2 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО Утверждено Директор Тимофеев К.П. Протокол п/совета № 1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «От замысла к тексту» для обучающихся 5-6 классов Мыски, 2024 год 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; Федерального основного государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672; основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №1, утвержденной приказом от 30.08.2023 № 170, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. Учебный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках русского языка, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку школьников к успешному написанию контрольных работ, участию в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных состязаниях. Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. пунктуационной Курс направлен зоркости на развитие орфографической обучающихся, и формирование 4 грамотности, навыков самостоятельного выполнения заданий различных уровней сложности. Цель учебного курса: обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку. Задачи учебного курса: формировать положительную мотивацию к изучению русского языка; способствовать формированию прочных знаний, умений, навыков по грамматике русского языка, обогащению словарного запаса учащихся; формировать навыки самостоятельной работы над познанием родного языка; развивать творческие способности учащихся; совершенствовать общее языковое развитие учащихся; формировать культуру обращения с книгой; развивать смекалку и сообразительность; приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями. Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МАОУ СОШ №1 учебный курс предназначен для обучающихся 5–6-х классов; рассчитан на 0,5 часа в неделю. 5-й класс Количество часов в 6-й класс 0,5 0,5 17 17 неделю Количество часов в год Формы проведения занятий учебного курса: 5 беседы; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА От замысла- к тексту 5 класс Введение. Коммуникация и текст. Многозначность понятия «текст». Коммуникация, её виды и способы осуществления. Понятие текста. Креативный текст как самостоятельное высказывание на заданную или свободно выбранную тему. Категория текста как член общенаучной методологической парадигмы. Семантические компоненты понятия «текст». Тексты в расширительном смысле. Текст и язык. Текст и значение. Текст и контекст. Текст и стиль. Текст и жанр. Текст и дискурс. Текст и информация. Текст и коммуникация. Текст и адресат. Текст и адресант. Текст и личность. Текст и модель. Текст и культура. Текст и реальность. Текст и истина. Интертекст. Гипертекст. Коммуникативная ситуация и её элементы. Понятие коммуникативной ситуации. Типовые ситуации и обслуживающие их функциональные стили языка. Элементы коммуникативной ситуации: предмет будущего текста; автор (адресант); адресат; место; время; мотив; цель; стиль, жанр и способ материального осуществления текста. Алгоритм развёртывания коммуникативной ситуации и оформление замысла в коммуникативное намерение. Тема и цель текста. Понятие темы. Обобщённая семантика тем: описание, объяснение, повествование, убеждение и агитация. Темы широкие и узкие. Факторы, влияющие на выбор темы: связь с опытом и информационным багажом автора, уместность, учёт основных, групповых, злободневных и личностных интересов аудитории, новизна, конфликтность. Способы сужения и расширения текстовой тематики. 7 Развлечение, информация и агитация как обобщённые цели текста. Идея текста. Стиль и жанр текста. Факторы воздействия на структуру текста: хронотоп коммуникации и степень подготовленности осуществления высказывания; коммуникации; способ принадлежность материального к конкретному функциональному стилю языка; степень и характер языковой экспрессии; принадлежность к определённому жанру. Понятие стиля. Производственно-технический, научный, официальноделовой, общественно-публицистический, разговорно-бытовой и художественный стили. Стили нейтральный, торжественный, официальный, фамильярный, юмористический и проч. Понятие жанра. Системы жанров, присущие разным функциональным стилям. Сбор основного материала для текста. Понятие информации. Информация основная и дополнительная. Научная, деловая, массовая, художественная информация. Источники информации: личный опыт, наблюдение, размышление, беседа, чтение, Интернет. Способы фиксирования, переработки и интерпретации информации. Требования к собираемой информации: избыточность, релевантность, прагматичность, достоверность, выразительность, логическая и семиотическая выверенность. Планирование текста. Недостатки текста, созданного без предварительного плана. Необходимость планирования. Повествование, описание и рассуждение смысловые разновидности монологической речи. как функционально- 8 Повествование и его композиционные компоненты: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Способы обогащения повествовательной композиции. Описание и варианты его композиционного плана: последовательное, панорамное, признаковое, сравнительное, аналитическое, процессуальное описания. Рассуждение. Понятие о топах – смысловых структурах минимального объёма. Система топов. Дедуктивная и индуктивная композиционные модели. Аргументация и объяснение как разновидности рассуждения. Примеры планов для текстов на конкретные темы и их разбор. Сбор дополнительного материала для текста. Типы дополнительной информации: определения, сравнения, примеры, ссылки на авторитеты, статистические данные, лирические отступления, ссылки на произведения литературы и искусства, наглядные элементы видеоряда (схема, таблица, рисунок и т.п.). Методические приёмы сбора и использования разных видов дополнительной информации. Конкретные примеры её применения. Введение, его структура и разновидности. Назначение введения. Компоненты введения. Способы и приёмы организации компонентов введения со следующей семантикой: установление контакта с адресатом; сообщение конкретной цели текста; характеристика темы текста; пояснение непонятных читателю элементов; обзор главных разделов текста. Конкретные примеры разных введений текста и их разбор. Разновидности введения по основной смысловой доминанте: историческое, аналитическое, сравнительное, полемическое, диалогическое, житейское, проблемное, обобщающее, конкретизирующее, перекликающееся с актуальной проблемой современности. Структура основной части текста. 9 Композиционные доминанты текстов: хронологическое построение, пространственное построение, построение при помощи определений, индуктивное построение, дедуктивное построение, построение по противопоставлениям, уподоблениям, аналогии; причинно-следственное построение; сопоставление/противопоставление теории и практики; сопоставление/противопоставление факта и его значения. Соотношение композиционной доминанты с функционально- смысловым типом речи (повествование, описание, рассуждение) на примере разных текстовых тем. Разбор конкретных примеров построения текстов по разным композиционным доминантам. Предметно-логическое, «плетёное» и свободное образно-ассоциативное построение текста. Заключение, его структура и разновидности. Назначение заключения. Компоненты заключения: повторение (резюме); аналитический/обобщающий вывод; иллюстрация содержания текста в виде сравнения, аллегории, анекдота, притчи, житейского происшествия; подчёркивающие главную идею цитата/афоризм; юмористическое замечание; призыв к конкретному действию. Конкретные примеры разных заключений и их разбор. Разновидности заключения по основной смысловой доминанте: историческое, аналитическое, сравнительное, полемическое, диалогическое, проблемное и обобщающее, конкретизирующее откликающееся на актуальную проблему современности. основную идею, 10 От замысла- к тексту 6 класс Заключение, его структура и разновидности. Назначение заключения. Компоненты заключения: повторение (резюме); аналитический/обобщающий вывод; иллюстрация содержания текста в виде сравнения, аллегории, анекдота, притчи, житейского происшествия; подчёркивающие главную идею цитата/афоризм; юмористическое замечание; призыв к конкретному действию. Конкретные примеры разных заключений и их разбор. Разновидности заключения по основной смысловой доминанте: историческое, аналитическое, сравнительное, полемическое, диалогическое, проблемное и обобщающее, конкретизирующее основную идею, откликающееся на актуальную проблему современности. Способы образного обогащения текста. Понятие микро- и макрообразности. Способы создания микрообразности: средства лексической выразительности (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, англицизмы и американизмы, диалектизмы, вульгаризмы, профессионализмы и термины); тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, аллегория, ирония, перифраз, эвфемизм, парафраз); фигуры (анафора, эпифора, параллелизм, плеоназм и тавтология, многосоюзие и бессоюзие, инверсия, градация, эллипсис, риторический вопрос, антитеза, аллюзия). Способы создания макрообразности: фабула и сюжет; монтаж; пейзаж и интерьер; герой и его портрет; речь действующих лиц; художественная деталь; архетипы и «вечные образы»; фантастические компоненты; комические элементы и фрагменты. Средства общей образной окраски текста: интонация, стилизация, словесная маска, подтекст, реминистенции. Разбор конкретных примеров образного обогащения разных текстов. Цитаты и цитирование. 11 Цитата как категория, характеризирующая межтекстовые отношения. Скрытое и явное цитирование. Словари цитат. Типология песенные, цитат киноцитаты, по источнику: политические, художественно-литературные, лозунги и девизы, «ходячие выражения», научные, официально-деловые. Разновидности цитат по объёму, форме и способу оформления в тексте: высказывания, устойчивые выражения, общеизвестные термины, отдельные слова, слова и выражения на иностранных языках. Цитаты авторские и «безымянные» (анонимные). Распределение цитат по их функции в тексте: цитата – часть повествования; цитата репрезентация – подтверждение позиции чуждой/спорной позиции; автора; цитата столкновение цитат – для полемического выявления истины; цитата – заголовок/начало/эпиграф; цитата – окончание текста; цитата как ассоциативно-образное обогащение текста. Оформление цитат. Разбор конкретных примеров цитирования. Цельность и связность текста. Понятие цельности и связности текста. Глобальная и локальная связность. Способы и компоненты глобальной связности: тематическое и идейное единство; соответствие логической структуры текста коммуникативному намерению автора; жанрово-стилевое единство; единство образной структуры; соответствие рамочной структуры и цитат основному тексту. Способы обеспечения локальной связности. Словесные средства связности: повтор слова/формы; однокоренные слова; синонимы, антонимы, омонимы и проч.; слова одной лексико-семантической группы и связанные родо-видовыми, отношениями; ассоциативными, местоимения; Морфологические средства ситуативными союзы, связности: союзные и слова, видо-временная тематическими слова-связки. сопряжённость 12 глаголов, единство форм лица и наклонения. Синтаксические средства связности: синтаксический параллелизм и порядок слов. Фонетические средства связности. Разбиение текста на абзацы. Требования к абзацу: единство, наличие предложения-темы, достаточное развитие, согласованность и связность. Разбор конкретных приёмов. Название текста. Понятие рамочной структуры и её компоненты. Заголовочный комплекс. Функции заголовка: информирование, контакт с читателем, вовлечение текста в диалог с культурой. Отношение заголовка к содержанию текста. Содержательные компоненты текста, о которых может сообщать заголовок: тема и идея, конфликт и интрига, действующие лица, время и место, эмоциональная оценка, призыв. Варианты языковой словосочетание, структуры придаточное заголовка: предложение, отдельное слово, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, структуры с точкой и двоеточием, структура математической формулы, иноязычная лексика, неологизм, цитата. Способы смыслового обогащения, используемые в заголовках: столкновение антонимов, оксюморон, переделка общеизвестного выражения, двойной смысл составляющих элементов. Разбор конкретных заголовков. Параметры хорошего текста. Соотношение текста с внетекстовыми структурами (язык, действительность, адресат, автор), определяющее его качественность. Соотношение «текст – язык», определяющее правильность, чистоту и богатство текста. Компоненты правильности: лексическая, грамматическая, 13 орфографическая, пунктуационная и орфоэпическая правильность. Чистота и богатство текста, их взаимосвязи. Соотношение «текст – действительность и мышление», определяющее содержательность, точность и логичность текста. Точность фактическая и коммуникативная (понятийная). Логичность предметная и понятийная. Типы логических ошибок. Соотношение «текст – адресат и коммуникативная ситуация», определяющее ясность, уместность, доступность, экономичность, полноту, действенность и этичность текста. Нарушение ясности, их причины и исправление. Уместность содержательная и стилистическая. Способы устранения избыточности текста. Способы достижения полноты текста. Соотношение «текст - автор», определяющее выразительность и оригинальность текста. Штампы и стереотипы, способы борьбы с ними. Основы семантической редактуры. Понятие семантической редактуры. Способы достижения содержательности, предметной логичности, содержательной уместности, доступности, действенности, этичности, выразительности и оригинальности текста. Нарушения точности текста. Способы исправления соответствующих ошибок. Нарушения ясности текста и их исправление. Нарушения краткости текста. Характер ошибок и способы их исправления. Ошибки, нарушающие полноту текста, и их исправление. Типы логических ошибок и работа над их исправлением. Основы стилистической редактуры. Понятие стилистической редактуры. Способы достижения чистоты, богатства, стилистической уместности и лексической правильности языковой структуры. 14 Стилистические (речевые) ошибки. Их типы и виды, способы их исправления. Канцелярит как болезнь современного русского языка. Ненужное наукообразие. Опасность чрезмерного увлечения современным сленгом. Методика языковой корректуры. Понятие языковой корректуры. Грамматические ошибки, их виды и способы исправления. Орфографические ошибки. Наиболее частотные «ошибкоопасные» позиции. Пунктуационные ошибки. Наиболее частотные нарушения правил пунктуации. Последовательность операций при языковой корректуре. Падение грамотности и его причины. Способы борьбы с неграмотностью. Взаимоотношения человека и языка. Освоение мира с помощью разных знаковых систем. Роль естественного языка в этом процессе. Моделирование реальности с помощью языка. Сложности освоения языка. Попытки искажения естественной языковой структуры. Установление диалога и сотрудничества с родным языком. Зачётное занятие. Презентация созданных обучающимися текстов и их коллективное обсуждение. 15 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе. По основным направлениям воспитания: гражданское: неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; патриотическое: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых поступков; активное норм неприятие с учетом асоциальных осознания последствий поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; традициям эстетическое: восприимчивость и творчеству своего и к разным других видам народов, искусства, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в 16 интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; жизни трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; экологическое: повышение уровня экологической культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; ценность научного познания: овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; 17 потребность в действии в условиях неопределенности, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. Метапредметные Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; 18 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; 19 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; значение распознавать социальных невербальные знаков, знать средства и общения, распознавать понимать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять (эксперимента, исследования, проекта); результаты выполненного опыта 20 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: ситуациях; выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных 21 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; 22 регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Предметные 1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным сообщением; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации (создание не менее шести реплик); обсуждение и четкая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности; детальным, овладение различными ознакомительным) видами аудирования учебно-научных, (выборочным, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной 23 и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; овладение умениями информационной прослушанного или прочитанного текста: (простого, сложного; назывного, переработки составление плана текста вопросного, тезисного) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста; комментирование текста или его фрагмента; передача в устной или письменной форме содержания прослушанных или прочитанных текстов различных функциональносмысловых типов доказательство, речи (повествование, рассуждение-объяснение, описание, рассуждение- рассуждение-размышление) с заданной степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст объемом не менее 280 слов), сжатое и выборочное изложение (исходный текст объемом не менее 300 слов); устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объемом не менее 150 слов; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно- справочными системами в электронной форме; создание письменных функционально-смысловых рассуждение: типов текстов речи рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление) с соблюдением различных (повествование, стилей и описание, рассуждение-объяснение, норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная 24 законченность; последовательность изложения (развертывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность; оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика); составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата; осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи, ситуации и условий общения, выразительного словоупотребления, соблюдения норм современного русского литературного языка; понимание и объяснение основных причин коммуникативных успехов и неудач; корректировка речи. 1. Понимание интеллектуальных и определяющей роли творческих способностей языка личности в развитии в процессе образования и самообразования, важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека: осознание богатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном мире, различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка. 2. Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова; 25 вычленение морфем в словах; распознавание разных видов морфем; определение основных способов словообразования; построение словообразовательной цепочки, определение производной и производящей основ; определение лексического значения слова разными способами (использование толкового словаря, словарей синонимов, антонимов; установление значения слова по контексту); распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов; прямого и переносного значений слова; распознавание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления (архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, профессионализмы, канцеляризмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорная лексика); определение стилистической окраски слова; распознавание по значению и основным грамматическим признакам имен существительных, имен прилагательных, глаголов, имен числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов, причастий, деепричастий; определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание); распознавание морфологическим основных свойствам главного видов слова словосочетаний (именные, по глагольные, наречные); распознавание простых неосложненных предложений; простых предложений, осложненных однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами, уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями; распознавание косвенной и прямой речи; 26 распознавание (повествовательные, окраске предложений побудительные, (восклицательные и по цели высказывания вопросительные), эмоциональной невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию главных членов (двусоставные и (распространенные односоставные), и наличию нераспространенные); второстепенных предложений членов полных и неполных; распознавание видов односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные); определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов (простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов предложения (определения, дополнения, обстоятельства); распознавание бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений, сложных предложений с разными видами связи; сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным или последовательным подчинением придаточных); распознавание видов сложносочиненных предложений по смысловым отношениям между его частями; распознавание видов сложноподчиненных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные: времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели); различение подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях. 1. Формирование умений проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: 27 проведение фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического анализа слова; проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или его фрагмента; проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его фрагмента; проведение синтаксического анализа словосочетания, предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); проведение смыслового анализа текста; проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев; проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или текстовом фрагменте; проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; выявление отличительных признаков текстов разных жанров (расписка, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, автобиография, характеристика); языковых проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем средств выразительности (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических). 1. Обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения: 28 осознанное расширение своей речевой практики; использование словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, толковых, орфоэпических, орфографических, фразеологических, морфемных, словообразовательных словарей (в том числе информационносправочных систем в электронной форме) для осуществления эффективного и оперативного поиска нужной лингвистической информации при построении устного и письменного речевого высказывания. 1. Овладение основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; соблюдение их в речевой практике, в том числе: соблюдение основных грамматических (морфологических и синтаксических) норм: словоизменение имен существительных, имен прилагательных, местоимений, имен числительных, глаголов; употребление употребление несклоняемых местоимений предшествующего текста; 3-го лица имен в употребление существительных; соответствии имен со смыслом существительных с предлогами в соответствии с их грамматическим значением; употребление предлогов из–с, в–на в составе словосочетаний; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, употребление причастного и деепричастного оборотов; построение словосочетаний с несклоняемыми именами существительными, сложносокращенными словами; построение предложения с однородными членами, с прямой и косвенной речью, сложных предложений разных видов; соблюдение основных орфографических норм: правописание согласных и гласных в составе морфем; 29 употребление прописной и строчной букв, графических сокращений слов; слитные, дефисные и раздельные написания слов и их частей; соблюдение основных пунктуационных норм: знаки препинания в конце предложения, в простом неосложненном предложении, в простом осложненном предложении, в сложном предложении, при передаче чужой речи; редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью анализа исправленных ошибок и недочетов в тексте. 30 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы На изучение курса «От замысла к тексту 5-6 класс» при получении основного общего образования в МАОУ СОШ № 1 отводится 34 часа: в 5 классе 17 часов (0,5 часа в неделю), в 6 классе 17 часов (0,5 часа в неделю). № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Название раздела / темы Коммуникация и текст. Многозначность понятия «текст». Коммуникативная ситуация и её элементы. Тема и цель текста. Стиль и жанр текста. Сбор основного материала для текста. Планирование текста. Сбор дополнительного материала для текста. Введение, его структура и разновидности. Структура основной части текста. Заключение, его структура и разновидности. Способы образного обогащения текста. Цитаты и цитирование. Цельность и связность текста. Название текста. Параметры хорошего текста. Основы семантической редактуры. Основы стилистической редактуры. Методика языковой корректуры. Взаимоотношения человека и языка. Зачётное занятие. Итого: Всего (часов) 1 5 класс 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 1 1 6 класс 1 1 1 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 34 17 1 17 31 Тематическое планирование «От замысла – к тексту» (17 часов) 5 класс № п/п 1. № в теме 1 2. 1 3. 2. 4. 5. 1 2. 6. 7. 1. 2. 8. 1 9. 2 10. 11. 12. 13. 14. 1 2 3 1 2 15. 16. 1. 2. 17. 1 Тема урока Введение. Коммуникация и текст. Многозначность понятия «текст» Коммуникация, её виды и способы осуществления. Понятие текста. Коммуникативная ситуация и её элементы Понятие коммуникативной ситуации. Оформление замысла в коммуникативное намерение. Тема и цель текста Понятие темы. Обобщённая семантика тем. Идея текста. Стиль и жанр текста Понятия стиля. Понятие жанра. Системы жанров, присущие разным стилям. Сбор основного материала для текста Понятие информации. Информация основная и дополнительная. Источники информации. Способы фиксирования, переработки и интерпретации информации. Планирование текста Необходимость планирования текста. Повествование и его композиционные компоненты. Рассуждение. Понятие о топах – смысловых структурах. Сбор дополнительного материала для текста Типы дополнительной информации. Приёмы сбора и использования разных видов дополнительной информации. Введение, его структура и разновидности Назначение введения. Компоненты введения. Конкретные примеры разных введений, их разбор. Структура основной части текста Композиционные доминанты текстов. Количество часов 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 32 Тематическое планирование «От замысла – к тексту» (17 часов) 6 класс 1. 2. 3. 1 1. 2. Заключение, его структура и разновидности Назначение заключения. Компоненты заключения. Способы образного обогащения текста Понятие микро- и макрообразности. Способы создания микрообразности. Цитаты и цитирование 1 1 2 1 1 1 33 4. 1 5. 1 6. 2 7. 1 8. 2 9. 1 10. 2 a. 11. 12. 1 2 13. 14. 1 2 15. 1 16. 1 17. 1 Цитата как категория, характеризующая межтекстовые отношения. Словари цитат. Цельность и связность текста Понятие цельности и связности текста. Способы и компоненты глобальной связности. Способы обеспечения локальной связности. Название текста Функции заголовка. Отношение заголовка к содержанию текста. Варианты языковой структуры заголовка. Параметры хорошего текста Соотношение текста с внетекстовыми структурами, определяющее его качественность. Соотношение «текст - язык», «текст – действительность и мышление». Основы семантической редактуры Понятие семантической редактуры. Нарушения текста (точности, ясности, краткости). Основы стилистической редактуры Понятие стилистической редактуры. Стилистические ошибки. Методика языковой редактуры Понятие языковой корректуры. Взаимоотношения человека и языка Освоение мира с помощью разных знаковых систем. Зачётное занятие Презентация созданных учащимися текстов и их коллективное обсуждение. 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1