РП ВД Риторика, 8-9 классы

2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ № 1 МЫСКОВСКОГО ГО

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Тимофеев К. П.
Приказ № 1
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Риторика»
для обучающихся 8-9 классов
на 2024-2025 учебный год

г. Мыски, 2024 г.

3

Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика 8-9 класс»
обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной
программы основного общего образования МАОУ СОШ № 1. Программа
разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1) Личностные результаты освоения программы:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
со-общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;

4

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности
жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
2) Метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);

5

развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями
и другими поисковыми системами;
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
3) Предметные результаты
Выпускник научится:
1)
совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2)
понимать определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3)
использовать коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка;
4)
расширять и систематизировать научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5)
проводить различные виды анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также
многоаспектного анализа текста;
6)
научится обогащать активный и потенциальный словарный запас,
расширять объем используемых в речи грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
7)
овладеет основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретет опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8)
сформирует ответственность за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии,
доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать

6

собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
 характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.

7

II.

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« РИТОРИКА 8 – 9 класс»
8 класс

Общение
Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки и их причины. Речевая разминка.
Виды общения.
Общение контактное - дистантное, их особенности, жанры. Речевая разминка.
Подготовленная и неподготовленная устная речь. Приёмы подготовки устной
речи.
Несловесные средства.
Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Подружимся с голосом.
Поза, её коммуникативное значение. «Говорящие» жесты, мимика, позы на
рисунках и картинках. Молчание – золото.
Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова
праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как
база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их
приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Из древнерусской литературы
Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя).
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо орла».
Учимся отвечать.
Сравнительная характеристика. Инструктивная речь. Группировка и
классификация (обобщающее высказывание).
Баратынский Е.А.
Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении
«Водопад». Звукопись.
Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические
традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Качества речи.
Выразительность – особое качество речи.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение
гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах
иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости
согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение

8

безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение
женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими
[ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в
научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике,
художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления
заимствованных слов.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование:
согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе
количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел
– врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
сочетанием числительного несколько и существительным; согласование
определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три,
четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное
такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало,
сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках.
Пантелеев Л.
«Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой
Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Учимся читать учебную информацию.
Что помогает осознать и запомнить прочитанное. Тезисы, конспекты учебного
текста. Реферат как вид текста. Этапы подготовки текста. Утешение
Речевые жанры.
Личное официальное письмо. Отчёт о работе. Биографическое повествование
Биография и автобиография. Протокол.
Учимся спорить.
Способы доказательства. Как строится аргументированный текст.
Васильев Б.П.
«Завтра была война». Образы подростков в произведениях о Великой
Отечественной войне.
Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой
деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и
послетекстовый этапы работы.
Рождественский Р.И.
Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении
«На земле безжалостно маленькой…»

9

Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.
Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в
учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.
Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента:
критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Пермяк Е.А.
«Ужасный почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата.
Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебнонаучной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в
том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Романова Л.
Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в
современном мире.

10

9 класс
Зачем нужна риторика?
Зачем нужна риторика? Общая и частная риторика. Профессионально
ориентированные риторики
Голос – «одежда» нашей речи.
По песне и голос. За работу, мой голос.
Н. М. Карамзин
«Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского
романтического направления XVIII века. Тема трагической любви. Мотив
вселенского одиночества.
Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
(обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах
в современном русском языке (основные тенденции, отдельные приме-ры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Риторические фигуры
Вспоминаем изученное. «Новый поворот». Что такое риторические фигуры?
Риторическое обращение и восклицание. Антитеза. Риторическое сравнение.
Структура риторического сравнения. Подведём итоги. Публичная речь. Роды,
виды, жанры.
Л.Н. Толстой.
«Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и
Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык.
Устные информативные жанры.

11

Реферативное сообщение. Сообщение, доклад. Отбор информации (этап
изобретения). Как расположить материал ( этап расположения). Говорите
выразительно, доходчиво, живо (этап выражения). Готовимся выступать (этап
произнесения).
Ораторская речь
Какую речь называют ораторской. Условия успеха. Части ораторской речи.
Виды ораторской речи.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической
нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов
благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти
груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о
книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное
употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из
Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм,
в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚
предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка
рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚
повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение
в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
А.И. Куприн
«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две героини,
две судьбы.
Дискуссия как жанр риторики
Такие разные , разные споры. Диспут, полемика, дебаты. Дискуссионная речь.
Речь и приёмы ведущего дискуссию. Речь и приёмы участников дискуссии.
Непозволительные приёмы.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм,
схем для представления информации.

12

Автобиографическое повествование
Познай самого себя. Деловая автобиография. Автобиография.
Коммуникативная установка. Адресат. Адресант. Время в автобиографии.
Разные лики «Я».
В. Быков
Повесть «Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой
Отечественной войне.
Путевой очерк.
Первое знакомство. Заголовок. Собираем факты, думаем, размышляем
Выдумка и домысел. Подлинная правда жизни. Язык и стиль. Создание
путевого очерка – это труд и творчество.
Б.П. Екимов.
«Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини,
связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы
и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Рождественский Р.И.
Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле
безжалостно маленькой…».

13

III.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

На изучение внеурочной деятельности «Риторика 8-9 класс» при
получении основного общего образования в МАОУ СОШ №1 отводится 68
часов: в 8 классе 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе 34 часа (1 час в
неделю).
№

Название раздела / темы

п/п

Всего

8

(часов) класс

1.

Общение

1

2.

Виды общения

1

3.

Несловесные средства.

1

4.

Язык и культура

2

5.

Из древнерусской литературы

1

6.

Учимся отвечать.

1

7.

Баратынский Е.А.

1

8.

Апухтин А.Н.

1

9.

Качества речи.

1

10. Культура речи

6

11. Пантелеев Л.

1

12. Учимся читать учебную
информацию.
13. Речевые жанры.

2

14. Учимся спорить.

2

15. Васильев Б.П.

1

16. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой
деятельности
17. Рождественский Р.И.

1

1

1

9
класс

4

6

14

18. Текст как единица языка и речи

2

19. Пермяк Е.А.

1

20. Функциональные разновидности
языка
21. Романова Л.

4

2

4

1

22. Зачем нужна риторика?

1

23. Голос – «одежда» нашей речи.

1

24. Н. М. Карамзин

1

25. Риторические фигуры

2

26. Л.Н. Толстой

1

27. Устные информативные жанры.

1

28. Ораторская речь

2

29. А.И. Куприн

1

30. Дискуссия как жанр риторики

2

31. Автобиографическое повествование

1

32. В. Быков

1

33. Путевой очерк.

1

34. Б.П. Екимов.

1

35. Рождественский Р.И.

1

36. Подведем итоги

2

1

1

37. ИТОГО

68

34

34

15

Тематическое планирование 8 класс
№ п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
11

12

Название раздела/ темы
Общение
Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки и их
причины. Речевая разминка.
Виды общения.
Общение контактное - дистантное, их особенности, жанры.
Речевая разминка.
Несловесные средства.
Поза, её коммуникативное значение. «Говорящие» жесты,
мимика, позы на рисунках и картинках.
Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского
фонда, слова праславянского (общеславянского) языка,
древнерусские
(общевосточно-славянские)
слова,
собственно русские слова.
Собственно русские слова как база и основной источник
развития лексики русского литературного языка.
Из древнерусской литературы
Рассказы русских летописей XII – XIV веков. Образное
отражение жизни в древнерусской литературе. «Гнездо
орла».
Учимся отвечать.
Сравнительная характеристика. Инструктивная речь.
Группировка и классификация (обобщающее
высказывание).
Баратынский Е.А.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств
человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…»
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н.
Апухтина.
Качества речи.
Выразительность – особое качество речи.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в
современной речи.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
6
1

1

16

13
14

15
16

17

18
19

20

21
22

23

24

25

26
27

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Терминология и точность речи.
Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Особенности употребления терминов в публицистике,
художественной литературе, разговорной речи.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки.
Отражение
вариантов
грамматической
нормы
в
современных грамматических словарях и справочниках.
Пантелеев Л.
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в
произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда
личного подвига во имя победы.
Учимся читать учебную информацию.
Что помогает осознать и запомнить прочитанное. Тезисы,
конспекты учебного текста.
Реферат как вид текста. Этапы подготовки текста.
Утешение.
Речевые жанры.
Личное официальное письмо. Отчёт о работе.
Биографическое повествование
Биография и автобиография. Протокол.
Учимся спорить.
Способы доказательства. Как строится аргументированный
текст.
Способы доказательства. Как строится аргументированный
текст.
Васильев Б.П.
Васильев Б.П.«Завтра была война». Образы подростков в
произведениях о Великой Отечественной войне.
Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь.
Виды речевой деятельности
Эффективные
приёмы
слушания.
Предтекстовый,
текстовый и послетекстовый этапы работы.
Рождественский Р.И.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа
«маленького человека» в стихотворении «На земле
безжалостно маленькой…»
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации.
Правила
эффективной
аргументации.
Причины
неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Пермяк Е.А.

1
1

1
1
1
1

2
1
1
1
1

2
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
1
1

17

28

29
30

31

32

33

34

Пермяк Е.А. «Ужасный почерк». Жизненная позиция героя
рассказа.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация,
поздравление. Научный стиль речи.
Специфика оформления текста как результата проектной
(исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на
защите реферата.
Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для
участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной
дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре
письма другу (в том числе электронного), страницы
дневника и т.д.
Романова Л.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Одиночество подростков в современном мире.
Подведем итоги
Подведем итоги

1
4
1
1

1

1

1
1
1
1

Тематическое планирование 9 класс
№ п/п
1

2
3

4

5

6

Название раздела/ темы
Зачем нужна риторика?
Зачем нужна риторика? Общая и частная риторика.
Профессионально ориентированные риторики
Голос – «одежда» нашей речи.
По песне и голос. За работу, мой голос.
Н. М. Карамзин
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» – яркий образец
лирической прозы русского романтического направления
XVIII века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов
(концептов)
русской
культуры,
их
национальноисторическая значимость.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты)
из
произведений
художественной
литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее
представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1

4
1

1

1

18

7

8

9

10

11

12
13
14

15

16

17
18
19

20

языке
Стремительный
рост
словарного
состава
языка,
«неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов
Риторические фигуры
Вспоминаем изученное. «Новый поворот». Что такое
риторические фигуры? Риторическое обращение и
восклицание.
Антитеза. Риторическое сравнение. Структура
риторического сравнения. Подведём итоги. Публичная речь.
Роды, виды, жанры.
Л.Н. Толстой.
Л.Н. Толстой.
«Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной
жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. Поэтика и
проблематика. Язык.
Устные информативные жанры.
Реферативное сообщение. Сообщение, доклад. Отбор
информации.
Ораторская речь
Какую речь называют ораторской. Условия успеха.
Части ораторской речи. Виды ораторской речи.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Активные процессы в области
произношения и ударения.
Отражение произносительных вариантов в современных
орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы
как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и
точность.
Свободная
и
несвободная
лексическая
сочетаемость.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки.
Нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные
ошибки в построении сложных предложений
А.И. Куприн
«Живое и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус».
Две героини, две судьбы.

1

2
1

1

1
1

1
1
2
1
1
6

1

1

1
1
1

1
1

19

21
22

23
24

25

26

27

28

29

30
31
32

33

34

Дискуссия как жанр риторики
Такие разные , разные споры. Диспут, полемика, дебаты.
Дискуссионная речь.
Речь и приёмы ведущего дискуссию. Речь и приёмы
участников дискуссии. Непозволительные приёмы.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.
Использование
графиков,
диаграмм,
схем
для
представления информации.
Автобиографическое повествование
Познай самого себя. Деловая автобиография.
Автобиография. Коммуникативная установка. Адресат.
Адресант. Время в автобиографии. Разные лики «Я».
В. Быков
В. Быков Повесть «Обелиск». Образы подростков в
произведениях о Великой Отечественной войне.
Путевой очерк.
Первое знакомство. Заголовок. Собираем факты, думаем.
Подлинная правда жизни. Язык и стиль. Создание путевого
очерка – это труд и творчество.
Б.П. Екимов.
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы
писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой
Отечественной войны.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой
стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и
языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента
на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в
художественном произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты.
Рождественский Р.И.
Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека»
в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».
Подведем итоги
Подведем итоги

2
1
1
2
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

4
1

1
1
1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».