Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Михаила Михайловича Куюкова» УТВЕРЖДАЮ: директор К.П. Тимофеев _____________________ (ФИО, подпись) Рабочая программа внеурочной деятельности МОЯ РОДИНА - КУЗБАСС 1-4 КЛАССЫ Мысковский городской округ, 2024 1. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 1. Содержание курса внеурочной деятельности «Моя Родина - Кузбасс» Мы живѐм в Кузбассе. Кузнецкая земля в древности. Народы и государства. Как наш край стал частью России. Под государевой рукой. Революция и новые времена в Кузнецком крае.Великая война Образование Кемеровской области Символика Кемеровской области. Известные люди Кузбасса. Культурное наследие Кузбасса. Родной край – частица России. Формы организации занятий: Встреча, беседа, лекция, практикум, экскурсия, презентация, анкетирование, фестиваль, организационно-деятельностные игры и др. Виды деятельности: Познавательная, трудовая, игровая деятельность, ценностное общение, социальное творчество и др. 3 проблемно – 2. Содержание курса внеурочной деятельности «Моя Родина-Кузбасс» с указанием форм организации и видом деятельности: 1класс № п/п Название раздела программы 1 Моя семья (11ч) 2 Моя школа (4ч) 3 Мой город (6ч) 4 История Кузбасса (5ч) Содержание курса Форма организации учебных занятий и основные виды деятельности учащихся Я и мое имя Беседа «Тайна имени». Творческая работа «Мое имя». Кто живет в моем доме? Выставка фотографий, коллаж, презентация Древо семьи. Фронтальная беседа. Презентация деревьев. Родительская гостиная « Моя семья». Мама, папа, я – Анкетирование. рукодельная семья. Рассказ о творчестве семьи. Выставка и презентация семейного творчества. Моя школа – мой дом. Рассказ – экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Моя школа будущего. Проект(организация, сбор информации, подготовка и презентация). Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, чтобы изменил. Мой район. Беседа. Творческая работа «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет) Беседа по содержанию. Проект «Моя улица» (сбор информации, фотографий, оформление проекта) Презентация проектов «Моя улица». Дать представления об истории названия улиц района. почетные Беседа о людях, прославивших город. Знаменитые и жители города. «След» моей семьи в истории города. История возникновения Кемеровской области Символика Кемеровской области Фотовыставка семейных фотографий. Сформировать представление об истории возникновения Кемеровской области. Беседа о символах Кемеровской области. Практическая работа: раскрашивание герба 4 Кемеровской области. Работа в парах. жители нашей Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей области. Познакомить с национальным составом населения Кузбасса. Костюм коренных жителей. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашей области?» Шорцы. Кто они? Жилище и быт шорцев. Изготовление защитного амулета. Профессии жителей Беседа по теме. Кемеровской области. Экскурсии на предприятия города. Коренные области 5 Природа родного края (4ч) Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений Беседа: создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. мир. Беседа: животные, обитающие на территории мир Кемеровской области. области. Практическая работа: игра «Крестики-нолики» животного Животный Животный Кемеровской Разнообразие мира Природные богатства Водоемы. Кемеровской области. Полезные ископаемые. 6 Мыски в годы ВОВ (2ч) История появления Экскурсия . Возложение цветов к вечному огню. «Памятников героям военных действий» След войны в моей семье. Проект «Перелистывая страницы истории» (сбор необходимой информации, фотографий, писем с фронта). 7 Итоговый тест (1ч) 2 класс Форма организации учебных занятий и основные виды деятельности учащихся № п/п Название раздела программы Содержание курса 1 Моя семья (5ч) Фамилии. Праздник урожая (осенины). Семейные династии. 2 Наш город (11ч) Из истории города Проект «Моя фамилия». Конкурсная программа. Выставка урожая. Беседа «Трудовые династии». Творческая работа «Семейные династии нашего класса». образования Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Мыски». Работа в парах: составление вопросов по содержанию. Главные исторические и культурные памятники Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил 5 памятник?» Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города». Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего города. Рассматривание и обсуждение. Знакомство с районами Создание целостного представления о города. Район, в котором расположении районов города, улиц и площадей. я живу Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов. Достопримечательности нашего города Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей) Знакомство с крупными предприятиями области, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей. Игра – викторина 3 Наша область (10ч) Практическая работа: Викторина «Почемучек» (приложение 2) Кемерово столица Фронтальная беседа: продолжить знакомство и Кузбасса. углубить знания учащихся об истории города, в котором живут. Народы Кузбасса. Фронтальная беседа. Национальный состав Практическая работа: рисование элементов Кемеровской области национального костюма одежды. Экскурсия в музей «Национальный костюм». Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества Города Кузбасса. История возникновения городов Михайло Волков – первооткрыватель Земли Кузнецкой Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр, песен, обычаи. Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Беседа по содержанию. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма «Кемерово. Борьба за мечту». Работа в парах: вопросы по содержанию. Познакомить со знаменитыми людьми Кузбасса. (Желательно пригласить на занятие) Поэты, писатели Кузбасса (участие обучающихся в классной конференции) Художники нашего края Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Кузбасса. 4 Природа нашего края (4ч) Уникальность гор Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Кемеровской области Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности гор 6 5 Мыски в годы ВОВ (2ч) 6 Резервные занятия (2ч) № п/п Название раздела программы 1 Наш город (7ч) Кемеровской области. Каменная сказка. Экскурсия в геологический музей. Полезные ископаемые Игра «Цветик - Игра «Цветик - семицветик» семицветик» Броневой щит Родины. Беседа. Герои нашей школы Мыски в годы ВОВ. Экскурсия в сквер. Проект «Город Беседа по содержанию. Индивидуальная будущего». поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) Выставки и защита Определениепроблемыивыбортемы проекта «Город собственного исследования. будущего». Итоговый тест Содержание курса Появление нашего города Истории названий улиц и площадей города Храмы и церкви нашего города Экскурсия. Храмы и церкви нашего города Просмотр и обсуждение документального фильма о нашем городе (фрагментально) Брейн - ринг «Мой город» «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города» 2 Наша область (14ч) Кузнецкая Земля в древности История создания и исследования Земли Кузнецкой 3класс Форма организации учебных занятий и основные виды деятельности учащихся Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении нашего города Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города) Беседа по содержанию. Работа в группах. Практическая работа: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма Работа в парах: вопросы по содержанию. Практическая работа: Брейн - ринг «Мой город» Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции) Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Кузнецкой Земле в прошлом. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. 7 Рельеф. Знакомство с рельефом Кемеровской области Рельеф. Особенности рельефа Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми Кузбасса Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве. Угольная, химическая, металлургическая пищевая промышленность Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные шахтерские предприятия нашей области. Значения для области и страны Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области Водные ресурсы. Характеристика основны х водных объектов Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений тайги и лесов Растительность. Мир растений лесостепи Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа Горной Шории. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых. Беседа по содержанию. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение Проблемы и выбор темы собственного исследования Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы. Практическая работа: Тест «Реки, озера нашей области». Работа в группах: дать характеристику о водных объектах. Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион» Формирование представлений об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга. Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. Животный мир. Фронтальная беседа. Практическая работа: Распространенные и причины сокращения численности редких редкие животные нашей организмов, необходимые меры охраны. Работа в фауны группах. Самое интересное о Беседа по содержанию. Практическая работа: 8 природе области 3 4 Кемеровской Конкурс «Самое интересное о природе Кемеровской области» (Приложение № 11) Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах Путешест Палеонтологические Беседа по содержанию. Практическая работа: вие вглубь находки на территории создание иллюстративного текста (лист, веков Кемеровской области электронная презентация) на тему: « (7ч) Палеонтологические находки на территории Кемеровской области» Рисунки в пещерах, на Беседа по содержанию. Практическая скалах деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах. Коренные жители Беседа по содержанию. Практическая работа: кочевые племена. Род найти и показать на карте первые кочевые Щегловых, появление племена. Щегловской заимки, село Щеглово Жилища народов, Индивидуальная работа по планированию и проживающих на проведению самостоятельных исследований. территории края Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов. Обрядовые праздники, Фронтальная беседа. Определение проблемы и национальная одежда, выбор темы собственного исследования. предметы быта коренных жителей Кузбасса Кузбассов Михайло Волков и Беседа по содержанию. Практическая работа: цы в годы Леонид Соколовский собрать и оформить информацию (текст, набор ВОВ первые исследователи фотографий) о первые исследователи земли (5ч) земли Кузнецкой. Люди, Кузнецкой. основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие Кузбассовцы в годы Индивидуальная работа по планированию и Великой Отечественной проведению самостоятельных исследований. войны (на фронте и в Индивидуальная консультационная работа. тылу) Защита собственных исследовательских проектов. Экскурсия в музей Экскурсия. Беседа об увиденном, что Боевой славы запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация) на тему: «Кем из моих близких (предков) я горжусь» Дискуссия. Великая Отечественная Беседа по содержанию. Индивидуальная война в истории моего поисковая, групповая деятельность; работа, в края,(выступление группах, в парах (участие обучающихся в обучающихся на уроке классной конференции) города), (участие обучающихся в классной конференции) Защита проекта «Великая Определение и выбор темы собственного Отечественная война в исследования (обмен литературой, истории моей семьи» рассматривание, обсуждение) (участие обучающихся в Итоговый тест 9 классной конференции) 5 Итоговый тест (1ч) 4класс №п/ п Название раздела программы Содержание курса 1 Наш город (7ч) Этапы становления города Фронтальная беседа. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма О городе Мыски. Работа в парах: вопросы по содержанию. Путешествие в Беседа по содержанию. Индивидуальная средневековый город поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой. Районы города. Беседа по содержанию. Практическая работа: Социальный паспорт собрать и оформить информацию (текст, набор районов. фотографий) об одном из районов нашего Индивидуальность каждого города. района города Основные Индивидуальная работа по планированию и производственные проведению самостоятельных исследований. предприятия города. Индивидуальная консультационная работа. Заводы и фабрики города. Защита собственных исследовательских проектов. Достопримечательности в нашем городе Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий, презентация) Улицы, названные в честь великих людей и великих событий Памятные места нашего города. 2 Наша область (14ч) Форма организации учебных занятий и основные виды деятельности учащихся Границы Кемеровской области. Причины ее образования Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. Население Кемеровской области. Народности Кузбасса Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах названных в честь великих людей и великих событий (выступление обучающихся на уроке города) Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных местах нашего города. (работа в группах) Фронтальная беседа о причинах образования Кемеровской области. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой. Кроссворд «Кузбасс» Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой) Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?» Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских 10 проектов. История заселения и Практическая работа: найти и извлечь освоения Земли Кузнецкой. необходимую информацию об истории Памятники древности заселения и освоения Земли Кузнецкой, памятниках древности. Конкурс «Узнай город» Экскурсия в музей Экологии и Этнографии Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга Растительность. Растительный мир. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов 3 Мифы и легенды Кузбасса (6ч) Животный мир. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса Йети в Горной Шории: вымысел или реальность? Как легенды о кузбасском снежном человеке сказались на развитии культуры в нашем регионе Практическая работа: экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Дискуссия. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой, нахождение на физической карте Кемеровской области горные системы и равнинные территории. Работа с контурной картой. Найти отличие. Формирование представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов. Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте . Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой. Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику растительного мира степи, горной тундры и альпийского луга. Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса». Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику таежных, горно-таежных, степных и лесостепных животных. Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах. Фронтальная беседа Практическая работа: моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Работа со свежей прессой Обзор периодической печати по теме. Фронтальная беседа. Практическая работа: работа со свежей прессой. Дискуссия. 11 Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь Йети?») Мифы нашего края: НЛО в Осинниках, золото Колчака, Тайга – соприкосновение двух миров, Мертвая царевна в Тисульском селе Экскурсия в краеведческий музей 4 Люди нашего края (5ч) Знакомство с поэтами и писателями Кузбасса и их произведениями. Произведения для детей: Береснева, Шумилова, Фадеевой, Матвеева и др. Издания Союза писателей Кузбасса (выступление обучающихся на уроке города) Заслуженные и известные артисты Кемеровской области Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. 5 Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции) Резервные Круглый стол: «Что я бы занятия сделал для своей области, (2ч) если бы был губернатором» Итоговый тест Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме. Обзор периодической печати по теме. Защита проекта. Беседа по содержанию. Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края. Обзор периодической печати по теме. Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Создание иллюстративного текста (лист, презентация). Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презетация) на тему: «Поэты и писатели нашего края». Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных артистах Кемеровской области Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных и известных художниках Кемеровской области Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Трудовые династии» Тест «Люди земли Кузнецкой» Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских работ. 12 3.Тематическое планирование программы «Моя Родина-Кузбасс» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1 класс (33 часа) Название раздела Моя семья Моя школа Наш город История Кузбасса Природа родного края Новокузнецк в годы ВОВ Итоговый тест Количество часов 11 4 6 5 4 2 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 2 класс (34ч) Название раздела Моя семья Наш город Наша область Природа нашего края Новокузнецк в годы ВОВ Резервные занятия Количество часов 5 11 10 4 2 2 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 3 класс(34ч) Название раздела Наш город Наша область Путешествие вглубь веков Кузбассовцы в годы ВОВ Итоговый тест Количество часов 7 14 7 5 1 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 4 класс (34ч) Название раздела Наш город Наша область Мифы и легенды Кузбасса Люди нашего края Резервные занятия Количество часов 7 14 6 5 2 13