Рассмотрено и принято Педагогическим советом школы Протокол № 1 от 30 августа 2024 г. утвер: f/r&у о o' 1Ш (" МАОУ it:el сош If * \ com №l П. Тимофеев « 175 'вгуста 2024 г. Пол ожен О ¥ ^о~У о профориентационной работе в MA(X^iCOUI №1 1. Общие положения 1.1. Профориентационная работа в МАОУ СОШ №1 (далее - Школа) реализуется в соответствии с методическими рекомендациями, направленными в письме Минпросвещения от 23.08.2024 № АЗ-1705/05, и Порядком реализации профминимума, направленным в письме Минпросвещения от 17.08.2023 № ДГ-1773/05. 1.2. Профориентационная работа в школе должна основываться на дифференцированном подходе к обучающимся, который учитывает возрастные и психологические особенности школьников, их интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, уровень образовательных результатов. 1.3. Профориентационная работа в школе должна оптимально сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы. 1.4. Профориентационная работа в школе должна обеспечивать взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 1.5. Цели профориентационной работы в школе: формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению; активизация процесса профессионального самоопределения обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии; развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях; повышение уровня психологической компетенции обучающихся за счет снабжения их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, раскрытие потребности в самосовершенствовании. 1.6. Задачи профориентационной работы в школе: обеспечить профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебновоспитательного процесса в целом; участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; создать систему квалифицированной и комплексной профориентационной работы с обучающимися; сформировать у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с его интересами, состоянием здоровья и особенностями и с учетом потребности региона в кадрах; формировать у обучающихся профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах; привлечь обучающихся во внеучебное время к различным видам творчества, повышающего его роль в выборе профессии; создать систему профессионального просвещения и консультирования обучающихся; обеспечить дифференцированное обучение школьников для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; обеспечить использование возможностей психологической службы школы для организации и проведения профориентационной работы. 2. Организация профориентационной работы в школе 2.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с ООП школы. Содержание профориентационной работы описано в рабочей программе воспитания обучающихся, конкретизировано в календарных планах воспитательной работы уровней НОО, ООО и СОО, планах внеурочной деятельности и учебных планах ООО и СОО. 2.2. Профориентационная работа в школе строится по направлениям: профессиональное информирование - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать люди соответствующей профессии, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; профессиональная консультация - оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия ими осознанного решения о выборе профессионального пути; профессиональный подбор - представление рекомендаций обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизической и медицинской диагностики; профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных, профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. 2.3. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников содержание профориентационной работы в школе дифференцируется по уровням общего образования. 2.3.1. На уровне НОО профориентационная работа направлена: на развитие ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности. 2.3.2. На уровне ООО профориентационная работа направлена: 2.3.2.1. В 5-7-х классах: на развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; формирование образа «Я»; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. 2.3.2.2. В 8-9-х классах: на уточнение образовательного запроса в ходе элективных и факультативных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения. 2.3.3. На уровне СОО профориентационная работа направлена: на формирование навыков самообразования, саморазвития; определение и формирование профессиональных качеств для работы в интересующих обучающегося профессиональных областях; коррекцию профессиональных планов; оценку готовности к избранной профессиональной деятельности. 3. Реализация профориентационной работы в школе 3.1. Профориентационная работа реализуется в образовательном процессе школы: через единство всех видов образовательной деятельности обучающихся; взаимодействие с учреждениями среднего и высшего профессионального образования; взаимодействие с руководителями предприятий (организаций). 3.2. Профориентационная работа реализуется на основном уровне профминимума. 3.3. Профориентационная работа реализуется в форматах: внеурочная деятельность; урочная деятельность; взаимодействие с родителями/законными представителями; 4. Ответственные за профориентационную работу в школе 4.1. Ответственными за профориентационную работу в школе является заместитель директора школы по воспитательной работе. 5. Педагоги-навигаторы 5.1. Педагог-навигатор — специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. 5.2. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования. 5.3. Педагог-навигатор должен пройти обучение по специализированной программе ДПО в общем объеме не менее 36 академических часов. 5.4. Педагог-навигатор непосредственно сопровождает профориентационные мероприятия в школе. 5.6. Педагог-навигатор формирует списки участников проекта «Билет в будущее», собирает согласия с родителей обучающихся для участия в проекте, проводит всероссийские профориентационные онлайн-уроки, комплексные онлайн-диагностики и групповые консультации, организует и сопровождает обучающихся на мероприятия профессионального выбора в регионе, собирает и передает отчетную документацию. 5. Классные руководители 5.1. Классный руководитель, опираясь на основную образовательную программу в части рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы соответствующего уровня образования, проводит занятия внеурочной деятельности и консультации по профориентации. 5.2. В плане следует отразить разнообразные формы и виды профориентационной работы с учениками: индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся: данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика (портфолио); помощь обучающимся в выборе образовательной траектории: определении профильного обучения и профессионального становления, анализе достижений, формировании портфолио; организация посещения обучающимися дней открытых дверей в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования; организация тематических и комплексных экскурсий класса на предприятия; помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения; встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами высших учебных заведений и обучающимися организаций среднего профессионального образования; родительские собрания с обсуждением проблем формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению. 6. Педагоги-предметники уроках и во внеурочное Педагоги-предметники на время ведут работу по следующим направлениям: показывают обучающимся роль труда в жизни человека; привлекают обучающихся к выполнению трудовых дел; организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в учреждения и предприятия; вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской); знакомят обучающихся с миром профессий; способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.; обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей обучающихся; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся. 7. Библиотекарь Библиотекарь ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.). 8. Социальный педагог Социальный педагог ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки, поскольку оказывает педагогическую поддержку обучающимся группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует обучающихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника. 9. Педагог-психолог Педагог-психолог ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся; осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования обучающихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации обучающихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует обучающихся с учетом их возрастных особенностей; организует выступления родителей обучающихся перед учениками с информацией о своей профессии; выявляет особенности детей с целью оказания помощи обучающимся и педагогам; помогает обучающимся объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профессиональной диагностике. 10. Медицинский работник Медицинский работник ведет профориентационную работу через следующие виды деятельности: способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации для обучающихся и их родителей о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека. 11. Документация по профориентационной работе Основными документами, регулирующими профориентацию обучающихся в образовательной организации, являются: настоящее положение о профориентационной работе; ООП НОО, ООО, СОО, в том числе рабочая программа воспитания и календарные планы воспитательной работы по уровням образования, план профориентационной работы.