мероприятий и видов
деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой
деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого учащегося класса на основе изучения
его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного
воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
выявление и поддержку учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание
помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том
числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку учащихся, нуждающихся в психологической
помощи;
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления
вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами
мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
поддержку талантливых учащихся, в том числе содействие развитию их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов учащихся, в том числе гарантий
доступности ресурсов системы образования.
2. Деятельность по воспитанию и социализации учащихся, осуществляемая с классом как
социальной группой, включая:

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной
гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию
ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской,
творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия учащихся, в
том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и
образовательных проектов;
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы
физическому и психическому здоровью учащихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения учащихся, в том числе всех форм
проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних учащихся, включая:
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах учащихся в
целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных
условий для развития личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях
жизни класса;
координацию
взаимосвязей
между
родителями
(законными представителями)
несовершеннолетних учащихся и другими участниками образовательных отношений;
содействие
повышению
педагогической
компетентности
родителей
(законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом
особенностей условий деятельности школы;
взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам
контроля и повышения результативности учебной деятельности учащихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей учащихся, их
адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных
траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования
по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально­
познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно­
эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения учащихся
класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
каникулярных мероприятий;

взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по вопросам
профилактики девиантного и асоциального поведения учащихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками школы (социальным
педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной
поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными
партнерами, включая:
участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
учащихся;
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации учащихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением
организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и
образовательных организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
6. Составление и ведение классным руководителем плана работы, составленного на основе
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы основной
образовательной программы соответствующего уровня.
4.3.2. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в
зависимости от конкретных условий работы классного руководителя. Например, в классе с
устойчиво низкими результатами обучения вариативный блок воспитательной работы
классного руководителя может быть связан с развитием учебной мотивации у учащихся,
координации работы учителей-предметников, вовлечения семьи в образовательную
деятельность учащихся и т.д.
Вариативная часть оформляется классным руководителем в его планах работы.
4.4. Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с
учащимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся, в
том числе:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты,
ролевые игры, дебаты и др.);
коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный
туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
5. Особенности применения государственной символики в воспитательной работе
МАОУ СОШ №1
5.1. Подъем
Государственного флага РФ
в МАОУ
СОШ №1
осуществляется
каждый понедельник в начале
еженедельной общешкольной линейки.
Спуск
Государственного флага РФ осуществляется каждую пятницу после 7-го урока.
5.2. Вынос Государственного флага РФ в МАОУ СОШ №1 осуществляется при проведении
торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных мероприятий, в том числе
мероприятий модуля «Основные школьные дела», а также во время церемоний награждения.
Вынос Государственного флага РФ сопровождается исполнением Государственного гимна
РФ.
5.3. Подъем, спуск и вынос Государственного флага РФ осуществляет отличник учебы,
активист, знаменный отряд В состав школьного знаменного отряда могут входить лучшие
обучающиеся 5-11-х классов, добившиеся выдающихся результатов в учебной, научной,
спортивной, творческой и иной деятельности.

5.4. Исполнение Государственного гимна РФ осуществляется:
перед первым уроком в день начала нового учебного года;
по понедельникам перед первым уроком в начале проведения еженедельной общешкольной
линейки;
при
проведении торжественных,
организационных,
воспитательных,
конкурсных
мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Основные школьные дела»;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и
муниципальным праздникам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».