Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Михаила Михайловича Куюкова» УТВЕРЖДАЮ: директор К.П. Тимофеев _____________________ (ФИО, подпись) Рабочая программа внеурочной деятельности КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1-4 КЛАССЫ Мысковский городской округ, 2024 1 Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 Пояснительная записка Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» Описание места курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» Содержание программы курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 2 3 5 7 8 9 11 13 16 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» для обучающихся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) – это программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР Вариант 5.1.) МАОУ СОШ № 1, программы формирования универсальных учебных действий. Дети с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) – это преимущественно дети с сохранённым интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета) в виду недоразвития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речевого недоразвития. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Обучающемуся с ОВЗ ((ТНР Вариант 5.1.) необходим хорошо структурированный материал. Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в обучении: произвольной деятельности, внимания, навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, зрительного восприятия и узнавания, графических и чертежных умений, пространственной ориентации. Поэтому отличительной особенностью данного коррекционного курса является его практическая направленность, расходование значительной части времени на формирование различных деятельностных компетенций, что нашло своё отражение в содержании предмета, использование упражнений по развитию памяти, внимания, мышления. 3 4 Программа курса внеурочной деятельности предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. 4 2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» В обучении детей с ОВЗ следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед образовательной организацией, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: коррекционно-развивающие, коррекционно-образовательные и коррекционновоспитательные: овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание, значимости математики для научнотехнического прогресса. Формы работы для детей с ОВЗ: - индивидуальная; - групповая; - по образцу; - по алгоритму Организуя обучение, целесообразно использовать дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Работа над изучением курса строится концентрически. В программе курса намечена система постепенного расширения области рассматриваемых курсом вопросов. Основной формой организации является урок, на котором указанные специфические особенности учебного процесса позволяют обеспечить индивидуализацию обучения в соответствии с возможностями познавательной деятельности и состоянием здоровья детей. Курс расширяет математический кругозор и эрудицию обучающихся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.), способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Актуальность курса ««Коррекционные занятия по русскому языку»» определена тем, что она предназначена для развития способностей обучающихся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.), для формирования элементов орфографической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением 5 коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, орфографической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся с ОВЗ (ТНР Вариант 5.1.) возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают. 6 3. Описание места курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» в учебном плане Курс внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана. В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 1 курс изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. В 1 классе на курс отводится по 33 часа в год; во 2 - 4 классах – по 34 часа в год. Общий объѐм учебного времени составляет 135 часов. 7 4. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество); личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору); честь; достоинство; свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная); доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам); дружба; здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни); труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля). 8 5. Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 9 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно - популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами 10 6. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по русскому языку» Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. 11 № п\п 1. 2. 3. 4. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Название Содержание Форма организации Виды деятельности раздела раздела 1 класс Введение Понятие о предме- Словесно-логическая Стимулирование те «русский язык». Беседа любознательности, Краткий обзор изуисследовательского чаемых тем. интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям; повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию. В мире звуков Различать звуки, Словесно-логическая Беседа; дидактичедавать им характе- Игровая ская игра; создание ристику Игра-конкурс ситуации применения усвоенных знаний, умений, навыков. В гостях у Сло- Выделять много- Словесно-логическая Беседа; дидактичева значные слова, Игровая ская игра; чтение и слова-сорняки в Викторина анализ художетексте, находить Творческая работа ственных произвесинонимы, антони- КВН дений мы, омонимы. Использовать в речи «вежливые» слова. В царстве пред- Понятие об упо- Словесно-логическая Беседа; дидактичеложений треблении в речи Игровая ская игра; конструипредложений раз- Игра-конкурс рование и редактиных по цели выска- Групповая работа рование предложезывания: повество- Практическая работа ний, употребление вательных, вопроих с нужной интосительных, побудинацией; построение тельных. Роль восдиалога клицательных и невосклицательных предложений в речи. Нераспространенное предложение. Упражнение в распространении предложений. Работа с деформированными предложениями. Общение по телефону. Построение диалога. 12 5. Введение 6. Чистоговорки, скороговорки и тараторки 7. 8. 9. 2 класс Краткий обзор изу- Словесно-логическая чаемых тем во 2 Беседа классе. Повторение материала за 1 класс. Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям; повышение общего уровня мотивации к обучению, саморазвитию. Словесно-логическая Беседа; игры с реИнсценирование чевым сопровождеЗаучивание наизусть нием; проговариваИгротека ние скороговорок, чистоговорок и тараторок; умение отличать выразительную речь от невыразительной Знакомство с понятиями «чистоговорка», «скороговорка», «тараторка». Составление чистоговорок. Знание скороговорок, чистоговорок. Инсценировка скороговорок. Разучивание тараторок. К истокам слова Понятие о науке Словесно-логическая «этимология». Зна- Работа с толковым комство с этимоло- словарем гическими слова- Игровая рями. Появление Практическая работа современных Презентация названий месяцев, школьных принадлежностей, цветов (растительный мир), птиц и слов, обозначающих цветовую гамму. Пословицы, по- Понятия о пого- Словесно-логическая говорки, крыла- ворках и скорого- Игровая тые выражения ворках, крылатых Викторина выражениях. Работа со словарями, справочниками и другими литературными источниками. 3 класс Введение Краткий экскурс Словесно-логическая изучаемых тем в 3 Беседа классе. Повторение материала за 2 класс. 13 Беседа; игры с речевым сопровождением; установление взаимосвязей; составление предложений. Беседа; игры с пословицами и поговорками; составление ребусов; работа с литературными примерами из произведений русских писателей. Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям; повышение об- 10. Изучаем кроссворд 11. Поговорим о загадках 12. Шаги в науку 13. Введение щего уровня мотивации к обучению, саморазвитию. Словесно-логическая Беседа; составление Подбор языкового кроссвордов с устаматериала новленными правиКоллективная твор- лами. ческая работа Презентация Знакомство с кроссвордом. Виды кроссворда. Разгадывание кроссворда. Алгоритм составления кроссворда. Понятия «вертикаль», «горизонталь». Шифр слов, понятие «термин». Понятие «сетка» кроссворда. Правильное оформление кроссворда Что называют за- Словесно-логическая гадкой. Виды зага- Работа в парах док. Технология Подбор языкового составления загад- материала ки по Нестеренко Практическая творА.А. Модель загад- ческая работа ки 1: «Какой? Что Презентация бывает таким же?». Модель загадки 2: «Что делает? Что(кто) делает так же?». Модель загадки 3: «На что похоже? Чем отличается?». Что такое сообще- Словесно-логическая ние, выступление, Доклад доклад. Сходство и Работа с литературразличие между ными источниками ними. Выбор темы Презентация сообщения, доклада. Литературные источники. Оформление сообщения, доклада. Редактирование текста. 4 класс Краткий экскурс Словесно-логическая изучаемых тем в 4 Беседа классе. Повторение материала за 3 класс. 14 Беседа; игры с речевым сопровождением; составление загадок с учетом полученных знаний. Беседа; сообщение устное и письменное; письмо и оформление доклада; редактирование текста Стимулирование любознательности, исследовательского интереса обучающихся к конкретным ситуациям, явлениям; повышение об- щего уровня мотивации к обучению, саморазвитию. 14. Встречи с фраЗнакомство с фра- Словесно-логическая Беседа; игры с резеологизмами зеологизмом. Фра- Работа в группах чевым сопровождезеологический обо- Игра-конкурс нием; анализ фрарот. Взаимосвязь Практическая работа зеологических обофразеологизмов с Презентация ротов, отражение их народными обычав действительности. ями. Чтение и анализ литературных произведений, связь с фразеологическими оборотами. 15. Русский народ – Понятие о лексике. Словесно-логическая Беседа; ориентироноситель языка Различие историзРабота в группах вание в мире слов, мов и архаизмов. Работа с литератур- их отличительные Современная лекными источниками особенности. сика. Заимствован- Презентация ные и иностранные слова. 16. Юные исследо- Кого называют по- Словесно-логическая Беседа; обмен инватели лиглотом. Универ- Работа с литератур- формацией; сообсальный язык – эс- ными источниками щения; обсуждение перанто. Правила Работа в инициатив- проблемных вопропереноса слов. Роль ных группах сов. ударения в слове. Конференция Инициативная группа. Проектная работа. Проблема исследования. Предмет исследования. Гипотеза исследования. Методы исследования. Понятие об учебном, проблемном и основополагающем вопросах . Формы проектной деятельности. Продукты проектной деятельности. Исследовательская деятельность. Отличие исследовательской деятельности от проектной работы. 15 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Методическая литература 1. Методическое пособие для 1-4 классов. Занимательный русский язык. Мищенкова Л.В. М.: Издательство РОСТ, 2013г. 2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995г. 3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991г 4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. АРГО, 1996г 5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.: АСТ, 1996г. 6. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Сам Вен, 1997г. Технические средства обучения: 1. Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением. 2. Экспозиционный экран. 3. Мультимедийный проектор. Информационные ресурсы 1. Справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка. [Электронный ресурс]Режим доступа: http://gramota.ru/class/coach/ (дата обращения: 11.05.2020) 2. Почитай-ка - детский сказочный журнал. Сказки, великие сказочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов. [Электронный ресурс]-Режим доступа:/ http:// cofe.ru/read-ka/ (дата обращения: 11.05.2020) 3. Журнал Познайка. Детский игровой журнал. Конкурсы, игры и прочее. Здесь можно найти стихи и песни для детей. [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.posnayko.com/index.htm (дата обращения: 11.05.2020) 4. Комплекс методических разработок Занимательный русский для 1 – 4 классов [Электронный ресурс] - Режим доступа:/ https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/kompleks_metodicheskikh_razrabotok_ po_ vd_zanimatelnyj_russkij_dlja_3_4_klassov/457-1-0-54605 (дата обращения: 11.05.2020) 16 5. Детская библиотека: тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы. [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://gostei.ru/ (дата обращения: 11.05.2020) 17