РП В мире книг 1-4 классы

Программа разработана коллективом учителей начальных классов:
Вальтер Е.В., Ермилова С.С., Ускорникова В.А., Наумова В.А.,
Григорьева С.Ю., Викторова Н.Г., Рукавишникова Н.В., Корнева С.А.,
Леонова А.В., Тотышева Е.А., Сергомасова О.В, Чепкасова Е.А.,
Полянина Н.А.

Рабочая программа составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ № 1 с учетом программ, включенных в ее
структуру

1

Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
2 форм
организации и видов деятельности
3 Тематическое планирование
1

2

3
5
16

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире книг»
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг » для учащихся 1- 4
классов разработана и составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности
под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг»,
автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред.
Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011) в условиях реализации ФГОС нового поколении. В
основу разработанной программы положены следующие документы:
- Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об Образовании в РФ»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
- ФГОС начального общего образования.
Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной
вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению
читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
При составлении рабочей программы учтены рекомендации иструктивнометодического письма «О преподавании в начальных классах в 2013-2014учебном году»
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России является ключевой задачей современной государственной политики Российской
Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной
сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от
принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и
следования им в личной и общественной жизни.
Программа разработана с учётом сложившихся традиций, особенностей, результатов,
концепции развития школы и направлена на реализацию конкретных задач, формирование
основных базовых ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства,
реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей
каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи
эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также
проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и
творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели кружка:
 Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к
чтению книг
 Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных
классов

3

Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных
учебныхумений.
Задачи:
- спообствовать формированию активного читателя, владеющего прочными
навыками чтения;
- формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к
творчествуписателей;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров
разнообразных посодержанию и тематике;
- обогащать нравственно–эстетический опыт ребенка.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения
позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и
обогащению читательскогоопыта младшего школьника. Программа способствует
овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными,
коммуникативными, регулятивными,
личностными) и читательскими умениями.
Программа внеурочной деятельности «В мире книг» рассчитана на 4 года
обучения, дляобучающихся 6,5-10 лет. Она построена таким образом, чтобы в
процессе воспитания ипривития интереса к чтению осуществлялось
комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую
сферы ребенка.
Занятия проводятся один раз в неделю. Каждое занятие направлено как на
формирование читательских умений и расширение читательского кругозора
ребенка, так и наформирование нравственных и патриотических качеств:
сострадание, сопереживание,
жалость, гордость за свою родину и пр. На занятиях предполагается практическая
работа сразными типами книг детскими периодическими и электронными
изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомятначинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и
эрудицию.
Программа «В мире книг» реализуется в общеобразовательном учреждении в
объеме 1 часа в неделю (продолжительность занятия 25 минут) во внеурочное
время в объеме 33часав год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4 класс.
Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для
воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу
своей страны и готового квосприятию культуры и литературы народов других
стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской
деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание,
воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий
поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать,
читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из
других изданий (справочных, энциклопедических).
4

В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомятначинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его
читательский опыт и эрудицию.
Методы:
а) наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдения
учащихся);б) словесные (беседа, объяснение, дискуссия);
в) практические (упражнения).
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих
условий:
1) избегать в стиле преподавания традиционности, будничности,
монотонности,отрыва от личного опыта ребенка;
2) не допускать переутомления и учебных перегрузок;
3) стимулировать
познавательные
интересы
многообразием
приемов (илл
4) специально обучать приемам умственной деятельности и учебной
работы,использовать проблемно-поисковые методы обучения;
5) использовать принцип межпредметности.
Педагогическая позиция:
а) сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
б) живое общение, содействие эмоциональному
пробуждению разума;в)
обеспечение речевых ситуаций,
речевой практики для учащихся;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
кружка.
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются
следующие предметные умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
 Осознавать значимость чтения для личного развития;
 Формировать потребность в систематическом чтении;
 Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное,поисковое);
 Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 Пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительнойинформации.
Регулятивные умения:
 Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
 Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;
 Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
 Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппаратакниги;
 Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
 Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
 Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
5

аргументировать свою точку зрения;
 Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическуюпозицию;
 Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
в) практические (упражнения).
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих
условий:
6) избегать в стиле преподавания традиционности, будничности,
монотонности,отрыва от личного опыта ребенка;
7) не допускать переутомления и учебных перегрузок;
8) стимулировать
познавательные
интересы
многообразием
9) приемов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками,
занимательными упражнениями);
10) специально обучать приемам умственной деятельности и учебной
работы,использовать проблемно-поисковые методы обучения;
11) использовать принцип межпредметности.
Педагогическая позиция:
а) сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
б) живое общение, содействие эмоциональному
пробуждению разума;в)
обеспечение речевых ситуаций,
речевой практики для учащихся;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
кружка.
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются
следующие предметные умения, соответствующие требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
 Осознавать значимость чтения для личного развития;
 Формировать потребность в систематическом чтении;
 Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное,поисковое);
 Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
 Пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительнойинформации.
Регулятивные умения:
 Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
 Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;
 Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
 Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппаратакниги;
 Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
 Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
6

 Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
 Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
 Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическуюпозицию;
 Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома

7

2. Содержание курса внеурочной деятельности «В мире книг» с указанием форм
организации и видом деятельности
№
п\п
1

Название
раздела
Знакомство

2

Здравствуй,
книга

3

Книги о
Родине и
родной
природе

4

Писатели
детям

5

Народная
мудрость.

Содержание раздела
Знакомство

1 класс
Форма организации
Диалог
Наблюдения

Виды деятельности

Знакомство с книгой и её
элементами (обложка, титульный лист, содержание). Составление правил
пользования книгой.
Учебные книги перво- Наблюдения
Игра «Что в твоём рюкзаклассника. Правила ра- Игровые ситу- ке живёт?». Книгаботы с книгой. Художеации
произведение (большественные книги. БольБеседа
форматная, в типовом
шеформатная книга в
оформлении). Обложка
типовом
оформлении
книги: информация о кни(книга-произведение).
ге (название книги), иллюстрация (определение
темы и жанра). Классификация книг по темам и
жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека,
классная библиотека,
школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Экскурсия в школьную Наблюдения
Читальный зал: культура
библиотеку.
Правила Игровые ситу- самостоятельной работы с
поведения в библиотеке.
ации
выбранной книгой
(расКниги о Родине и при- Практическая сматривание, чтение или
роде.
работа
слушание). Слушать и чиБеседа
тать на основе поставленРабота с худо- ной цели и задачи. Прожественной и водить групповые и самонаучностоятельные наблюдения.
познавательной Объяснить выбор послолитературой
вицы к разделу. Оценивать конкретные примеры
ситуации в природе.
Элементы книги. КнигаПрактические Слушание и рассматривапроизведение и книгаработы
ние одной из детских
сборник.
Книги- Игровые ситу- книг. Художникисборники
писателейации
иллюстраторы детских
классиков о детях. КниРабота с хукниг. Инсценирование
ги современных писатедожественной картин-эпизодов из вылей о детях.
и научнобранной книги.
познавательной
литературой
Потешки, шутки и счи- Работа с худо- Игры «Посчитайся», «Отталки. Книги-сборники
жественной и гадай загадку». Творче-

8

Книгисборники

6

По страницам
книг В.
Сутеева

7

Сказки
народов
мира

8

Книги русских писателей сказочников

9

Детские
писатели

10

Сказки зарубежных
писателей

«Весёлые
потешки»,
«Скороговорки и считалки». Загадки о животных. Игра «Загадай
загадку».
Творческая
работа.
По страницам книг В.
Сутеева (книгисборники, книгипроизведения). В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. Литературная игра «По
страницам сказок В. Сутеева».
Народные сказки (цепочки). Инсценирование
знакомых сказок. Книгасказка. Большеформатные книги с одним произведением. Библиотечный урок. Книги-сказки
о лисе.
Книга сказок (сборники
сказочных историй).
А.Н. Толстой «Приключения Буратино». По
страницам книги А.Н.
Толстого «Приключения
Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. Книги С. Маршака.
Выставка книг.
Книги-сборники произведений К. Чуковского.
Е. Чарушин — писатель
и иллюстратор своих
книг. Выставка рисунков.

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных
изданиях. Книга Дж.
Харриса «Сказки дядюшки Римуса». В гостях у сказки.

9

научнопознавательной
литературой
Наблюдения
Игровые ситуации
Проектная работа
Практическая
работа
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой
Практические
работы
Игровые ситуации
Работа с художественной
и научнопознавательной
литературой
Практические
работы
Игровые ситуации
Работа с художественной
и научнопознавательной
литературой

ская работа «Сочини загадку».

Практические
работы
Игровые ситуации
Работа с художественной
и научнопознавательной
литературой
Практические
работы
Игровые ситуации
Работа с художественной
и научно-

Слушание и рассматривание одной из детских
книг. Художникииллюстраторы детских
книг. Инсценирование
картин-эпизодов из выбранной книги.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Библиографическая справка (информация) об авторе в
структуре
книгисборника. Самостоятельная поисковая
работа в
группах.
Оформление
выставки
книг. Подготовка проведения
конкурса «Герои
народных сказок», инсценирование.
Домикисказки
(коллективная
проектная деятельность).
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование
отдельных
историй.
Творческая
работа
«Встреча с
Буратино»
(работа в группах).

Слушание и рассматривание одной из детских
книг. Художникииллюстраторы детских
книг. Инсценирование
картин-эпизодов из выбранной книги.

познавательной
литературой
Наблюдения
Игровые ситуации
Беседа

11

Книгисборники
стихотворений для
детей

Стихотворения для детей. Книги-сборники.
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

12

Дети - герои книг

Дети — герои книг детских писателей. Дети и
книги. Литературная игра «Вопросы и ответы».

Практические
работы
Игровые ситуации

13

Книги о
животных

Книги В. Бианки, Г.
Скребицкого. Книга Н.
Некрасова «Дедушка
Мазай и зайцы». Урок –
праздник «По страницам
любимых книг».

Практические
работы
Игровые ситуации
Наблюдения

№
п\п
1

2 класс
Название
Содержание раздела
Форма органираздела
зации
Книга,
Роль книги в жизни чеДиалог
здравствуй ловека. История создаПоисковые
ния книги. Первая пеоперации
чатная книга на Руси.
Круглый стол
Структура книги (элеИгровые ситументы книги).
ации
Наблюдения

2

Книгочей
– любитель чтения

Экскурсия в библиотеку
(районную, муниципальную, городскую).
Правила поведения в
библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

3

Книги о
твоих ро-

Выставка книг о детях.
Структура книги. Книги

Поиск нужного произведения в книге-сборнике
по
содержанию.
Игра
«Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем
стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Слушание и рассматривание одной из детских
книг. Художникииллюстраторы детских
книг. Инсценирование
картин-эпизодов из выбранной книги.
Час
читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в
группах. Творческая работа: сочинение рассказа
«Мой маленький друг».

Виды деятельности

Составление ленты времени по созданию книги.
Художественные книги.
Художники-оформители.
Иллюстрации в книге и их
роль. Правила работы с
книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Наблюдения
Библиотека. БиблиотечЭкскурсии
ный формуляр. Поиск
Беседа
книги по каталогам. АлИгровые ситу- фавитный каталог. Назнаации
чение библиотечного каРабота с худо- талога. Работа с каталожжественной и ной карточкой. Викторина
научно«Что вы знаете о книге?».
познавательной Игра «Я — библиотелитературой
карь».
Наблюдения
Слушать и читать на осИгровые ситу- нове поставленной цели и

10

весниках

В. Осеевой. Книгасборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист.
Книги Н. Носова. Типы
книг.

ации
Практическая
работа
Беседа
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой

задачи. Проводить групповые и самостоятельные
наблюдения. Ответить на
вопросы данного раздела.
Объяснять выбор пословиц к разделу. Оценивать
конкретные примеры поведения. Презентация
книг о детях-ровесниках
(устные отзывы).

4

Крупицы
народной
мудрости.
Книги сборники

Герои детских книг.
Библиотечный стенд
(плакат). Книгисборники. Малые жанры
фольклора. Пословицы.
Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».
Загадки. Темы загадок.
Конкурс «Отгадай загадку».

Практические
работы
Творческая работа
Игровые ситуации
Работа с художественной
и научнопознавательной
литературой
Викторина

5

Писатели – Книги с литературными
сказочни- (авторскими) сказками.
ки
Писатели-сказочники.
Герои сказок. Викторина. По страницам сказок
Х.К. Андерсена. Проект
«Путешествие в страну
сказок».
Книги о
Книги о детях. Выставка
детях
книг. Герои книг В. Осеевой. Книги Н. Носова.
Приключение-сказка о
Незнайке и его друзьях.
Книги С. Михалкова:
стихотворения, басни,
рассказы.
Старые
Сборники сказок. Катадобрые
ложная карточка. Книги-

Беседа
Наблюдения
Игровые ситуации
Практическая
работа

Находить
необходимую
информацию из книг. Обсуждать
правильно достоинства
и недостатки
людей через ситуации.
Слушать и читать на основе поставленной цели и
задачи. Обсуждать в
группах правила поведения в различных ситуациях. Сравнивать и различать. Выбирать роль, готовить выступление. Коллективно отвечать на вопросы викторины о понимании и принятии другого человека. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс
«Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок
народной мудрости» (работа в группах).
Поиск книги в открытом
библиотечном фонде.
Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная
деятельность).

6

7

11

Наблюдения
Игровые ситуации
Беседа

Слушание и рассматривание одной из детских
книг. Художникииллюстраторы детских
книг. Инсценирование
картин-эпизодов из выбранной книги.

Наблюдения
Игровые ситу-

Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная

сказки

сборники сказок народов
мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.
Народные сказки на
страницах детских журналов. Книги сказок.
Практическая работа.

8

Книги о
тех, кто
подарил
нам жизнь

Кто такой хороший человек. Книги о семье.
Книги о тех, кто подарил
нам жизнь.

9

Защитникам Отечества посвящается

10

По страницам любимых
книг

Книги о защитниках
Отечества. Книга А.
Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его
твёрдом слове». Защитникам Отечества посвящается. Практическая
работа.
Библиотечный урок
«Хвала книге». Оформление еженедельника
«Книгочей» или «Дневника читателя». Викторина «По страницам любимых книг».

№
п\п
1

Название
раздела
История
книги.
Библиоте-

ации
Практическая
работа
Беседа
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой

карточка. Сказки народов
мира с «бродячими» сюжетами (русская народная
сказка «Снегурочка»,
японская народная сказка
«Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные
сказки на страницах детских журналов.
Практические Выставка книг о тех, кто
работы
защищал свою Родину.
Игровые ситу- Литературная игра «По
ации
страницам учебника»:
Работа с хучтение произведений о
дожественной семье по учебнику или
и научнонаизусть.
познавательной Мини-проекты (работа в
литературой
группах): «Они писали о
семье», «Рассказы
о семье», «Пословицы о
семье», «Стихотворения о
семье». Рукописная
книга «Семья».
Работа с худо- Рукописная
книга «Зажественной и щитники Отечества в твонаучноей семье»:
фотографии,
познавательной письма,
воспоминания,
литературой
рисунки.
Наблюдения
Игровые ситуации
Проектная работа
Практическая
работа
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой

3 класс
Форма организации
Книги-сборники былин,
Диалог
легенд, сказов. Первые
Поисковые
книги. Библия. Детская
операции
Содержание раздела

12

Проектная деятельность:
презентация любимых
книг (по оформлению,
содержанию и поступкам
героев).
Коллективная творческая
работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление
еженедельника «Летнее чтение» или
«Дневник читателя».

Виды деятельности
Система библиотечного
обслуживания: запись в
библиотеку, абонемент и

ки

библия. Летописи. Рукописные книги. История
книги. Первопечатник
Иван Фёдоров.

Круглый стол

2

По дорогам сказок.
Сказки
народные
и литературные

Волшебный мир сказок.
Книга-сборник «Сказки
А.С. Пушкина». Сказки
бытовые, волшебные, о
животных. Сказки с загадками. Конкурскроссворд «Волшебные
предметы».

Наблюдения
Экскурсии
Беседа
Творческая
работа
Оформление
выставки
Викторина

3

Книгисборники.
Басни и
баснописцы

История басни. Басни
Эзопа и И. Крылова.
Аппарат книги сборника. Басни в прозаической
форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Инсценирование басни.

4

Книги о
родной
природе

Родные поэты. Книгисборники стихотворений
Ф. Тютчева, А. Майкова,
А. Фета, Н. Некрасова.
Проект «Краски и звуки
поэтического слова».

5

Книги
Л.Н. Толстого для
детей

Книги Л.Н. Толстого для
детей. Л.Н. Толстой —
сказочник и обработчик
русских народных сказок. Каталог, каталожная
карточка. Практическая
работа.

6

Животные
– герои
детской

Книги-сборники произведений о животных.
Каталог, каталожная

Наблюдения
Игровые ситуации
Практическая
работа
Беседа
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой
Практические
работы
Творческая работа
Игровые ситуации
Работа с художественной
и научнопознавательной
литературой
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой
Наблюдения
Игровые ситуации
Проектная работа
Практическая

13

читальный зал. Культура
читателя. Библиотечные
каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи
одноклассников». Отбор
книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о
книге.
Сравнение сказок с загадками: русская народная
сказка «Дочь-семилетка»,
братья Гримм «Умная
дочь крестьянская», А.
Платонов «Умная внучка». Рассматривание и
сравнение книг.
Конкурс-кроссворд
«Волшебные предметы».
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни
Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в
группах).

Слушание стихотворений,
обмен мнениями.
Книга «Родные поэты»
(аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки
стихов о природе». Рукописная книга.

Составление таблицы
жанров произведений
Л.Н. Толстого (работа
в группах). Проектная деятельность по группам:
«Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н.
Толстого».
Читальный зал: работа с
книгой А. Куприна «Юю» или Дж. Лондона «Бу-

литературы

карточка. Рассказы о
животных А. Куприна.
Аннотация к рассказу А.
Куприна «Ю-ю». Книга
Дж. Лондона «Бурый
волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. Художникииллюстраторы книг о
животных.

7

Дети - герои книг

Дети — герои книг. Типы книг. Книгисборники произведений
о детях. Литературная
игра «Расскажи о героях
детских книг — твоих
сверстниках».

8

Книг зарубежных
писателей

Книги зарубежных писателей. Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.

9

Книги о
детях войны

10

Газеты и
журналы
для детей

Книги о детях войны. Л.
Воронкова «Девочка из
города». Аннотация.
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»
Кто они — дети войны.
Творческая работа «Дети войны рядом с тобой».
Библиотечный урок: самостоятельная работа с
книгой в читальном зале. Детские газеты и
журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. Электронные периодические издания: «Детская газета»,
журнал «Антошка» и др.

14

работа
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой

рый волк»: оформление,
перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгойлегендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных». Художникиоформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Практические Литературная игра «Кто
работы
они, мои сверстники —
Игровые ситу- герои книг?». По страниации
цам книги В. ЖелезникоРабота с хува «Жизнь и приключения
дожественной чудака». Обсуждение
и научнопрочитанных книг (бесепознавательной да, дискуссии, споры).
литературой
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Практические Систематический каталог:
работы
практическая работа.
Игровые ситу- Список книг зарубежных
ации
писателей для детей.
Работа с хуБиблиографические спрадожественной вочники: отбор информаи научноции о зарубежных писапознавательной телях (работа в группах).
литературой
Переводчики книг.
Практические Работа в читальном зале.
работы
Книга В. Железникова
Игровые ситу- «Девушка в военном».
ации
Творческая работа «Дети
Работа с хувойны с тобой рядом»:
дожественной встречи, сбор материалов,
и научнооформление «Книги папознавательной мяти».
литературой
Диалог
Детские газеты и журнаПоисковые
лы. Структура газет и
операции
журналов. Издатели газет
Круглый стол и журналов.
Беседа
История изданий для деНаблюдения
тей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты
Земля»; детские газеты
«Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».

11 «Книги,
книги,
книги …»

№
п\п
1

Название
раздела
Страницы
старины
седой

2

Крупицы
народной
мудрости

Создание классной газеты «Книгочей». Книги
бывают разные. Библиотечная мозаика «Что
я знаю о книге?». КВН
«В мире книг».

Наблюдения
Экскурсии
Беседа
Творческая
работа
Круглый стол
Практическая
работа

4 класс
Содержание раздела
Форма организации
Былины, былинщики.
Диалог
Былинные богатыри.
Поисковые
Книги-сборники. Книги
операции
Древней Руси. Первые
Круглый стол
библиотеки. Первая пеБеседа
чатная книга на Руси.
Наблюдения
Библия. Библейские
предания. Творческая
работа: история книги.

Героические песни о героях России. Песняслава. Книга-сборник С.
Алексеева «Рассказы о
Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. Русь великая в произведениях фольклора.
День народного единства: презентация рукописной книги и стендов
о героях России.

15

Наблюдения
Экскурсии
Беседа
Творческая
работа
Круглый стол

Электронные периодические издания «Детская
газета», «Антошка».
Создание классной газеты
или журнала (работа в
группах).
Практическая работа в
библиотеке. Справочная
литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом
и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Виды деятельности
Находить
необходимую
информацию из
книг.
Слушать и читать на основе поставленной цели и
задачи.
Обсуждатьв
группах правила поведения в различных ситуациях. Сравнивать и различать. Выбирать роль, готовить выступление. Коллективно отвечать на вопросы викторины о нравственных поступках.
Сбор дополнительной
информации о героях
России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных
изданиях. Справочный
материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь
великая в пословицах и
поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла,
оформление рукописной
книги «Русь великая в по-

3

Мифы
народов
мира

Мифы народов мира.
Книги-сборники. Мифологические герои.

4

Русские
писатели
сказочники

5

«Книги,
книги,
книги …»

Мир сказок: сказки
народные и авторские.
Книги со сказками русских писателейклассиков. Сказка сказок
П. Ершова «КонёкГорбунок». Исторические (фольклорные)
корни литературных
произведений на примере летописи «Вещий
Олег» и «Песни о вещем
Олеге» А.С. Пушкина.
Библиографический
справочник: справки о
писателях-сказочниках.
Энциклопедии и книгисправочники. Книга.
Элементы книги. Справочный аппарат книги.
Библиотека. Первые
библиотеки. Правила
пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. Книги. Типы
книг. Справочный аппарат книги.

16

словицах и поговорках».
Сбор дополнительной
информации о героях
России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Наблюдения
Слушать и читать на осИгровые ситу- нове поставленной цели и
ации
задачи. Проводить групПрактическая повые и самостоятельные
работа
наблюдения. Ответить на
Беседа
вопросы раздела. ОбъясРабота с худо- нять выбор пословиц к
жественной и разделу. Выставка книг.
научноРабота с системным катапознавательной логом. Читальный зал.
литературой
Древнекитайский миф
Оформление
«Подвиги стрелка И».
выставки
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Практические Находить необходимую
работы
информацию из
книг.
Творческая ра- Слушать и читать на осбота
нове поставленной цели и
Игровые ситу- задачи.
Обсуждать
в
ации
группах правила поведеРабота с хуния в различных ситуацидожественной ях. Сравнивать и разлии научночать. Выбирать роль, гопознавательной товить выступление. Коллитературой
лективно отвечать на вопросы викторины о нравственных поступках.
Наблюдения
Справочный аппарат.
Экскурсии
Классификация книг по
Беседа
структуре, изданиям, авТворческая
торам (работа в группах).
работа
Книги учебные, художеКруглый стол ственные, научнопопулярные, справочники
и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книгисборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы»,
«Сказки народов мира»,
«Стихи русских поэтов».
Проект «Русские баснописцы»:сбор материала,
чтение басен,
басни с
«бродячими» сюжетами.

6

Книги о
детях и
для детей

Дети — герои книг писателей XIX века. Библиографические справки
о Марке Твене, В. Гюго,
Д. Мамине-Сибиряке, А.
Куприне и др. Конкурскроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгусборник писателейклассиков.

Наблюдения
Игровые ситуации
Практическая
работа
Беседа
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой
Оформление
выставки

Поиск книг по каталогу,
составление списка. Читальный зал. Книги А.
Рыбакова, В. Крапивина,
К. Булычёва, А. Волкова.
Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова
«Волшебник Изумрудного города».

7

Словари,
справочники, энциклопедии

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. Игра «100 вопросов Почемучек».

Практические
работы
Творческая работа
Игровые ситуации
Работа с художественной
и научнопознавательной
литературой

8

Родные
поэты

«Хранители слов» — словари: орфографический,
толковый, словарь синонимов, этимологический.
Выставка словарей. Играконкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто
такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и
нахождение ответов в
книгах-справочниках.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С.
Есенина, Н. Рубцова, И.
Бунина.
Конкурс чтецов «Стихи о
Родине».

9

Книги-сборники поэтов
о Родине и родной природе. Структура книги.
Читаем и слушаем стихотворения о Родине
А.С. Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. Конкурс «Читаем стихи о Родине и
родной природе».
Писатели о Очерки и воспоминания.
писателях. Писатели о писателях.
Очерки и
Встреча с корреспонденвоспомитом местной газеты.
нания
Очерк о своей школе, о
своём городе или о любимой книге. Творческая
работа.

17

Наблюдения
Экскурсии
Беседа
Творческая
работа
Круглый стол

Наблюдения
Игровые ситуации
Практическая
работа
Беседа
Работа с художественной и
научнопознавательной
литературой
Оформление
выставки

Находить
необходимую
информацию из
книг.
Слушать и читать на основе поставленной цели и
задачи.
Обсуждатьв
группах правила поведения в различных ситуациях. Сравнивать и различать. Выбирать роль, готовить выступление. Коллективно отвечать на вопросы викторины о нравственных поступках.

10 Мир книг

Детские газеты и журналы. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.
Экскурсия в городскую
библиотеку. КВН «В
мире книг».

18

Практические
работы
Творческая работа
Игровые ситуации
Работа с художественной
и научнопознавательной
литературой

Час читателя: знакомство
с книгой В. Бульванкера
«От кота до кита». Литературная игра «Тайны
учебной книги». Периодические печатные издания для детей: детские
газеты и журналы. Выбирать роль, готовить выступление. Коллективно
отвечать на вопросы викторины о нравственных
поступках.

3. Тематическое планирование программы «В мире книг»
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1 класс (33 часа)
Название раздела
Знакомство
Здравствуй, книга
Книги о Родине и родной природе
Писатели детям
Народная мудрость. Книги-сборники
По страницам книг В.Сутеева
Сказки народов мира
Книги русских писателей - сказочников
Детские писатели
Сказки зарубежных писателей
Книги-сборники стихотворений для детей
Дети - герои книг
Книги о животных
Итого:

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

2 класс (34 часа)
Название раздела
Книга, здравствуй
Книгочей – любитель чтения
Книги о твоих ровесниках
Крупицы народной мудрости. Книги - сборники
Писатели – сказочники
Книги о детях
Старые добрые сказки
Книги о тех, кто подарил нам жизнь
Защитникам Отечества посвящается
По страницам любимых книг
Итого:
3 класс (34 часа)
Название раздела
История книги. Библиотеки
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
Книги-сборники. Басни и баснописцы
Книги о родной природе
Книги Л.Н. Толстого для детей
Животные – герои детской литературы
Дети - герои книг
Книг зарубежных писателей
Книги о детях войны
Газеты и журналы для детей
«Книги, книги, книги …»
Итого:
19

Количество часов
1
2
2
3
2
3
3
3
3
3
2
3
3
33
Количество часов
3
2
4
4
4
4
4
3
3
3
34
Количество часов
4
3
3
3
3
4
3
2
3
3
3
34

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

4 класс (34 часа)
Название раздела
Страницы старины седой
Крупицы народной мудрости
Мифы народов мира
Русские писатели сказочники
«Книги, книги, книги …»
Книги о детях и для детей
Словари, справочники, энциклопедии
Родные поэты
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
Мир книг
Итого:

20

Количество часов
4
4
2
3
4
3
3
3
4
4
34

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».