МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» МАОУ СОШ № 1 Мысковского ГО УТВЕРЖДЕНО Директор Тимофеев Константин Петрович от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционных занятий для обучающихся 7-9 классов на 2024-2025 учебный год Составитель: Агантаева Ю.Е. Мысковский городской округ 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учащиеся с диагнозом ОВЗ в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако задача образовательного учреждения - создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа даѐт дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку. Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-9 классах. Особенности построения программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под рабочую программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого дидактического, систематизировании занятий для прочного усвоения материала. В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами: 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Цель раздела – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Цель раздела – систематизация знаний, умений и навыков учащихся по предмету. Приоритетом является практическая деятельность учащихся: упражнения, задания, связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам, инструкциям и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. 3. Восполнение пробелов в знаниях Цель раздела - выявление и восполнение пробелов в усвоении материала школьниками. Работа проводится в тесной связи с развитием познавательной деятельности учащихся, при целенаправленной организации речевой, практической и мыслительной активности. Приоритетом является практическая деятельность учащихся(выполнение упражнений, составление алгоритмов, схем, таблиц, комплексный анализ текста, устное комментирование с целью предупреждения ошибок), а также формирование навыков самоконтроля. 4. Пропедевтика изучения трудных тем Цель раздела - использование и систематизация имеющихся знаний и теоретических сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике и повторению понятий, языковых явлений, которая учитывает индивидуальные возможности обучающихся, объѐм усвоения ими не только понятийного аппарата предмета «Русский язык», но сложности, возникающие в процессе усвоения и закрепления новых знаний и степени самостоятельности выполнения упражнений, заданий. 5. Развитие речи Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного запаса учащихся, развитие устной и письменной связной речи, которая включает работу, направленную на уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе. Дальнейшее обогащение словарного запаса происходит как путем накопления новых слов разных частей речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Обогащение словарного запаса при помощи различных способов словообразования – это важный момент в работе по развитию речи учащихся с задержкой психического развития, потому что такая работа развивает способность восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность, умения выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь, влияет на развитие орфографической зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях. В лексический словарь школьников необходимо вводить слова не только различных самостоятельных частей речи, но и служебные, так как данные слова выполняют свою функцию и без них невозможно овладеть структурой различных типов предложений. Развитие речи учащихся направлено и на совершенствование грамматического оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи слов в предложении, моделей различных синтаксических конструкций. Цель программы – повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, групповая и индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и создание условий успешности. Задачи данной программы подразделяются на образовательные ,развивающие и воспитательные. К образовательным задачам относятся: коррекция грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков; систематизация знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам русского языка; восполнение пробелов в знаниях; пропедевтика изучения трудных тем; обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся; формирование умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей; формирование положительной мотивации к обучению. Коррекционно-развивающие задачи включают в себя: развитие общеинтеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, классификация; развитие мышления (словесно-логического, образного, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания; развитие активного словарного запаса, умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; развитие универсальных учебных действий, таких как работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьѐй, параграфом и т.д. К основным воспитательным задачам курса «Коррекционные занятия по русскому языку» относятся воспитание любви к русскому языку, слову, языковой культуре; формирование и развитие навыков самоконтроля, самооценки, саморегуляции. Продолжительность занятия на долю каждого ученика приходится 1учебный час, поскольку занятия ведутся индивидуально и в подгруппах (2-5учащихся). Группы формируются на основе сходства у обучающихся недостатков. Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставании в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Принципы, на которых базируется программа, включают в себя учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ОВЗ; уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»; вариативность содержания и форм проведения занятий; научность, связь теории и практики; преемственность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения. При проведении коррекционных занятий возможно использование следующих методов и форм обучения: элементы диалоговой, игровой ,проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, работа с учебником, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест и др.. На коррекционных занятиях применяются современные технологии обучения: коррекционная, эвристическая, социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ ипроектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным. Программа также предусматривает другие варианты дидактико технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари. В процессе проведения коррекционных занятий целесообразно использовать следующие виды и формы контроля: входной, промежуточный, итоговый, в задачи которых входит: входной контроль – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития; формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков; промежуточный контроль– установление фактического уровня теоретических знаний учащихся, их практических умений и навыков; соотнесение результатов промежуточного контроля с результатами входного с целью дальнейшей коррекции образовательного маршрута учащегося; итоговый контроль– диагностика знаний, умений учащихся после прохождения всего курса индивидуально-коррекционных занятий; соотнесение результатов итогового контроля с результатами входного с целью дальнейшей коррекции образовательного маршрута учащегося; выявление динамики. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Личностными результатами освоения программы являются: воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качествличности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свѐрнутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга. Предметные результаты выражаются в следующем: 5 КЛАСС Учащиеся должны знать: определения основных разделов русского языка; определения частей речи; определения орфографических и пунктуационных правил; аргументировать свои ответы и приводить примеры. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: делать грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический; находить в словах орфограммы; определять и различать части речи; определять морфологические признаки имѐн существительных, прилагательных; определять морфологические признаки глагола; выделять знаками препинания обращения и прямую речь. Развитие речи: составлять тексты различных типов речи и стилей; пользоваться различными словарями. 6 КЛАСС Учащиеся должны з н а т ь: порядок грамматического разбора; морфологические признаки изученных частей речи; определения орфографических и пунктуационных правил; определение «компрессия», виды компрессии текста; аргументировать свои ответы и приводить примеры. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: дифференцировать части речи; находить в тексте изученные орфограммы, объяснять их правописание; различать виды предложений. Развитие речи: делить текст на микротемы; составлять простой и сложный планы; составлять текст на основе исходного. 7 КЛАСС Учащиеся должны знать: способы группировки орфограмм по основным признакам; виды грамматических справочников, их назначение; определения основных орфографических и пунктуационных правил; обосновывать свои ответы и приводить примеры; Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы; дифференцировать части речи; целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Развитие речи: строить текст - рассуждение: 10 аргументировать свои высказывания; уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы; выразительно читать прозаический и стихотворный текст. 8 КЛАСС Учащиеся должны знать: - понятия основных разделов языка; - теоретические сведения по синтаксису и пунктуации. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: различать части речи; находить в тексте обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения; вводные слова, обращение и т.д.); отличать неполные предложения от односоставных; правильно ставить знаки препинания в простом предложении, осложненном обособленными членами, однородными членами, прямой речью, обращением, вводными словами и предложениями и др. Развитие речи: строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи; строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему; определять микротемы в тексте; знать основные способы компрессия текста. 9 КЛАСС Учащиеся должны знать: понятия основных разделов языка; теоритические сведения основных разделов русского языка; орфографические и пунктуационные правила. Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: отличать ПП от СП; определять виды ССП, СПП; отличать ССП, СПП, БСП; правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. Развитие речи: строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи; строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему; определять микротемы в тексте; знать основные способы компрессии текста. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга МЕСТО КУРСА «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» В УЧЕБНОМ (БАЗИСНОМ) ПЛАНЕ Проведение коррекционных занятий по русскому языку на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объѐме 175 часов, в том числе: в 5 классе – 35 ч., в 6 классе - 35 ч., в 7 классе-35 ч., в 8 классе - 35 ч., в 9 классе - 35 ч. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 КЛАСС № п/п Раздел Количество часов 1. Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 11 3. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 7 4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 3 5. Раздел 5. Развитие речи 7 Всего: 34 6 КЛАСС № п/п Раздел Количество часов 1. Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 5 2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 12 3. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 9 4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 4 5. Раздел 5. Развитие речи 4 Всего: 34 7 КЛАСС № п/п Раздел Количество часов 1. Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 9 3. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 10 4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 3 5. Раздел 5. Развитие речи 6 Всего: 34 8 КЛАСС № п/п Раздел Количество часов 1. Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 7 3. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 11 4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 2 5. Раздел 5. Развитие речи 6 Всего: 34 9 КЛАСС № п/п Раздел Количество часов 1. Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 4 3. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 9 4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 4 5. Раздел 5. Развитие речи 12 Всего: 34 СОДЕРЖАНИЕ 5 КЛАСС Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ОВЗ. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Фонетика. Морфемика. Орфограмма. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Самостоятельные и служебные части речи. Различение частей речи. Имя существительное. Морфологические признаки. Имя прилагательное. Морфологические признаки. Глагол. Морфологические признаки. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание разделительных Ъ и Ь, предлогов со словами. Правописание окончаний имѐн существительных, имѐн прилагательных, глагола. Правописание -тся, -ться, написание не с глаголом. Индивидуальная работа по результатам диагностики. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем Знаки препинания при обращении и прямой речи. Фонетика. Правописание приставок на з-с. Правописание гласных в корне слова: чередующиеся гласные. Раздел 5. Развитие речи Текст. Составление текстов различных типов речи и стилей. Словообразование. Обогащение активного словарного запаса: работа с синонимами, антонимами. Синтаксис, синтаксические конструкции. Умение пользоваться различными словарями. 6 КЛАСС Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Фонетика. Морфемика. Орфография. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Дифференцирование частей речи и их грамматических категорий. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях Правописание окончаний имѐн существительных и прилагательных, глагола. Правописание гласных в корне. Простое предложение. Тире в простом предложении. Простые предложения с однородными членами и обобщающим словом. Знаки препинания. Сложное предложение. Знаки препинания при обращении и прямой речи. Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем Правописание чередующихся гласных в корне о/а. Правописание приставок пре-, при-. Правописание числительных. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях, не с частями речи. Раздел 5. Развитие речи Деление текста на микротемы. Простой и сложный план. Пересказ по плану. Компрессия. Виды компрессии. Расширение словарного запаса по темам «Описание помещения» и «Описание пейзажа». Умение употреблять в речи прилагательные. Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текстов. 7 КЛАСС Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Составление схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи и орфографических правил. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных, прилагательных, глагола. Правописание имѐн числительных. Знаки препинания в ПП, СП и при прямой речи. Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Правописание наречий и предлогов. Раздел 5. Развитие речи Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека», «Описание внешности человека», «Описание процессов труда». Составление текстов с типом речи – рассуждение. Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста. 8 КЛАСС Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Морфологические признаки различных частей речи. Обособленные члены предложения. Упражнения в дифференциации частей речи, орфограмм и пунктограмм. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом предложении: тире, однородные члены, обобщающее слово. Обособленные предложения. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем Словосочетание. Способы связи в словосочетании. Обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Знаки препинания. Приложение. Неполные предложения. Отличие неполных предложений от односоставных. Раздел 5. Развитие речи Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения. 9 КЛАСС Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Упражнения в дифференциации видов предложений. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Осложнѐнные предложения. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания. Сложносочиненные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложноподчинѐнных предложениях. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 5. Развитие речи Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (35 часа) № урока 1 2 3 4 5 6 Тема, содержание урока Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание непроверяемых безударных гласных и согласных в корне слова Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Разделительные Ъ и Ь знаки. Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Глагол. Повторение изученного в 1 – 4 классах. Правописание глаголов. ТЬСЯ – ТСЯ в глаголах Личные окончания глаголов. Примечание 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 НЕ с глаголами. Имя существительное. Безударные гласные в окончаниях существительных. Имя прилагательное. Безударные гласные в окончаниях прилагательных. Местоимение. Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания Предложение. Виды предложений по цели высказывания Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог. Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Фонетический разбор слова. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Антонимы. Синонимы. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Приставка. Суффикс. Морфемный разбор слова. Чередование звуков. Беглые гласные. Чередование О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС. Чередование О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ. Правописание гласных и согласных в приставках Буквы З-С на конце приставок. 31 32 33 34 35 Буквы О- Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. Развитие речи. Работа с текстом. Развитие речи. Работа с текстом. Развитие речи. Работа с текстом. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс (35 часа) № урока 1 Тема, содержание урока 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Примечание Повторение изученного в 5 классе Орфограммы в корнях и окончаниях слов Словосочетание Предложение Части речи Стили речи Лексика и фразеология Фразеологизмы Словообразование Р.Р. Описание помещения Буквы о-а в корнях кос-кас Буквы о-а в корнях гор-гар Буквы ы-и после приставок Приставки пре-при Соединительные о-е в сложных словах Сочинение по картине Имя существительное. НЕ с существительными Суффиксы существительных Гласные о-ё после шипящих Имя прилагательное Разряды прилагательных НЕ с прилагательными Буквы о-ё после шипящих и ц Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Глагол Наклонения глаголов. Безличные глаголы Имя числительное. Склонение числительных Местоимение. Разряды местоимений Р.Р.Изложение Повторение изученного Р.Р. Сочинение-рассуждение Р.Р. Работа с текстом. Подготовка к итоговой работе Итоговая работа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс (35ч) № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Тема, содержание урока Примечание Повторение изученного в 6 классе Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разор Лексика и фразеология Фонетика и орфография Словообразование и орфография. Тексты и стили Морфология и орфография Причастие как часть речи Склонение причастий Причастный оборот Действительные и страдательные причастия Одна и две буквы Н в причастиях НЕ с причастиями Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот НЕ с деепричастиями Деепричастия совершенного и несовершенного вида Наречие как часть речи Разряды и степени сравнений наречий НЕ с наречием. Отрицательные наречия Одна и две буквы Н в наречиях Буквы О и Е после шипящих на конце наречий Буквы О и А на конце наречий Дефис между частями слова в наречиях Мягкий знак на конце наречий Служебные части речи. Предлог Слитное и раздельное написание предлогов Союз Простые и составные союзы. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато Частица Разряды частиц Раздельное и дефисное написание частиц Подготовка к итоговой контрольной работе Работа над ошибками Подготовка к итоговой работе ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс (35ч) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 34 Тема, содержание урока Примечание Знаки препинания в сложном предложении Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных НЕ с разными частями речи Р.Р. Изложение Словосочетание Грамматическая основа предложения Р.Р. Описание памятника культуры Сказуемое простое и составное Второстепенные члены предложения Р.Р. Сочинение. Характеристика человека Односоставные предложения Односоставные предложения Р.Р. Сочинение-рассуждение Однородные члены предложения Осложнённые предложения Р.Р. Изложение с элементами сочинения Обобщающие слова при однородных членах Обособленные определения Обособленные приложения Обособленные обстоятельства Уточняющие члены предложения Р.Р. Сочинение-рассуждение Обращение Вводные слова Вводные слова Р.Р. Сжатое изложение Прямая и косвенная речь Цитата Р.Р. Изложение Р.Р.Изложение Повторение изученного Р.Р. Сочинение-рассуждение Р.Р. Работа с текстом. Подготовка к итоговой работе Итоговая работа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс (35 ч) № занятия 1 2 3 4 5 Тема, содержание урока Повторение изученного в 8 классе Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разор Тексты и стили Словосочетание и предложение Грамматическая основа предложений Примечание 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Предложения с обособленными членами Обращение. Вводные слова Сложное предложение Союзные и бессоюзные сложные предложения Р.Р. Сочинение Сложносочинённые предложения Сложносочинённые предложения Сложносочинённые предложения Сложносочинённые предложения Р.Р. Сочинение-описание Изложение Изложение Изложение Сложноподчинённое предложение Сложноподчинённое предложение Сложноподчинённое предложение Сложноподчинённое предложение Сложноподчинённое предложение Изложение Изложение Изложение Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения Сложные предложения с различными видами связи Изложение Изложение Изложение Подготовка к итоговой контрольной работе Работа над ошибками Подготовка к итоговой работе