РП ВД Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
МАОУ СОШ № 1 Мысковского ГО

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Тимофеев Константин
Петрович
от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционных занятий
для обучающихся 7-9 классов
на 2024-2025 учебный год

Составитель: Агантаева Ю.Е.

Мысковский городской округ 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учащиеся с диагнозом ОВЗ в силу своих индивидуальных психофизических особенностей
(задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому
языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к
учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут
выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации,
обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, Учащиеся работают на
уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое
запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной
деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Однако задача образовательного учреждения
- создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями
получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую
личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями,
способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования
и трудовой деятельности. Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких
учащихся крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом
на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе
практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа даѐт
дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку.
Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы
для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-9 классах. Особенности построения
программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под рабочую
программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого дидактического,
систематизировании занятий для прочного усвоения материала. В рабочей программе курс каждого
класса представлен разделами:
1. Диагностика навыков учащихся по предмету Цель раздела – выявление знаний, умений,
навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития. Формирование групп на основе
сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Цель раздела – систематизация знаний,
умений и навыков учащихся по предмету. Приоритетом является практическая деятельность
учащихся: упражнения, задания, связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам,
инструкциям и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с
целью предупреждения ошибок.
3. Восполнение пробелов в знаниях Цель раздела - выявление и восполнение пробелов в
усвоении материала школьниками. Работа проводится в тесной связи с развитием познавательной
деятельности учащихся, при целенаправленной организации речевой, практической и мыслительной
активности. Приоритетом является практическая деятельность учащихся(выполнение упражнений,
составление алгоритмов, схем, таблиц, комплексный анализ текста, устное комментирование с целью
предупреждения ошибок), а также формирование навыков самоконтроля.
4. Пропедевтика изучения трудных тем Цель раздела - использование и систематизация
имеющихся знаний и теоретических сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике и
повторению понятий, языковых явлений, которая учитывает индивидуальные возможности
обучающихся, объѐм усвоения ими не только понятийного аппарата предмета «Русский язык», но
сложности, возникающие в процессе усвоения и закрепления новых знаний и степени
самостоятельности выполнения упражнений, заданий.

5. Развитие речи Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного запаса
учащихся, развитие устной и письменной связной речи, которая включает работу, направленную на
уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе. Дальнейшее обогащение
словарного запаса происходит как путем накопления новых слов разных частей речи, так и за счет
развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Обогащение
словарного запаса при помощи различных способов словообразования – это важный момент в работе
по развитию речи учащихся с задержкой психического развития, потому что такая работа развивает
способность восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность,
умения выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь, влияет на развитие
орфографической зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях. В лексический словарь
школьников необходимо вводить слова не только различных самостоятельных частей речи, но и
служебные, так как данные слова выполняют свою функцию и без них невозможно овладеть
структурой различных типов предложений. Развитие речи учащихся направлено и на
совершенствование грамматического оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи
слов в предложении, моделей различных синтаксических конструкций.
Цель программы – повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения, групповая и индивидуальная работа по формированию
недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии
познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и
создание условий успешности.
Задачи данной программы подразделяются на образовательные ,развивающие и
воспитательные.
К образовательным задачам относятся: коррекция грамматико-аналитических
орфографических и пунктуационных навыков; систематизация знаний, умений и навыков учащихся
по основным разделам русского языка; восполнение пробелов в знаниях; пропедевтика изучения
трудных тем; обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся; формирование
умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; формирование
умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей; формирование
положительной мотивации к обучению.
Коррекционно-развивающие задачи включают в себя: развитие общеинтеллектуальных
умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, классификация; развитие мышления
(словесно-логического, образного, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения,
произвольного внимания; развитие активного словарного запаса, умения строить связный устный
и/или письменный текст разных типов и стилей речи; развитие универсальных учебных действий,
таких как работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьѐй, параграфом и т.д.
К основным воспитательным задачам курса «Коррекционные занятия по русскому языку»
относятся воспитание любви к русскому языку, слову, языковой культуре; формирование и развитие
навыков самоконтроля, самооценки, саморегуляции.
Продолжительность занятия на долю каждого ученика приходится 1учебный час, поскольку
занятия ведутся индивидуально и в подгруппах (2-5учащихся). Группы формируются на основе
сходства у обучающихся недостатков. Индивидуальные занятия должны быть максимально
направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика.
Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся
индивидуальных проблем в развитии, отставании в обучении. Индивидуальная помощь оказывается
ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении.
Принципы, на которых базируется программа, включают в себя учет индивидуальных
особенностей и возможностей учащихся с ОВЗ; уважение к результатам деятельности обучающихся
в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий с учетом
развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного
предмета «Русский язык»; вариативность содержания и форм проведения занятий; научность, связь
теории и практики; преемственность; наглядность; систематичность и последовательность;
прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения.

При проведении коррекционных занятий возможно использование следующих методов и
форм обучения: элементы диалоговой, игровой ,проблемной технологий; элементы развивающего
обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ,
упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового
материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, работа
с учебником, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной
литературой, изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест и др..
На коррекционных занятиях применяются современные технологии обучения: коррекционная,
эвристическая, социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в
сотрудничестве, ИКТ ипроектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать
процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.
Программа также предусматривает другие варианты дидактико технологического
обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, тестовые задания, видеофильмы,
лингвистические справочники и словари.
В процессе проведения коррекционных занятий целесообразно использовать следующие
виды и формы контроля: входной, промежуточный, итоговый, в задачи которых входит: входной
контроль – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в
соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой
психического развития; формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых
недостатков; промежуточный контроль– установление фактического уровня теоретических знаний
учащихся, их практических умений и навыков; соотнесение результатов промежуточного контроля с
результатами входного с целью дальнейшей коррекции образовательного маршрута
учащегося; итоговый контроль– диагностика знаний, умений учащихся после прохождения всего
курса индивидуально-коррекционных занятий; соотнесение результатов итогового контроля с
результатами входного с целью дальнейшей коррекции образовательного маршрута учащегося;
выявление динамики.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностными результатами освоения программы являются: воспитание российской
гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей эстетической
принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; понимание русского языка
как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качествличности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание
эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию; достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются: 1) владение всеми видами
речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой;
владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свѐрнутости; 
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом
замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своѐ мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. В качестве
показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются
индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности;
мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга.
Предметные результаты выражаются в следующем:
5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
определения основных разделов русского языка;
определения частей речи;
определения орфографических и пунктуационных правил;
аргументировать свои ответы и приводить примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
делать грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный,
морфологический, синтаксический;
находить в словах орфограммы;
определять и различать части речи;

определять морфологические признаки имѐн существительных, прилагательных; определять
морфологические признаки глагола;
выделять знаками препинания обращения и прямую речь.
Развитие речи:
составлять тексты различных типов речи и стилей;
пользоваться различными словарями.
6 КЛАСС
Учащиеся должны з н а т ь:
порядок грамматического разбора;
морфологические признаки изученных частей речи;
определения орфографических и пунктуационных правил;
определение «компрессия», виды компрессии текста;
аргументировать свои ответы и приводить примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
дифференцировать части речи;
находить в тексте изученные орфограммы, объяснять их правописание;
различать виды предложений.
Развитие речи:
делить текст на микротемы;
составлять простой и сложный планы;
составлять текст на основе исходного.
7 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
способы группировки орфограмм по основным признакам;
виды грамматических справочников, их назначение;
определения основных орфографических и пунктуационных правил; обосновывать свои ответы и
приводить примеры;
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;
дифференцировать части речи;
целесообразно
использовать
различные
виды
грамматических
справочников,
словарей; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать
слова с изученными орфограммами.
Развитие речи:
строить текст - рассуждение: 10
аргументировать свои высказывания;
уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;
выразительно читать прозаический и стихотворный текст.
8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- понятия основных разделов языка;
- теоретические сведения по синтаксису и пунктуации.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
различать части речи;
находить в тексте обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства,
дополнения; вводные слова, обращение и т.д.);
отличать неполные предложения от односоставных;
правильно ставить знаки препинания в простом предложении, осложненном обособленными
членами, однородными членами, прямой речью, обращением, вводными словами и предложениями и
др.

Развитие речи:
строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом
и стилем речи;
строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему;
определять микротемы в тексте;
знать основные способы компрессия текста.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
понятия основных разделов языка;
теоритические сведения основных разделов русского языка;
орфографические и пунктуационные правила.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
отличать ПП от СП;
определять виды ССП, СПП;
отличать ССП, СПП, БСП;
правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развитие речи:
строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом
и стилем речи;
строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему;
определять микротемы в тексте;
знать основные способы компрессии текста.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются
индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности;
мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга
МЕСТО КУРСА «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
В УЧЕБНОМ (БАЗИСНОМ) ПЛАНЕ
Проведение коррекционных занятий по русскому языку на этапе основного общего образования
предусматривает ресурс учебного времени в объѐме 175 часов, в том числе: в 5 классе – 35 ч., в 6
классе - 35 ч., в 7 классе-35 ч., в 8 классе - 35 ч., в 9 классе - 35 ч.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов
1. Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6
2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 11
3. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 7
4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 3
5. Раздел 5. Развитие речи 7
Всего: 34
6 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов 1.
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 5 2.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 12 3.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 9 4.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 4 5.
Раздел 5. Развитие речи 4
Всего: 34
7 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов 1.
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6
2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 9 3.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 10
4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 3 5.
Раздел 5. Развитие речи 6 Всего: 34
8 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов 1.
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 7 3.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 11 4.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 2 5.
Раздел 5. Развитие речи 6
Всего: 34
9 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов 1.
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 4 3.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 9 4.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 4 5.
Раздел 5. Развитие речи 12
Всего: 34
СОДЕРЖАНИЕ
5 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в
соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ОВЗ. Формирование
групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Фонетика. Морфемика. Орфограмма. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Самостоятельные и служебные части речи. Различение частей речи. Имя существительное.
Морфологические признаки. Имя прилагательное. Морфологические признаки. Глагол.
Морфологические
признаки.
Грамматические
разборы:
фонетический,
морфемный,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание разделительных Ъ и Ь,
предлогов со словами. Правописание окончаний имѐн существительных, имѐн прилагательных,
глагола. Правописание -тся, -ться, написание не с глаголом. Индивидуальная работа по результатам
диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Знаки препинания при обращении и прямой речи. Фонетика. Правописание приставок на з-с.
Правописание гласных в корне слова: чередующиеся гласные.
Раздел 5. Развитие речи
Текст. Составление текстов различных типов речи и стилей. Словообразование. Обогащение
активного словарного запаса: работа с синонимами, антонимами. Синтаксис, синтаксические
конструкции. Умение пользоваться различными словарями.
6 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в
соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование
групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Фонетика. Морфемика. Орфография. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Дифференцирование частей речи и их грамматических категорий. Грамматические разборы:

фонетический,
морфемный,
словообразовательный,
морфологический,
синтаксический,
пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний имѐн существительных и прилагательных, глагола. Правописание
гласных в корне. Простое предложение. Тире в простом предложении. Простые предложения с
однородными членами и обобщающим словом. Знаки препинания. Сложное предложение. Знаки
препинания при обращении и прямой речи. Индивидуальная работа по результатам педагогической
диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Правописание чередующихся гласных в корне о/а. Правописание приставок пре-, при-.
Правописание числительных. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных
местоимениях, не с частями речи.
Раздел 5. Развитие речи
Деление текста на микротемы. Простой и сложный план. Пересказ по плану. Компрессия.
Виды компрессии. Расширение словарного запаса по темам «Описание помещения» и «Описание
пейзажа». Умение употреблять в речи прилагательные. Работа над выразительным чтением
прозаического и поэтического текстов.
7 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Выявление знаний, умений,
навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями,
предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся
коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Составление схем, алгоритмов.
Упражнения в дифференциации частей речи и орфографических правил. Развитие орфографической
и
пунктуационной
зоркости.
Грамматические
разборы:
фонетический,
морфемный,
словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных, прилагательных, глагола.
Правописание имѐн числительных. Знаки препинания в ПП, СП и при прямой речи. Индивидуальная
работа по результатам педагогической диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Н-НН в
суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при
причастном и деепричастном обороте. Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы.
Правописание наречий и предлогов.
Раздел 5. Развитие речи
Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека», «Описание внешности
человека», «Описание процессов труда». Составление текстов с типом речи – рассуждение. Работа
над выразительным чтением прозаического и поэтического текста.
8 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и
пунктуационной зоркости. Морфологические признаки различных частей речи. Обособленные члены
предложения. Упражнения в дифференциации частей речи, орфограмм и пунктограмм.
Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях

Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Знаки
препинания в простом предложении: тире, однородные члены, обобщающее слово. Обособленные
предложения.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Словосочетание. Способы связи в словосочетании. Обособленные определения,
обстоятельства и дополнения. Знаки препинания. Приложение. Неполные предложения. Отличие
неполных предложений от односоставных.
Раздел 5. Развитие речи
Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или
письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи.
Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных
жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на
морально-нравственную тему. Композиция сочинения.
9 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию.
Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и
пунктуационной зоркости. Упражнения в дифференциации видов предложений. Грамматические
разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический,
пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном
предложении. Осложнѐнные предложения.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания.
Сложносочиненные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в
сложноподчинѐнных предложениях. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
5. Развитие речи
Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или
письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи.
Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных
жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на
морально-нравственную тему. Композиция сочинения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (35 часа)
№
урока
1

2
3
4
5
6

Тема, содержание урока
Правописание проверяемых безударных гласных в
корне слова.
Правописание непроверяемых безударных гласных и
согласных в корне слова
Правописание непроизносимых согласных в корне
слова.
Разделительные Ъ и Ь знаки.
Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Глагол. Повторение изученного в 1 – 4 классах.
Правописание глаголов. ТЬСЯ – ТСЯ в глаголах
Личные окончания глаголов.

Примечание

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

21
22

23

24

25
26
27
28
29
30

НЕ с глаголами.
Имя существительное. Безударные гласные в
окончаниях существительных.
Имя прилагательное. Безударные гласные в
окончаниях прилагательных.
Местоимение.
Синтаксис. Пунктуация.
Словосочетание. Разбор словосочетания
Предложение.
Виды предложений по цели высказывания
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нераспространенные и распространенные
предложения.
Второстепенные члены предложения.
Дополнение.
Определение.
Обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.
Предложения с обращениями.
Синтаксический разбор простого предложения.
Пунктуационный разбор простого предложения
Простые и сложные предложения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Прямая речь.
Диалог.
Фонетика.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Согласные твердые и мягкие.
Согласные звонкие и глухие.
Фонетический разбор слова.
Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Антонимы. Синонимы.
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
Изменение и образование слов.
Окончание.
Основа слова.
Приставка. Суффикс.
Морфемный разбор слова.
Чередование звуков.
Беглые гласные.
Чередование О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС.
Чередование О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ.
Правописание гласных и согласных в приставках
Буквы З-С на конце приставок.

31
32
33
34
35

Буквы О- Ё после шипящих в корне.
Буквы И-Ы после Ц.
Развитие речи. Работа с текстом.
Развитие речи. Работа с текстом.
Развитие речи. Работа с текстом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (35 часа)

№
урока
1

Тема, содержание урока

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Примечание

Повторение изученного в 5 классе
Орфограммы в корнях и окончаниях слов
Словосочетание
Предложение
Части речи
Стили речи
Лексика и фразеология
Фразеологизмы
Словообразование
Р.Р. Описание помещения
Буквы о-а в корнях кос-кас
Буквы о-а в корнях гор-гар
Буквы ы-и после приставок
Приставки пре-при
Соединительные о-е в сложных словах
Сочинение по картине
Имя существительное.
НЕ с существительными
Суффиксы существительных
Гласные о-ё после шипящих
Имя прилагательное
Разряды прилагательных
НЕ с прилагательными
Буквы о-ё после шипящих и ц
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Дефисное и слитное написание сложных
прилагательных
Глагол
Наклонения глаголов. Безличные глаголы
Имя числительное. Склонение числительных
Местоимение. Разряды местоимений
Р.Р.Изложение
Повторение изученного
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Р.Р. Работа с текстом.
Подготовка к итоговой работе
Итоговая работа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (35ч)
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема, содержание урока

Примечание

Повторение изученного в 6 классе
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разор
Лексика и фразеология
Фонетика и орфография
Словообразование и орфография.
Тексты и стили
Морфология и орфография
Причастие как часть речи
Склонение причастий
Причастный оборот
Действительные и страдательные причастия
Одна и две буквы Н в причастиях
НЕ с причастиями
Деепричастие как часть речи
Деепричастный оборот
НЕ с деепричастиями
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
Наречие как часть речи
Разряды и степени сравнений наречий
НЕ с наречием. Отрицательные наречия
Одна и две буквы Н в наречиях
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
Буквы О и А на конце наречий
Дефис между частями слова в наречиях
Мягкий знак на конце наречий
Служебные части речи.
Предлог
Слитное и раздельное написание предлогов
Союз
Простые и составные союзы.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
Частица
Разряды частиц
Раздельное и дефисное написание частиц
Подготовка к итоговой контрольной работе
Работа над ошибками
Подготовка к итоговой работе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (35ч)

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
34

Тема, содержание урока

Примечание

Знаки препинания в сложном предложении
Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных
НЕ с разными частями речи
Р.Р. Изложение
Словосочетание
Грамматическая основа предложения
Р.Р. Описание памятника культуры
Сказуемое простое и составное
Второстепенные члены предложения
Р.Р. Сочинение. Характеристика человека
Односоставные предложения
Односоставные предложения
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Однородные члены предложения
Осложнённые предложения
Р.Р. Изложение с элементами сочинения
Обобщающие слова при однородных членах
Обособленные определения
Обособленные приложения
Обособленные обстоятельства
Уточняющие члены предложения
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Обращение
Вводные слова
Вводные слова
Р.Р. Сжатое изложение
Прямая и косвенная речь
Цитата
Р.Р. Изложение
Р.Р.Изложение
Повторение изученного
Р.Р. Сочинение-рассуждение
Р.Р. Работа с текстом.
Подготовка к итоговой работе
Итоговая работа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс (35 ч)

№
занятия
1
2
3
4
5

Тема, содержание урока
Повторение изученного в 8 классе
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разор
Тексты и стили
Словосочетание и предложение
Грамматическая основа предложений

Примечание

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Предложения с обособленными членами
Обращение. Вводные слова
Сложное предложение
Союзные и бессоюзные сложные предложения
Р.Р. Сочинение
Сложносочинённые предложения
Сложносочинённые предложения
Сложносочинённые предложения
Сложносочинённые предложения
Р.Р. Сочинение-описание
Изложение
Изложение
Изложение
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Изложение
Изложение
Изложение
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами связи
Изложение
Изложение
Изложение
Подготовка к итоговой контрольной работе
Работа над ошибками
Подготовка к итоговой работе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.11.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (38474) 2-08-29, +7(38474) 2-55-51

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».