РП ВД От замысла к тексту 5-6 классы

2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО

Утверждено
Директор
Тимофеев К.П.
Протокол п/совета № 1
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«От замысла к тексту»
для обучающихся 5-6 классов

Мыски, 2024 год

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

данного

учебного

курса

внеурочной

деятельности разработана в соответствии с требованиями:


Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в

Российской Федерации»;


Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р;


Федерального

основного

государственного образовательного стандарта

общего

образования,

утвержденного приказом

Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;


Методических рекомендаций по

уточнению

понятия

и

содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных

программ,

в

том

числе

в

части

проектной

деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;


основной

образовательной

программы

основного

общего

образования МАОУ СОШ №1, утвержденной приказом от 30.08.2023 № 170,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
Учебный курс расширяет и систематизирует теоретические сведения,
полученные

обучающимися

на

уроках

русского

языка,

закрепляет

практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях,
нацелен на подготовку школьников к успешному написанию контрольных
работ, участию в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных
состязаниях.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,
мотивированными на изучение русского языка, с целью стимулирования
развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих
способностей.
пунктуационной

Курс

направлен
зоркости

на

развитие орфографической

обучающихся,

и

формирование

4

грамотности, навыков самостоятельного выполнения заданий различных
уровней сложности.
Цель

учебного

курса:

обеспечение

достижения

планируемых

результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования по русскому языку.
Задачи учебного курса:
формировать



положительную мотивацию к

изучению

русского языка;
способствовать



формированию

прочных знаний,

умений,

навыков по грамматике русского языка, обогащению словарного запаса
учащихся;
формировать навыки самостоятельной работы над познанием



родного языка;


развивать творческие способности учащихся;



совершенствовать общее языковое развитие учащихся;



формировать культуру обращения с книгой;



развивать смекалку и сообразительность;



приобщать учащихся к

самостоятельной

исследовательской

работе;


развивать умение пользоваться разнообразными словарями.

Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МАОУ
СОШ №1 учебный курс предназначен для обучающихся 5–6-х классов;
рассчитан на 0,5 часа в неделю.
5-й класс
Количество часов в

6-й класс

0,5

0,5

17

17

неделю
Количество часов в
год
Формы проведения занятий учебного курса:

5


беседы;



практические занятия с элементами игр и игровых элементов,

дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок,
рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;


анализ и просмотр текстов;



самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе

с разнообразными словарями;


самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
От замысла- к тексту 5 класс
Введение. Коммуникация и текст. Многозначность понятия
«текст».
Коммуникация, её виды и способы осуществления. Понятие текста.
Креативный текст как самостоятельное высказывание на заданную или
свободно выбранную тему. Категория текста как член общенаучной
методологической парадигмы.
Семантические

компоненты

понятия

«текст».

Тексты

в

расширительном смысле.
Текст и язык. Текст и значение. Текст и контекст. Текст и стиль. Текст
и жанр. Текст и дискурс. Текст и информация. Текст и коммуникация. Текст
и адресат. Текст и адресант. Текст и личность. Текст и модель. Текст и
культура. Текст и реальность. Текст и истина. Интертекст. Гипертекст.
Коммуникативная ситуация и её элементы.
Понятие

коммуникативной

ситуации.

Типовые

ситуации

и

обслуживающие их функциональные стили языка.
Элементы коммуникативной ситуации: предмет будущего текста; автор
(адресант); адресат; место; время; мотив; цель; стиль, жанр и способ
материального осуществления текста.
Алгоритм развёртывания коммуникативной ситуации и оформление
замысла в коммуникативное намерение.
Тема и цель текста.
Понятие темы. Обобщённая семантика тем: описание, объяснение,
повествование, убеждение и агитация. Темы широкие и узкие.
Факторы,

влияющие

на

выбор

темы:

связь

с

опытом

и

информационным багажом автора, уместность, учёт основных, групповых,
злободневных и личностных интересов аудитории, новизна, конфликтность.
Способы сужения и расширения текстовой тематики.

7

Развлечение, информация и агитация как обобщённые цели текста.
Идея текста.
Стиль и жанр текста.
Факторы воздействия на структуру текста: хронотоп коммуникации и
степень

подготовленности

осуществления

высказывания;

коммуникации;

способ

принадлежность

материального
к

конкретному

функциональному стилю языка; степень и характер языковой экспрессии;
принадлежность к определённому жанру.
Понятие стиля. Производственно-технический, научный, официальноделовой,

общественно-публицистический,

разговорно-бытовой

и

художественный стили. Стили нейтральный, торжественный, официальный,
фамильярный, юмористический и проч.
Понятие жанра. Системы жанров, присущие разным функциональным
стилям.
Сбор основного материала для текста.
Понятие информации. Информация основная и дополнительная.
Научная, деловая, массовая, художественная информация.
Источники информации: личный опыт, наблюдение, размышление,
беседа,

чтение,

Интернет.

Способы

фиксирования,

переработки

и

интерпретации информации.
Требования к собираемой информации: избыточность, релевантность,
прагматичность,

достоверность,

выразительность,

логическая

и

семиотическая выверенность.
Планирование текста.
Недостатки

текста,

созданного

без

предварительного

плана.

Необходимость планирования.
Повествование,

описание

и

рассуждение

смысловые разновидности монологической речи.

как

функционально-

8

Повествование

и

его

композиционные

компоненты:

пролог,

экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
Способы обогащения повествовательной композиции.
Описание и варианты его композиционного плана: последовательное,
панорамное, признаковое, сравнительное, аналитическое, процессуальное
описания.
Рассуждение. Понятие о топах – смысловых структурах минимального
объёма. Система топов. Дедуктивная и индуктивная композиционные
модели. Аргументация и объяснение как разновидности рассуждения.
Примеры планов для текстов на конкретные темы и их разбор.
Сбор дополнительного материала для текста.
Типы дополнительной информации: определения, сравнения, примеры,
ссылки на авторитеты, статистические данные, лирические отступления,
ссылки на произведения литературы и искусства, наглядные элементы
видеоряда (схема, таблица, рисунок и т.п.).
Методические

приёмы

сбора

и

использования

разных

видов

дополнительной информации. Конкретные примеры её применения.
Введение, его структура и разновидности.
Назначение введения. Компоненты введения. Способы и приёмы
организации компонентов введения со следующей семантикой: установление
контакта с адресатом; сообщение конкретной цели текста; характеристика
темы текста; пояснение непонятных читателю элементов; обзор главных
разделов текста.
Конкретные примеры разных введений текста и их разбор.
Разновидности

введения

по

основной

смысловой

доминанте:

историческое, аналитическое, сравнительное, полемическое, диалогическое,
житейское, проблемное, обобщающее, конкретизирующее, перекликающееся
с актуальной проблемой современности.
Структура основной части текста.

9

Композиционные доминанты текстов: хронологическое построение,
пространственное построение, построение при помощи определений,
индуктивное

построение,

дедуктивное

построение,

построение

по

противопоставлениям, уподоблениям, аналогии; причинно-следственное
построение;

сопоставление/противопоставление

теории

и

практики;

сопоставление/противопоставление факта и его значения.
Соотношение

композиционной

доминанты

с

функционально-

смысловым типом речи (повествование, описание, рассуждение) на примере
разных текстовых тем.
Разбор

конкретных

примеров

построения

текстов

по

разным

композиционным доминантам.
Предметно-логическое, «плетёное» и свободное образно-ассоциативное
построение текста.
Заключение, его структура и разновидности.
Назначение

заключения.

Компоненты

заключения:

повторение

(резюме); аналитический/обобщающий вывод; иллюстрация содержания
текста в виде сравнения, аллегории, анекдота, притчи, житейского
происшествия;

подчёркивающие

главную

идею

цитата/афоризм;

юмористическое замечание; призыв к конкретному действию.
Конкретные примеры разных заключений и их разбор.
Разновидности заключения по основной смысловой доминанте:
историческое, аналитическое, сравнительное, полемическое, диалогическое,
проблемное

и

обобщающее,

конкретизирующее

откликающееся на актуальную проблему современности.

основную

идею,

10

От замысла- к тексту 6 класс
Заключение, его структура и разновидности.
Назначение

заключения.

Компоненты

заключения:

повторение

(резюме); аналитический/обобщающий вывод; иллюстрация содержания
текста в виде сравнения, аллегории, анекдота, притчи, житейского
происшествия;

подчёркивающие

главную

идею

цитата/афоризм;

юмористическое замечание; призыв к конкретному действию.
Конкретные примеры разных заключений и их разбор.
Разновидности заключения по основной смысловой доминанте:
историческое, аналитическое, сравнительное, полемическое, диалогическое,
проблемное

и

обобщающее,

конкретизирующее

основную

идею,

откликающееся на актуальную проблему современности.
Способы образного обогащения текста.
Понятие микро- и макрообразности.
Способы

создания

микрообразности:

средства

лексической

выразительности (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы,
англицизмы и американизмы, диалектизмы, вульгаризмы, профессионализмы
и термины); тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола,
аллегория, ирония, перифраз, эвфемизм, парафраз); фигуры (анафора,
эпифора, параллелизм, плеоназм и тавтология, многосоюзие и бессоюзие,
инверсия, градация, эллипсис, риторический вопрос, антитеза, аллюзия).
Способы создания макрообразности: фабула и сюжет; монтаж; пейзаж
и интерьер; герой и его портрет; речь действующих лиц; художественная
деталь;

архетипы и

«вечные образы»;

фантастические компоненты;

комические элементы и фрагменты.
Средства общей образной окраски текста: интонация, стилизация,
словесная маска, подтекст, реминистенции.
Разбор конкретных примеров образного обогащения разных текстов.
Цитаты и цитирование.

11

Цитата как категория, характеризирующая межтекстовые отношения.
Скрытое и явное цитирование. Словари цитат.
Типология
песенные,

цитат

киноцитаты,

по

источнику:

политические,

художественно-литературные,

лозунги

и

девизы,

«ходячие

выражения», научные, официально-деловые.
Разновидности цитат по объёму, форме и способу оформления в тексте:
высказывания, устойчивые выражения, общеизвестные термины, отдельные
слова, слова и выражения на иностранных языках.
Цитаты авторские и «безымянные» (анонимные).
Распределение цитат по их функции в тексте: цитата – часть
повествования; цитата
репрезентация

– подтверждение позиции

чуждой/спорной

позиции;

автора; цитата

столкновение

цитат

–
для

полемического выявления истины; цитата – заголовок/начало/эпиграф;
цитата – окончание текста; цитата как ассоциативно-образное обогащение
текста.
Оформление цитат.
Разбор конкретных примеров цитирования.
Цельность и связность текста.
Понятие цельности и связности текста. Глобальная и локальная
связность.
Способы и компоненты глобальной связности: тематическое и идейное
единство; соответствие логической структуры текста коммуникативному
намерению

автора;

жанрово-стилевое

единство;

единство

образной

структуры; соответствие рамочной структуры и цитат основному тексту.
Способы обеспечения локальной связности. Словесные средства
связности: повтор слова/формы; однокоренные слова; синонимы, антонимы,
омонимы и проч.; слова одной лексико-семантической группы и связанные
родо-видовыми,
отношениями;

ассоциативными,
местоимения;

Морфологические

средства

ситуативными

союзы,
связности:

союзные

и
слова,

видо-временная

тематическими
слова-связки.
сопряжённость

12

глаголов, единство форм лица и наклонения. Синтаксические средства
связности: синтаксический параллелизм и порядок слов. Фонетические
средства связности.
Разбиение текста на абзацы. Требования к абзацу: единство, наличие
предложения-темы, достаточное развитие, согласованность и связность.
Разбор конкретных приёмов.
Название текста.
Понятие рамочной структуры и её компоненты. Заголовочный
комплекс.
Функции заголовка: информирование, контакт с читателем, вовлечение
текста в диалог с культурой.
Отношение

заголовка

к

содержанию

текста.

Содержательные

компоненты текста, о которых может сообщать заголовок: тема и идея,
конфликт и интрига, действующие лица, время и место, эмоциональная
оценка, призыв.
Варианты

языковой

словосочетание,

структуры

придаточное

заголовка:

предложение,

отдельное

слово,

повествовательное,

вопросительное и восклицательное предложения, структуры с точкой и
двоеточием, структура математической формулы, иноязычная лексика,
неологизм, цитата.
Способы

смыслового

обогащения,

используемые

в

заголовках:

столкновение антонимов, оксюморон, переделка общеизвестного выражения,
двойной смысл составляющих элементов.
Разбор конкретных заголовков.
Параметры хорошего текста.
Соотношение

текста

с

внетекстовыми

структурами

(язык,

действительность, адресат, автор), определяющее его качественность.
Соотношение «текст – язык», определяющее правильность, чистоту и
богатство текста. Компоненты правильности: лексическая, грамматическая,

13

орфографическая, пунктуационная и орфоэпическая правильность. Чистота и
богатство текста, их взаимосвязи.
Соотношение «текст – действительность и мышление», определяющее
содержательность, точность и логичность текста. Точность фактическая и
коммуникативная (понятийная). Логичность предметная и понятийная. Типы
логических ошибок.
Соотношение «текст – адресат и коммуникативная ситуация»,
определяющее ясность, уместность, доступность, экономичность, полноту,
действенность и этичность текста. Нарушение ясности, их причины и
исправление. Уместность содержательная и стилистическая. Способы
устранения избыточности текста. Способы достижения полноты текста.
Соотношение «текст - автор», определяющее выразительность и
оригинальность текста. Штампы и стереотипы, способы борьбы с ними.
Основы семантической редактуры.
Понятие

семантической

редактуры.

Способы

достижения

содержательности, предметной логичности, содержательной уместности,
доступности, действенности, этичности, выразительности и оригинальности
текста.
Нарушения точности текста. Способы исправления соответствующих
ошибок.
Нарушения ясности текста и их исправление.
Нарушения краткости текста. Характер ошибок и способы их
исправления.
Ошибки, нарушающие полноту текста, и их исправление.
Типы логических ошибок и работа над их исправлением.
Основы стилистической редактуры.
Понятие стилистической редактуры. Способы достижения чистоты,
богатства, стилистической уместности и лексической правильности языковой
структуры.

14

Стилистические (речевые) ошибки. Их типы и виды, способы их
исправления.
Канцелярит как болезнь современного русского языка. Ненужное
наукообразие. Опасность чрезмерного увлечения современным сленгом.
Методика языковой корректуры.
Понятие языковой корректуры.
Грамматические ошибки, их виды и способы исправления.
Орфографические ошибки. Наиболее частотные «ошибкоопасные»
позиции.
Пунктуационные ошибки. Наиболее частотные нарушения правил
пунктуации.
Последовательность операций при языковой корректуре.
Падение

грамотности

и

его

причины.

Способы

борьбы

с

неграмотностью.
Взаимоотношения человека и языка.
Освоение

мира

с

помощью

разных

знаковых

систем.

Роль

естественного языка в этом процессе.
Моделирование реальности с помощью языка.
Сложности

освоения

языка.

Попытки

искажения

естественной

языковой структуры.
Установление диалога и сотрудничества с родным языком.
Зачётное занятие.
Презентация созданных обучающимися текстов и их коллективное
обсуждение.

15

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
Личностные
Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе.
По основным направлениям воспитания:


гражданское: неприятие

любых

форм

экстремизма,

дискриминации; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;


патриотическое: осознание

российской

гражданской

идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России;


духовно-нравственное: ориентация на моральные ценности и

нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных

и

правовых

поступков; активное

норм

неприятие

с

учетом

асоциальных

осознания

последствий

поступков,

свобода

и

ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;


традициям

эстетическое: восприимчивость
и

творчеству

своего

и

к

разным

других

видам

народов,

искусства,
понимание

эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры

как

средства

коммуникации

и

самовыражения; понимание

ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства;


физического воспитания, формирования культуры здоровья и

эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в

16

интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека;


жизни

трудовое: осознание важности обучения на протяжении всей
для

успешной

профессиональной

деятельности

и

развитие

необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;


экологическое: повышение

уровня

экологической

культуры; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;


ценность научного познания: овладение языковой и читательской

культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление

опыта,

наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:


освоение

обучающимися

социального

опыта,

основных

социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;


потребность во взаимодействии в условиях неопределенности,

открытость опыту и знаниям других;

17


потребность в действии в условиях неопределенности, в

повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность,
в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;


необходимость в формировании новых знаний, умений связывать

образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и
компетенций, планирование своего развития;


умение оперировать основными понятиями, терминами и

представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;


способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;


оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые

решения и действия;


формулировать и оценивать риски и последствия, формировать

опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;


быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:


выявлять и характеризовать существенные признаки объектов

(явлений);


устанавливать существенный признак классификации, основания

для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

18


с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и

противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;


предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;


выявлять дефициты информации, данных, необходимых для

решения поставленной задачи;


выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и

процессов;


делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;


самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:


использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания;


формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным

и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;


формировать гипотезу об истинности собственных суждений и

суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;


прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:


применять различные методы, инструменты и запросы при

поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;

19


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать

информацию различных видов и форм представления;


находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;


самостоятельно выбирать оптимальную форму представления

информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;


оценивать надежность информации по критериям, предложенным

педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;


эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями:
1) общение:


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения;


выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных

текстах;


значение

распознавать
социальных

невербальные
знаков,

знать

средства
и

общения,

распознавать

понимать

предпосылки

конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;


понимать намерения других, проявлять уважительное отношение

к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;


в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников

диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;


публично

представлять

(эксперимента, исследования, проекта);

результаты

выполненного

опыта

20

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач



презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать



и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить



действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность



руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою



роль

(с

учетом

предпочтений

и

возможностей

всех

участников

взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы» и иные);


выполнять

свою

часть

работы,

достигать

качественного

результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;


оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,

самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;


сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена

команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:


ситуациях;

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных

21


ориентироваться в различных подходах принятия решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);


самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его

часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;


составлять

план

действий

(план

реализации

намеченного

алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;


делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:


владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее

изменения;


учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;


объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;


вносить

коррективы

в

деятельность

на

основе

новых

обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;


оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:


различать, называть и управлять собственными эмоциями и

эмоциями других;


выявлять и анализировать причины эмоций;



ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и

намерения другого;

22


регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:


осознанно относиться к другому человеку, его мнению;



признавать свое право на ошибку и такое же право другого;



принимать себя и других, не осуждая;



открытость себе и другим;



осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Предметные
1.

Совершенствование различных видов устной и письменной

речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма);
формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при
помощи современных средств устной и письменной коммуникации):


создание устных монологических высказываний на основе

жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание;
монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным
сообщением;


участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен

мнениями, запрос информации, сообщение информации (создание не менее
шести реплик); обсуждение и четкая формулировка цели, плана совместной
групповой деятельности;


детальным,

овладение

различными

ознакомительным)

видами

аудирования

учебно-научных,

(выборочным,

художественных,

публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи;


овладение

различными

видами

чтения

(просмотровым,

ознакомительным, изучающим, поисковым);


понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных,

официально-деловых,

публицистических,

художественных

текстов

различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной

23

и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и
выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;


овладение

умениями

информационной

прослушанного или прочитанного текста:
(простого,

сложного;

назывного,

переработки

составление плана текста

вопросного,

тезисного)

с

целью

дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной
форме; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте;


представление содержания прослушанного или прочитанного

учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания
таблицы, схемы в виде текста; комментирование текста или его фрагмента;


передача

в

устной

или

письменной

форме

содержания

прослушанных или прочитанных текстов различных функциональносмысловых

типов

доказательство,

речи

(повествование,

рассуждение-объяснение,

описание,

рассуждение-

рассуждение-размышление)

с

заданной степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст
объемом не менее 280 слов), сжатое и выборочное изложение (исходный
текст объемом не менее 300 слов);


устный пересказ прочитанного или прослушанного текста

объемом не менее 150 слов;


извлечение

информации

из

различных

источников,

ее

осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими
словарями,

справочной

литературой,

в

том

числе

информационно-

справочными системами в электронной форме;


создание

письменных

функционально-смысловых
рассуждение:

типов

текстов
речи

рассуждение-доказательство,

рассуждение-размышление)

с

соблюдением

различных
(повествование,

стилей

и

описание,

рассуждение-объяснение,
норм

построения

текста:

соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная

24

законченность; последовательность изложения (развертывание содержания в
зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в
тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность;


оформление

деловых

бумаг

(заявление,

инструкция,

объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика);


составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата;



осуществление выбора языковых средств для создания устного

или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным
замыслом;


анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных

речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи,
ситуации

и

условий

общения,

выразительного

словоупотребления,

соблюдения норм современного русского литературного языка; понимание и
объяснение

основных

причин

коммуникативных

успехов

и

неудач;

корректировка речи.
1.

Понимание

интеллектуальных и

определяющей

роли

творческих способностей

языка
личности

в

развитии
в процессе

образования и самообразования, важности соблюдения норм современного
русского литературного языка для культурного человека: осознание
богатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни
человека, общества и государства, в современном мире, различий между
литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными
разновидностями языка.
2.

Расширение и систематизация научных знаний о языке, его

единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики:


вычленение звуков речи и характеристика их фонетических

признаков; распознавание звуков речи по заданным характеристикам;
определение звукового состава слова;

25


вычленение морфем в словах; распознавание разных видов

морфем;


определение основных способов словообразования; построение

словообразовательной цепочки, определение производной и производящей
основ;


определение лексического значения слова разными способами

(использование

толкового

словаря,

словарей

синонимов,

антонимов;

установление значения слова по контексту);


распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов,

синонимов, антонимов; прямого и переносного значений слова;


распознавание

слов

с

точки

зрения

их

происхождения,

принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления
(архаизмы,

историзмы,

неологизмы,

заимствованная

лексика,

профессионализмы, канцеляризмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорная
лексика); определение стилистической окраски слова;


распознавание

по

значению

и

основным грамматическим

признакам имен существительных, имен прилагательных, глаголов, имен
числительных,

местоимений,

наречий,

предлогов,

союзов,

частиц,

междометий, звукоподражательных слов, причастий, деепричастий;


определение типов подчинительной связи слов в словосочетании

(согласование, управление, примыкание);


распознавание

морфологическим

основных

свойствам

главного

видов
слова

словосочетаний
(именные,

по

глагольные,

наречные);


распознавание простых неосложненных предложений; простых

предложений, осложненных однородными членами, включая предложения с
обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами,
уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями и
вставными конструкциями;


распознавание косвенной и прямой речи;

26


распознавание

(повествовательные,
окраске

предложений

побудительные,

(восклицательные

и

по

цели

высказывания

вопросительные),

эмоциональной

невосклицательные),

количеству

грамматических основ (простые и сложные), наличию главных членов
(двусоставные

и

(распространенные

односоставные),
и

наличию

нераспространенные);

второстепенных
предложений

членов

полных

и

неполных;


распознавание видов односоставных предложений (назывные,

определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);


определение морфологических средств выражения подлежащего,

сказуемого разных видов (простого глагольного, составного глагольного,
составного именного), второстепенных членов предложения (определения,
дополнения, обстоятельства);


распознавание бессоюзных и союзных (сложносочиненных и

сложноподчиненных) предложений, сложных предложений с разными
видами

связи;

сложноподчиненных

предложений

с

несколькими

придаточными (с однородным, неоднородным или последовательным
подчинением придаточных);


распознавание

видов

сложносочиненных

предложений

по

смысловым отношениям между его частями;


распознавание

видов

сложноподчиненных

предложений

(определительные, изъяснительные, обстоятельственные: времени, места,
причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия,
цели);


различение

подчинительных

союзов

и

союзных

слов

в

сложноподчиненных предложениях.
1.

Формирование умений проведения различных видов анализа

слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста:

27


проведение фонетического, морфемного, словообразовательного,

лексического, морфологического анализа слова;


проведение орфографического анализа слова, предложения,

текста или его фрагмента;


проведение пунктуационного анализа предложения, текста или

его фрагмента;


проведение

синтаксического

анализа

словосочетания,

предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей
речи в предложении;


проведение анализа текста с точки зрения его соответствия

основным признакам (наличия темы, главной мысли, грамматической связи
предложений, цельности и относительной законченности);


проведение смыслового анализа текста;



проведение анализа текста с точки зрения его композиционных

особенностей, количества микротем и абзацев;


проведение анализа способов и средств связи предложений в

тексте или текстовом фрагменте;


проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки

зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;


выявление отличительных признаков текстов разных жанров

(расписка, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение,
реферат, доклад на научную тему, интервью, репортаж, автобиография,
характеристика);


языковых

проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем
средств

выразительности

(фонетических,

лексических,

морфологических, синтаксических).
1.

Обогащение

словарного

запаса,

расширение

объема

используемых в речи грамматических языковых средств для свободного
выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:

28


осознанное расширение своей речевой практики;



использование словарей синонимов, антонимов, иностранных

слов,

толковых,

орфоэпических,

орфографических,

фразеологических,

морфемных, словообразовательных словарей (в том числе информационносправочных систем в электронной форме) для осуществления эффективного
и

оперативного

поиска

нужной

лингвистической

информации

при

построении устного и письменного речевого высказывания.
1.

Овладение

основными

нормами

современного

русского

литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого
этикета; соблюдение их в речевой практике, в том числе:


соблюдение основных грамматических (морфологических и

синтаксических) норм: словоизменение имен существительных, имен
прилагательных, местоимений, имен числительных, глаголов;


употребление

употребление

несклоняемых

местоимений

предшествующего

текста;

3-го

лица

имен
в

употребление

существительных;

соответствии
имен

со

смыслом

существительных

с

предлогами в соответствии с их грамматическим значением;


употребление предлогов из–с, в–на в составе словосочетаний;

согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием,
сложносокращенными словами, употребление причастного и деепричастного
оборотов;


построение

словосочетаний

с

несклоняемыми

именами

существительными, сложносокращенными словами;


построение предложения с однородными членами, с прямой и

косвенной речью, сложных предложений разных видов;


соблюдение основных орфографических норм: правописание

согласных и гласных в составе морфем;

29


употребление

прописной

и

строчной

букв,

графических

сокращений слов; слитные, дефисные и раздельные написания слов и их
частей;


соблюдение основных пунктуационных норм: знаки препинания

в конце предложения, в простом неосложненном предложении, в простом
осложненном предложении, в сложном предложении, при передаче чужой
речи; редактирование

собственных

и

чужих

текстов

с

целью

совершенствования их содержания и формы;


сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью

анализа исправленных ошибок и недочетов в тексте.

30

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
На изучение курса «От замысла к тексту 5-6 класс» при получении
основного общего образования в МАОУ СОШ № 1 отводится 34 часа: в 5
классе 17 часов (0,5 часа в неделю), в 6 классе 17 часов (0,5 часа в неделю).
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Название раздела /
темы
Коммуникация и текст.
Многозначность
понятия «текст».
Коммуникативная
ситуация и её элементы.
Тема и цель текста.
Стиль и жанр текста.
Сбор основного
материала для текста.
Планирование текста.
Сбор дополнительного
материала для текста.
Введение, его структура
и разновидности.
Структура основной
части текста.
Заключение, его
структура и
разновидности.
Способы образного
обогащения текста.
Цитаты и цитирование.
Цельность и связность
текста.
Название текста.
Параметры хорошего
текста.
Основы семантической
редактуры.
Основы стилистической
редактуры.
Методика языковой
корректуры.
Взаимоотношения
человека и языка.
Зачётное занятие.
Итого:

Всего
(часов)
1

5 класс

2

2

2
2
2

2
2
2

3
2

3
2

2

2

1

1

6 класс

1

1

1

2

2

1
1

1
1

2
2

2
2

2

2

2

2

1

1

1

1

1
34

17

1
17

31
Тематическое планирование «От замысла – к тексту» (17 часов)
5 класс
№
п/п

1.

№
в теме

1

2.

1

3.

2.

4.
5.

1
2.

6.
7.

1.
2.

8.

1

9.

2

10.
11.
12.

13.
14.

1
2
3

1
2

15.
16.

1.
2.

17.

1

Тема урока
Введение. Коммуникация и текст. Многозначность
понятия «текст»
Коммуникация, её виды и способы осуществления.
Понятие текста.
Коммуникативная ситуация и её элементы
Понятие коммуникативной ситуации.

Оформление замысла в коммуникативное намерение.
Тема и цель текста
Понятие темы. Обобщённая семантика тем.
Идея текста.
Стиль и жанр текста
Понятия стиля.
Понятие жанра. Системы жанров, присущие разным
стилям.
Сбор основного материала для текста
Понятие информации. Информация основная и
дополнительная.
Источники информации. Способы фиксирования,
переработки и интерпретации информации.
Планирование текста
Необходимость планирования текста.
Повествование и его композиционные компоненты.
Рассуждение. Понятие о топах – смысловых
структурах.
Сбор дополнительного материала для текста
Типы дополнительной информации.
Приёмы сбора и использования разных видов
дополнительной информации.
Введение, его структура и разновидности
Назначение введения. Компоненты введения.
Конкретные примеры разных введений, их разбор.
Структура основной части текста
Композиционные доминанты текстов.

Количество
часов
1
1
2
1

1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1

32
Тематическое планирование «От замысла – к тексту» (17 часов)
6 класс
1.

2.
3.

1

1.
2.

Заключение, его структура и разновидности
Назначение заключения. Компоненты
заключения.
Способы образного обогащения текста
Понятие микро- и макрообразности.
Способы создания микрообразности.
Цитаты и цитирование

1
1
2
1
1
1

33
4.

1

5.

1

6.

2

7.

1

8.

2

9.

1

10.

2
a.

11.
12.

1
2

13.
14.

1
2

15.

1

16.

1

17.

1

Цитата как категория, характеризующая
межтекстовые отношения. Словари цитат.
Цельность и связность текста
Понятие цельности и связности текста. Способы
и компоненты глобальной связности.
Способы обеспечения локальной связности.
Название текста
Функции заголовка. Отношение заголовка к
содержанию текста.
Варианты языковой структуры заголовка.
Параметры хорошего текста
Соотношение текста с внетекстовыми
структурами, определяющее его качественность.
Соотношение «текст - язык», «текст –
действительность и мышление».
Основы семантической редактуры
Понятие семантической редактуры.
Нарушения текста (точности, ясности, краткости).
Основы стилистической редактуры
Понятие стилистической редактуры.
Стилистические ошибки.
Методика языковой редактуры
Понятие языковой корректуры.
Взаимоотношения человека и языка
Освоение мира с помощью разных знаковых
систем.
Зачётное занятие
Презентация созданных учащимися текстов и их
коллективное обсуждение.

1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».