РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир музыки» (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) Мыски 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Программа курса внеурочной деятельности «Ми музыки» (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Занятия «Мир музыки» в общеобразовательных организациях осуществляются в рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность углублённого изучения предметной области «Музыка». Среди различных видов музицирования - пение стоит на первом месте, как наиболее доступная и массовая форма музыкальноисполнительской деятельности. «Мир музык»» является органичным дополнением уроков предмета «Музыка», включённого в обязательную часть учебного плана начального общего образования (1—4 кл. Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Музыка», учитывает практический опыт образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую и экспериментальную работу по данному направлению эстетического воспитания. Программа «Мир музыки» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начального образования в 1—4 классах. Занятия проводятся преимущественно после основных уроков. Частота и регулярность занятий — по 1-1 раз в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность. ТИПЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ. По форме проведения занятия подразделяются на два типа: 1) индивидуальное и/или мелкогрупповое прослушивание/занятие • при наборе;; • для периодической оценки индивидуального темпа развития вокально-хоровых навыков обучающихся; • для работы с неточно интонирующими обучающимися («гудошниками»); • для работы с солистами, одарёнными обучающимися 2) концертное выступление. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ программы внеурочной деятельности «Мир музыки» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС НОО и ООО, Примерных программ по музыке НОО и ООО, являются их логическим продолжением. Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность пение в группе. Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Музыка » в целом, и музыкального искусства в частности: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни; 3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию. Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно: приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни; —развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся; —формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений; —воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры; —расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов; —понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.; —формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат; —гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир; —улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся; —создание в образовательном учреждении творческой культурной среды; —получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, и города. Содержание курса внеурочной деятельности «Мир музыки» Основным содержанием обучения и воспитания по программе «Мир музыки» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживаниявпевания каждой интонации». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Содержание внеурочных занятий по «Мир музыки» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка». модуль № 1 «Шумовые и музыкальные звуки» модуль №2«Разбудим голосок» модуль №3 «Развитие голоса» модуль №4 «Музыка вокруг тебя» модуль №5 «Композиторы - детям» модуль №6 «Музыкальная грамота» модуль №7«Музыкальные инструменты» модуль №8 «Фольклор» модуль №9 «Творчество» модуль №10 «Радуга талантов» Изучение программы мир музыки» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 33 часов (не менее 1 часа в неделю), во 2 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю), во 3 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю), в 4 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ «Шумовые и музыкальные звуки» На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охраной голоса, проводится инструктаж для учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра. «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах. Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры. «Разбудим голосок» Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение. «Развитие голоса» В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение. «Музыка вокруг тебя» Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях. Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов. «Композиторы - детям» Раздел призван формировать представления о том, что композиторы пишут музыку как для взрослых, так и для детей. У школьников развиваются исполнительские умения во всех видах музыкальной деятельности – пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах; умение определять характер музыки и высказываться о ее звучании; закреплять знание произведений, имена композиторов, названия музыкальных инструментов. Раздел не только развивает эмоциональный отклик на музыку, но и музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, тембровый), чувство ритма; образно, художественное мышление и воображение. У детей воспитывается чувство уважения к музыкальной культуре своего народа и народов других стран, личностные качества (эмпатию, рефлексию), чувство коллективизма, ответственности за выполнение общего дела. Формы – беседа, прослушивание произведений композиторов, групповые игры. «Музыкальная грамота» Для того чтобы заниматься музыкой — петь, играть на каком-либо инструменте, импровизировать, сочинять, нужно знать законы музыкального языка. Задача музыкальной грамоты — знакомство с основными элементами музыкального языка. Теоретические знания, получаемые обучающимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Обучающиеся приобретут следующие знания, умения и навыки: наличие первичных знаний о музыкальных жанрах; знания простой музыкальной терминологии; знания основ музыкальной грамоты; знания основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве. Формы – беседа, сольное и хоровое пение, творческие игры. «Музыкальные инструменты» Раздел поможет сформировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов. Учащиеся научатся сравнивать, использовать имеющие сведения, для получения новых знаний, что разовьёт их мыслительную деятельность, интерес к слушанию музыки. Дети научатся выделить основные группы музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные, ударные); классифицировать их по группам. Познакомятся с изображением различных инструментов, углубят знания детей о происхождении инструментов, научатся узнавать их по звучанию. Формы – беседа, групповая деятельность, творческие игры. «Фольклор» Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра». Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен. «Творчество» В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Формы – творческие игры, конкурсы. «Радуга талантов» «Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкальнотеатрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Формы – творческий отчёт, концертная деятельность. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Специфика эстетического содержания внеурочной деятельности «Мир музыки» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Базовые логические действия: - сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.); - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты предложенному учителем алгоритму; (акустические самостоятельно информации. таблицы создавать схемы, для и нотные) по представления 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. Вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; в проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»: с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. Учебно-тематический план обучения № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Темы занятий 1 класс Звуки окружающего мира Разбудим голосок Музыкальная грамота Музыкальные инструменты Музыка вокруг тебя Фольклор Творчество Радуга талантов Общее количе ство часов 8 3 4 2 7 5 2 2 Часы Часы теоретич практиче еских ских занятий занятий 3 1 1 1 3 2 1 5 2 3 1 4 3 1 2 Итого 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2 класс Шумовые и музыкальные звуки Музыкальные инструменты Музыкальные жанры Звучащий мой голос Музыка и ты Ансамбль Творчество Радуга талантов Итого 3 класс Звуки, живущие в единстве Развитие и охрана голоса Я красиво петь могу Композиторы – детям. Мир музыки Тайны инструментов Творчество Радуга талантов Итого 4 класс Мир волшебных звуков Развитие и охрана голоса Звучит, поёт моя душа Пусть музыка звучит Три оркестра Творчество Радуга талантов Итого 33 12 21 3 3 6 6 5 6 3 2 34 1 3 4 2 3 2 2 4 2 9 5 4 4 4 2 34 5 3 6 8 5 3 4 34 2 4 2 4 3 2 19 15 2 1 2 5 2 1 2 1 7 2 3 4 2 21 13 1 4 3 5 5 3 3 4 27 1 3 2 7 Календарно-тематическое планирование работы 1 класс Nп/п 1 2 3 Тема занятия Форма занятия Тема: «Звуки окружающего мира» Вводное занятие. Музыкальная Групповая игра игра «Звуки вокруг нас» Знакомство с шумовыми Групповая игра инструментами «Деревянные звуки». Ритмические Групповая и Кол-во часов 1 1 1 Дата игры и упражнения. 4 5 6 7 8 9 10 11 индивидуальная игра «Стеклянные звуки». Ритмические Групповая и игры и упражнения. индивидуальная игра «Металлические звуки». Групповая и Ритмические игры и упражнения. индивидуальная игра «Шуршащие звуки». Групповая игра «Звуки природы» Групповая и индивидуальная работа Музыкальная сказка «Звуки Групповая игра музыки». Тема: «Разбудим голосок». Распевание. В гости к Осени. Групповая игра «Вокальная гимнастика» С Вокальнопесенкой по лесенке. хоровые и дыхательные упражнения Упражнение на развитие дыхания. Парная и Музыкальный урок ведёт индивидуальная Колобок. деятельность Тема: «Музыкальная грамота» 12 Семь нот. Вокально-хоровая работа 1314 «Волшебные нотки» В королевстве скрипичного ключа 15 «Музыкальные бусы» Волшебный мир музыки. Тема: «Музыкальные инструменты» Музыкальные загадки. Групповая игра Ударные инструменты. Групповое и индивидуальное занятие Тема: «Музыка вокруг тебя» В гости к музыке. Групповая «Я хочу услышать музыку» Работа в ансамбле «Музыка осени» Групповое и индивидуальное 16 17 18 19 20 Сольная и хоровая деятельность Вокальнохоровая деятельность Групповая игра 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 занятие 21 22 23 24 25 26 2728 29 30 31 32 33 «Музыка зимы» Групповое и индивидуальное занятие «Музыка весны» Групповое и индивидуальное занятие «Музыка лета» Групповое и индивидуальное занятие Конкурс «Музыка природы» Музыкальная игра Тема: «Фольклор» Жанры русских народных песен. Хоровая деятельность Колыбельные песни. Групповое и индивидуальное занятие Музыкальные народные игры Групповая игра (занятие на улице) Работа в парах. Сочинение Парная частушек. деятельность. Тема: «Творчество» Музыкально-театрализованная Групповая и импровизация. индивидуальная работа «Детский оркестр». Игра на Групповая и музыкальных инструментах индивидуальная работа Тема: «Радуга талантов» Генеральная репетиция концерта Актовый зал Отчетный концерт «Радуга Актовый зал талантов» 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 класс Nп/п 1 Тема занятия Форма занятия Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная Групповая игра Кол-во часов 1 Дата 2 3 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 1415 1617 18 19 игра «Угадай мелодию» Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах. Групповая и индивидуальная игра Групповая игра «Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка. Тема: «Музыкальные инструменты» Путешествие в мир знакомой Групповое и музыки. индивидуальное занятие Струнные музыкальные Групповая инструменты. деятельность Русские народные инструменты. Групповая деятельность Тема: «Музыкальные жанры» Три кита в музыке. Групповая Путешествие по первичным Групповая музыкальным жанрам. Групповое и Куда ведут нас три кита? индивидуальное занятие Музыкальный жанр – марш. Групповое и индивидуальное занятие Музыкальный жанр – танец. Групповое и индивидуальное занятие Музыкальный жанр – песня. Групповое и индивидуальное занятие Тема: «Звучащий мой голос» «Вокальная гимнастика» Звуки и Сольная и краски осени в жанре песни. хоровая деятельность Упражнение на развитие дыхания. Занятие в классе Разучивание детских песен. Песни В.Шаинского Групповое и индивидуальное занятие «В мой порт зашёл кораблик» Групповая игра Тема: «Музыка и ты». В гостях у Волшебницы Музыки. Групповая игра 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 20 21 22 23 24 25 2627 28 29 30 3132 33 34 Nп/п 1 2 3 4 Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» Снежная сказка. Групповая игра Групповая деятельность «Я хочу услышать музыку» Работа в ансамбле Концерт для родителей Актовый зал. Тема: «Ансамбль» Путешествие в волшебную страну Групповая игра фольклора Русские народные песни и Хоровая и инструменты исполнительская деятельность Ансамбль русских народных Групповая игра инструментов Презентация «Тайны народного Просмотр оркестра» презентации Царит гармония оркестра. Групповое и индивидуальное занятие Тема: «Творчество» «Я маленький композитор». Работа в парах Игра на музыкальных инструментах Музыкальные игры русского Групповая игра народа (на свежем воздухе, в зале) Тема: «Радуга талантов» Генеральная репетиция концерта Актовый зал. Концерт «Радуга талантов» Актовый зал. 3 класс Тема занятия Форма занятия Тема: «Звуки, живущие в единстве» Вводное занятие. Музыкальная Групповая игра игра «Проще простого» «Звукоряд» В мире музыки. Групповая и индивидуальная игра «Волшебные нотки» Групповая игра Добро пожаловать в страну Групповая и музыкальных звуков. индивидуальная деятельность. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 Дата Тема: «Развитие и охрана голоса» 5 «Вокальная гимнастика». ВокальноПредставление о разговорной и хоровые и музыкальной речи. дыхательные упражнения 6 Упражнение на развитие дыхания. Парная и Музыкальное путешествие. индивидуальная деятельность. Тема: «Я красиво петь могу» 7 Вокально-хоровая работа. Сольная и Здравствуй, зимушка-зима. хоровая деятельность 8 Разучивание детских песен. Занятие в классе Здравствуй, праздник новогодний! 9-10 Работа над музыкальноГрупповое и театрализованной сказкой индивидуальное занятие 11 Сказка будет впереди. Групповое и индивидуальное занятие 12 Мама в доме, что солнышко на Групповое и небе. индивидуальное занятие 13 Природа просыпается. Сольная и хоровая деятельность 14 Мы будем помнить про войну. Сольная и хоровая деятельность 15 Нет милей и краше Родины нашей. Групповое и индивидуальное занятие Тема: «Композиторы - детям» 16 П.И.Чайковский. Групповое и индивидуальное занятие 17- Детский альбом Чайковского. Групповое и 18 индивидуальное занятие 19- Времена года Чайковского Групповое и 20 индивидуальное занятие Тема: «Мир музыки» 21 Как и когда возникла музыка. Групповое и 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 22 23 24 25 2627 28 29 30 31 32 33 34 индивидуальное занятие Ритм. Групповое и индивидуальное занятие Музыкальные превращения. Музыкальная игра Музыка открывает мир. Групповое и индивидуальное занятие Тема: «Тайны инструментов» Музыкальные инструменты – Исполнительска ложки. я деятельность Игра на музыкальных Групповая игра инструментах Инструменты симфонического Просмотр оркестра презентации Тема: «Творчество» Игра на музыкальных Работа в парах инструментах Веселый праздник Масленица. Групповая игра Викторина Знатоки мультфильмов Групповая игра 1 1 1 1 2 1 1 1 1 Кроссворды, ребусы «Знаете ли Групповая и вы музыку?» парная игра Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта Актовый зал Концерт «Радуга талантов» 2 1 3 Календарно-тематическое планирование работы на четвёртом году обучения Nп/п 1 2 3 Тема занятия Форма занятия Тема: «Мир волшебных звуков» Вводное занятие. Музыкальная Групповая игра игра Здравствуй, музыка Музыка осени Групповое и индивидуальное занятие Музыка открывает мир. Групповое и индивидуальное Кол-во часов 1 1 Дата 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 занятие Музыкальный фонарик. Групповая игра Осенняя пора в музыке Групповая и композиторов. индивидуальная деятельность. Тема: «Развитие и охрана голоса» Распевание. Знакомство со Групповое и строением голосового аппарата индивидуальное занятие «Вокальная гимнастика» Песни Вокальнорусские поём хоровые и дыхательные упражнения Упражнение на развитие Парная и дыхания. В ритме дождя индивидуальная деятельность. Тема: «Звучит, поёт моя душа» Вокально-хоровая работа. Песни Сольная и про осень. хоровая деятельность Песни о школе и учителях. Занятие в классе Разучивание детских песен о Групповое и маме. индивидуальное занятие Новогодняя мозаика Групповое и индивидуальное занятие Музыка весны Сольная деятельность Нас много на шаре земном. Групповое и индивидуальное занятие Тема: «Пусть музыка звучит» Путешествие по океану музыки. Групповая Музыкальный квест. Групповая игра По разным странам. Групповое и индивидуальное занятие Наполним музыкой сердца Групповое и индивидуальное занятие Музыка моего народа Работа в ансамбле Поле чудес. Музыкальная игра 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Музыкальный экспресс. Групповая игра Концерт для родителей Актовый зал Тема: «Три оркестра» Дидактическая игра Групповая игра Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр Групповое и индивидуальное занятие Народный оркестр Групповое и индивидуальное занятие Эстрадный оркестр Групповое и индивидуальное занятие Презентация «Тайны трёх Просмотр оркестров» презентации Тема: «Творчество» Кроссворды, ребусы «Знаете ли Работа в парах вы музыку?» Рождественские колядки. Групповая Викторина «Знатоки музыки». Групповая игра Тема: «Радуга талантов» Концерт к 8 марта Актовый зал Песни к 9 Мая Актовый зал Репетиция концерта Актовый зал Концерт «Радуга талантов» Актовый зал 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1