Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Михаила Михайловича Куюкова» УТВЕРЖДАЮ: директор К.П. Тимофеев _____________________ (ФИО, подпись) Рабочая программа внеурочной деятельности Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 1-4 КЛАССЫ Мысковский городской округ, 2024 1. Пояснительная записка Согласно требованиям ФГОС НОО учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные. Данная программа ориентирована на решение практических задач исследовательского и проектного обучения в образовательной практике современной начальной школы. В основе курса лежит системно - деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям: реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания; воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества; признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения. Цель: создание условий для выявления наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей через организацию исследовательской деятельности. Задачи: познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; прививать интерес к исследовательской деятельности, формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска. Принципы обучения Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации. Уважение личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении. Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения. Место курса в плане внеурочной деятельности Программа рассчитана на обучающихся 1-4 класса. Количество часов в неделю – 2 час, всего –1 кл. -66 часов, 2-4 классы68 часов. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках, на различных объектах города (парки, скверы, улицы и пр.). Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, реализацию проектов и т.д., предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Основные виды деятельности и формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспрессисследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация. Формы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новому содержанию и новым способам познания; ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности; морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. 3.Содержание программы Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы: подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска; подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов; подпрограмма «Мониторинг исследовательской деятельности учащихся». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Общая характеристика содержания подпрограмм Подпрограмма «Тренинг исследовательских способностей» В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу. Тема «Наблюдение и экспериментирование» Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Тема «Методы исследования» Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания – использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Тема «Наблюдение и наблюдательность» Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности. Тема «Совершенствование техники экспериментирования» Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов». Тема «Интуиция и создание гипотез» Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Тема «Правильное мышление и логика» Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. Тема «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов. Тема «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Тема «Семинар «Как подготовиться к защите» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т. п. Подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика» Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребёнка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Тема «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе). Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Каждый ребенок должен иметь тетрадь «Я – исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Тема «Коллективная игра - исследование» Методика проведения коллективных игр - исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий. Тема «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований» Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Подпрограмма «Мониторинг исследовательской деятельности учащихся» Эта часть программы меньше других по объёму, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения. Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. Тема «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Тема «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам. 4. Тематическое планирование 1 класс (66 часа) № п/п Тема Кол-во часов 1-2 Что такое исследование? 2 3-6 Как задавать вопросы? 4 7-10 Как выбрать тему исследования? 4 11-12 Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») Наблюдение как способ выявления проблем. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы) 2 4 39-42 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей Обоснованный выбор способа выполнения задания 43-46 Составление аннотации к прочитанной книге, картотек 4 47-50 Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? 4 51-54 Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике Выставки творческих работ – средство стимулирования 4 13-16 17-20 21-24 25-28 29-32 33-36 37-38 55-58 59-62 4 4 4 4 4 2 4 4 4 63-66 проектной деятельности детей. Анализ исследовательской деятельности. 4 Итого: 66 часов 2 класс (68 часа) № п/п Тема Кол-во часов 1-2 Что можно исследовать? Формулирование темы. 2 3-6 Как задавать вопросы? Банк идей. 4 7-10 Тема, предмет, объект исследования. 4 11-14 Цели и задачи исследования. 4 15-18 Учимся выделять гипотезы. 4 19-26 Организация исследования. (Практическое занятие.) 8 27-34 Наблюдение и наблюдательность. 8 Наблюдение как способ выявления проблем. 35-38 Коллекционирование. 39-40 Экспресс-исследование люди» 41-44 Сообщение о своих коллекциях. 4 45-46 Что такое эксперимент. 2 47-48 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях 2 49-54 Сбор материала для исследования. 6 55-58 Обобщение полученных данных. 4 59-60 Как подготовить результат исследования. 2 4 «Какие коллекции собирают 2 61-62 Как подготовить сообщение. 2 63-64 Подготовка к защите. (практическое занятие.) 2 65-66 Индивидуальная консультация. 2 67-68 Подведение итогов. Защита. 2 Итого: 68 часов 3 класс (68 часов) № п/п 1-2 Тема Проект? Проект! Кол-во часов 2 Научные исследования и наша жизнь. 3-6 Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. 4 7-8 Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) 2 9-12 Какими могут быть проекты? 4 13-16 Формулирование цели, задач исследования, гипотез. 4 17-20 Планирование работы. 4 21-26 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. 6 27-30 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. 4 31-34 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 4 35-40 Анализ прочитанной литературы. 6 41-44 Исследование объектов. 4 45-48 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. 4 49-52 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. 4 53-54 Как сделать сообщение о результатах исследования 2 55-58 Оформление работы. 4 59-62 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 4 63 Мини конференция по итогам собственных исследований 1 64-68 Анализ исследовательской деятельности. 4 Итого:68 часов 4 класс (68 часа) № Тема Кол-во часов 1-2 Знания, умения и навыки, исследовательской работе. 3-6 Культура мышления. 4 7-10 Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. 4 11-14 Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. 4 15-18 Целеполагание, гипотез. 4 19-22 Предмет и объект исследования. актуализация необходимые проблемы, в выдвижение 2 4 23-24 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. 2 25-28 Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. 4 29-32 Наблюдение и экспериментирование. 4 33-36 Техника экспериментирования 4 37-40 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. 4 41-44 Правильное мышление и логика. 4 45-48 Что такое парадоксы 4 49-54 Обработка и анализ всех полученных данных. 6 55-60 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 6 61-62 Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. 2 63-64 Защита исследования перед одноклассниками. 2 65-66 Выступление на школьной НПК. 2 67-68 Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 2 Итого: 68 часов